Что такое добро? Определение и значение слова.
ДОБРО — это всё положительное, хорошее, доброе дело, поступок, приносящий пользу. ДОБРО противоположно злу.ДОБРО — это положительное моральное состояние и оценка поведения (поступка) человека или общества.В него вкладывается сугубо человеческий и социальный смысл. Добро — это всё то, что идёт на пользу сохранения рода человеческого, на воспроизводство установившегося и проверенного многовековой практикой образа социальной жизни. Это добро может осознаваться.
О понятии «ДОБРО»
В известном детском стихотворении Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» расклад хорошего и плохого довольно ясен. Солнечная погода — хорошо, а ненастье — плохо, быть отважным — хорошо, а трусливым — плохо, нужно помогать слабым и противостоять опасности. Для малышей подобного объяснения вполне достаточно.
Согласно опросам, проведённым среди людей, которые по возрасту уже давно читают другие стихи, добро понимается ими по-разному. Вот наиболее типичные ответы: добро — это поступки, совершённые от чистого сердца; во имя высших идеалов; ради блага других людей; правильные с точки зрения окружающих; заключающие в себе максимальную пользу и минимальный вред; добро — бескорыстная помощь.
В самом общем смысле добро и зло — устойчивые представления человека (группы, сообщества, общества) о чём- то в соответствии с неким стандартом. В качестве такового могут выступать потребности, интересы, намерения,цели, идеал (как выражение высшей степени ценного или наилучшего, как выражение совершенства).
Так, одно слово «добро» обозначает и материальные блага, и моральное благо. И эта многозначность требует уточнения, прояснения. Особенно когда речь идёт о моральном (этическом)значении слова: необходимо осознавать, какой смысл вкладывает человек в понятие «добро».
Добро в этике
ДОБРО — одно из наиболее общих понятий морального сознания и одна из важнейших категорий этики. Вместе с противоположным понятием «зло» они отражают в своем содержании моральные ценности того или иного общества. В широком смысле слова «добро» и «зло» обозначают положительные и отрицательные ценности вообще. Они являются качественной оценкой тех отношений, которые складываются в обществе между людьми.
Первоначально представления о добре и зле складывались по мере освоения людьми предметов и явлений объективной действительности. То, что удовлетворяло потребности людей, помогало им выжить и сохранить свой род, оценивалось как добро; то, что мешало, вредило жизни — называли злом.
В условиях родового строя эти понятия не носили чисто морального характера. Ими одинаково обозначали предметы материального мира (напр., дождь, солнце — добро, гроза, засуха — зло, и т. п.), отношения между людьми, а также их физические (телесные) и духовные качества. Добро понималось, как правило, в значении понятия «благо», т. е. всего того, что служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей. Постепенно процесс экономического развития привел к разрыву между материальными благами и моральными доблестями (качествами) человека, что получило закрепление в моральном сознании людей в двух различных понятиях: «благо» — то, что полезно, что удовлетворяет различные (материальные + физические + духовные) потребности человека; «добро» — как вид духовного блага; как выражение моральной ценности тех или иных событий, действий, отношений, существующих в данном обществе.
В самой общей форме «добро» стали определять как все то, что оценивается положительно, рассматривается как ценное (значимое) для жизни как отдельного человека, так и общества в целом.
Природа добра
В истории общества существовало много попыток определить природу (источник) добра и зла. Условно их принято делить на три группы:
1) теории (учения), которые связывали существование добра и зла в мире с некими абсолютами, находящимися за пределами человека и человеческого мира (бог, дьявол, законы универсума и т. п.);
2) теории, которые объясняли добродетельность или порочность людей наличием добрых или злых начал в самой природе человека («человек добр или зол от рождения, по самой своей природе (генотипу)»);
3) теории, которые связывали существование добра и зла в человеческом мире с обстоятельствами его (человека) социальной жизни.
Содержание добра
Содержание «добра» тоже объяснялось по-разному. Так, гедонизм связывал добро с удовольствиями и наслаждениями человека. Эвдемонизм представлял добро как основание человеческого счастья, т. е. добро — то, что делает человека счастливым, безмятежным, спокойным, созерцающим с философским спокойствием происходящее вокруг него. Утилитаризм, прагматизм рассматривали добро как полезность, т. е. добро есть все то, что удовлетворяет потребности конкретного человека. Однако, такое сведение добра к пользе отдельного человека (или группы людей) фактически размывает критерии между добром и злом. Для обретения неких благ и удовлетворения своих потребностей может быть весьма полезно (выгодно) кого-нибудь убить или ограбить. Это поможет достичь личной цели и получить искомое удовольствие. Однако оценить такое поведение как безусловно положительное нельзя. С моральным добром такое поведение не имеет ничего общего.
Потребности людей могут быть весьма различны. Они бывают извращенными, невротическими и т. п., и потакание им способно обернуться величайшим злом для окружающих. Поэтому, говоря о пользе как основании добра, следует всегда уточнять: «для кого полезно?» и «для кого добро?» Польза является лишь средством достижения добра.
В моральном отношении истинное добро — это то, что является добром для всех, для человечества как целого и каждого индивида. Такое добро очень абстрактно в мире, где сталкиваются потребности, желания и мнения миллиардов людей. Но идеал добра для всех — это некая регулятивная идея, нечто вроде стрелки компаса, указывающей направление движения. (Кантовский категорический императив: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства».)
Моментом, который отличает пользу от добра и выявляет его сущностные характеристики, является бескорыстие добра. («Истинная награда за добродетель есть сама добродетель» — И. Кант.) Истинное добро творится без расчета («ты мне — я тебе»), из самой потребности творить добро, дарить людям любовь и радость. Добро бескорыстно, поэтому отношения взаимной полезности не могут считаться добром, поскольку основаны на эгоистических интересах.
Содержание добра изменчиво, как изменчивы интересы людей и обществ. В этом смысле оно исторично и классово (в классовом обществе). Но это не означает, что оно только релятивно. Во-первых, наряду с меняющимися интересами существуют и постоянные, общечеловеческие. Например, накормить голодного, вылечить больного, приютить бездомного ребенка, вступить в борьбу со злом и т. п. всегда есть добро. Во-вторых, сделать добро не значит просто принести благо индивиду или общности, но при этом максимально возможным образом соблюсти гармонию интересов обеих сторон. Должна соблюдаться и вся совокупность интересов объекта отношения, а условием этого является бескорыстие, моральное мотивирование действия (о чем уже говорилось выше). Если благо приносится из корыстного побуждения, не ради общей пользы, а ради самого себя, то оно вполне может обернуться злом, подчас намного перевешивающим ценность этого блага. Отсюда ясно, почему так важно, чтобы люди руководствовались моральными побуждениями, стремлением делать добро, а значит, почему и в теории необходимо различать добро и благо, понимать, в чем состоит специфика добра.
Добро и зло (выбор)
Добро всегда предполагает сознательный, свободный и бескорыстный выбор действия (поступка). Если человек творит доброе дело, следуя приказу, распоряжению, принуждению, или случайно, непреднамеренно совершает доброе дело, или за материальное вознаграждение, то подобное добро оказывается мнимым.
Подлинное добро — это деяние добра, это практическое, деятельное исполнение человеком вменяемых ему моралью требований. Неделание зла — еще не есть добро (добродетельность). Истинное добро всегда активно.
С помощью понятия «добро» оценивают социальную практику, поступки и моральные качества отдельных индивидов, взаимоотношения людей. В зависимости от того, что именно подвергается оценке, понятие добра приобретает форму более конкретных понятий — «добродеяние» (благодеяние), «добродетель», «доброта».
Всё значительное в мире происходит не благодаря злу и его борьбе с добром, а из-за наличия добра и зла как альтернатив человеческого выбора. Всё значимое в мире происходит благодаря свободе чело века, которая, в частности, проявляет себя и в свободе творить добро, и в свободе творить зло. «Если бы враждебность была основной движущей силой, мир давно был бы разрушен, и у меня не было бы возможности написать эту статью, а у вас её про читать», — говорил Махатма Ганди.
Добро утверждается в преодолении обособленности, разобщённости, отчуждения между людьми и в установлении между ними взаимопонимания, согласия, человечных отношений. Добро проявляется в милосердии, заботе, любви, а зло — в чёрствости, враждебности, насилии.
Выражения со словом «ДОБРО»
Идеалы добра. Верить в добро. Душа этого чело века — средоточие добра / олицетворённое добро. Воля к добру. Учить добру кого-нибудь. Добру не научит кто-нибудь. Добра не жди от кого-чего-нибудь. Сделать много добра людям. Добром поминать — вспоминать с благодарностью. Дать (получить) добро на что (разг. и спец.) — дать (получить) разрешение, согласие. Дать добро на вылет.
Примеры добра в литературе
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»А. Платонов «Юшка»А.И. Солженицын «Матрёнин двор»В.Г. Распутин «Уроки французского»Л.Н. Толстой «Война и мир»М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»