Все об артикуляторно-фонетической дислалии

 

Дислалия − это неправильное звукопроизношение при сохранном физическом слухе и работе артикуляционного аппарата. Это распространенное речевое нарушение, поддающееся коррекции. Оно проявляется как искаженное произношение, смешение и замена звуков. Существует несколько форм этого нарушения: у каждой имеются особенности, которые нужно учитывать при организации логопедической помощи.

Краткое описание

При артикуляторно-фонетической дислалии происходит нарушение звукопроизношения по типу искажения. В детской речи звук присутствует, но в момент произнесения органы артикуляционного аппарата принимают неправильное положение. В результате формируется аналог фонемы, похожий к звуковому образу по акустическим признакам. И искаженное произношение фонематический слух принимает за норму.

Иногда бывает так, что правильная фонема отсутствует. Но при такой форме дислалии это встречается редко. У ребенка с таким дефектом имеется индивидуальный аналог фонемы, который можно соотнести с нормированным произношением.

Причина появления такого нарушения − неправильная речевая среда или общение малыша со взрослым, имеющим нарушение звукопроизношения.

Поэтому при коррекционной работе обязательно проведите консультационную работу с родителями, объясните всю важность воспитания в правильной речевой среде.

Когда дошкольник осваивает фонетическую систему языка, он опирается на свой слух, выбирая правильные артикуляционные уклады. Но иногда в процессе возникают специфические трудности, когда малыш выбирает звук, похожий на нормированный, но не являющийся правильным. Фонетическим слухом он принимается его за норму, а неправильная артикуляция закрепляется в речи. Поэтом, чем раньше вы начнете проводить коррекционную работу, тем быстрее исправите это речевое нарушение.

По структуре речевого дефекта − это ФНР (фонетическое нарушение речи). Ребенок с артикуляторно-фонетической формой слышит неправильное произношение в речи взрослого. Когда малыша просят повторить слово, то он произносит его правильно. Для коррекции дислалии нужна консультация логопеда. Он определит точную структуру дефекта и составит коррекционную работу.

Проведение диагностики

Логопед подбирает материал для обследования в соответствии с возрастом. Чаще всего за консультацией родители обращаются, когда ребенку исполняется три года. В три года он начинает активно осваивать систему языка. Специалист смотрит на состояние моторной сферы, обращает внимание на работу артикуляционного аппарата. Также он оценивает его анатомическое состояние. Если есть какие-либо отклонения, то может потребоваться помощь другого специалиста. Например, если нарушен прикус, то понадобится консультация ортодонта.

Затем логопед проверяет звукопроизношение. Сначала он просит произнести звук изолированно, затем в слогах, словах. Также специалист оценивает звукопроизношение ребенка в самостоятельной речи. Потом логопед смотрит на сформированность фонематических процессов. Ребенку предлагается выделить на слух нужную фонему среди других, найти слово с нужным звуком и т. д.

Чтобы исключить другие речевые проблемы, логопед оценивает словарный запас; предлагает задания, чтобы посмотреть, как ребенок овладел простыми грамматическими категориями.

Специалист просит малыша рассказать, что изображено на картинке или составить рассказ о том, что ему интересно. Обследовав все компоненты речи, логопед может определить структуру дефекта.

Отличие от дизартрии

Дизартрия также является распространенным речевым нарушением. Ее часто путают с дислалией, но между ними есть различия. При первом варианте нарушены все компоненты речи, а в другом случае − только звукопроизношение и фонематические процессы.

Дизартрия обусловлена органическим поражением центральной нервной системы, а дислалия возникает из-за тяжелых заболеваний, нарушения режима дня и по социальным причинам. При первом речевом дефекте нарушена моторная сфера, тогда как при втором варианте она сохранна. Также при дислалии отсутствует неврологическая симптоматика, интеллект сохранен, как и эмоционально-волевая сфера.

Коррекция дизартрии может занять длительное время и ребенок может вернуться к этому дефекту под воздействием неблагоприятных факторов. Лечение дислалии длится примерно полгода без возврата к этому нарушению речи.

Особенности коррекционной работы при артикуляторно-фонетической дислалии

На подготовительном этапе на занятиях акцентируют внимание ребенка на ощущении положения органов артикуляции. Логопед проводит артикуляционную гимнастику. Во время выполнения каждого упражнения он просит ребенка запомнить положение губ, языка, неба. Таким образом формируется артикуляционная база. Вместе с этим ведется работа по коррекции фонематических процессов и обучению навыкам звуко-буквенного анализа.

На следующем этапе логопед занимается постановкой звука от артикуляционной гимнастики. Для каждой фонемы имеются особые упражнения, позволяющие сформировать нужный уклад. Иногда постановку звука делают с механической помощью, но внимание артикуляционной гимнастике уделять нужно − для дальнейшей автоматизации звука.

На третьем этапе на занятиях проводят автоматизацию звука, вводят его в самостоятельную речь, корректируют фонематические процессы. На занятиях логопед опирается на анализ артикуляционного образа автоматизируемой фонемы.

Четвертый этап − это дифференциация звука. Его включают в коррекционную работу при необходимости, если малыш смешивает фонемы. На этом этапе упор делается на развитие фонематических процессов и звуко-буквенного анализа слова.

Дислалия часто появляется, когда малыш начинает активнее взаимодействовать с окружающим миром. Количество получаемой информации увеличивается, потребность в общении вырастает, происходит резкое увеличение словарного запаса − из-за этих факторов и возникает нарушение произношения. Но при ранней коррекцией малыш преодолевает проблему и потом у него нет трудностей в обучении.

 

Читайте также:  Сказкотерапия – эффективная психологическая методика работы с ребенком
Оцените статью
Популярный образовательный портал по сочинениям, развитию и постановке речи