Автоматизация звука «Р»

С той поры как ребенок научится верно произносить звук, необходимо начинать его автоматизацию. Для этого существуют различные упражнения, которые можно делать как с логопедом, так и с родителями в домашних условиях. Автоматизация звука «Р» важная составляющая речевого развития для верного произношения.

Что это такое?

Автоматизация звука «Р» в словах – это такой процесс, который позволяет выработать стойкий навык верного произношения звука в дальнейшем общении. Ведь мало просто поставить воспроизведение, нужно еще его хорошенько закрепить, потому что в памяти ребенка может оставаться привычка говорить неправильно.

При проведении занятий следует придерживаться следующих советов:

  • Приступать к закреплению необходимо только тогда, когда дети научатся произносить звуки должным образом, причем делают это всегда, при неоднократном повторении.
  • Перед занятиями важно подготовить мышцы речевого аппарата. Сделать это можно с помощью артикуляционной гимнастики.
  • Не стоит в одно время автоматизировать звуки, которые ребенок путает, к примеру, звуки «Р» и «Л».
  • Упражнения для автоматизации звука должны выполняться в такой последовательности, при которой занятия усложняются постепенно. Сначала делается простое упражнение, потом посложнее, затем еще труднее и так до самого сложного.
  • Необходимо обязательно заинтересовать ребенка. Для этого занятия можно проводить в виде игры.
  • Заниматься нужно регулярно, оптимальным вариантом будет одна тренировка продолжительностью в 20 минут каждый день.

Для автоматизации звука «Р» применяют упражнения в словах, предложениях и стихах, в которых эта буква встречается множество раз. При неправильном воспроизведении звука в текстах надо попросить ребенка повторить упражнение. При этом нужно обязательно хвалить его, говоря о том, что у него уже все получается и, если он и дальше будет так заниматься, то сможет выговорить букву без труда.

Нельзя ругать детей, если что-то не выходит. Ведь от привычки дефектного произношения, как и от любой другой, очень нелегко отвыкнуть. Поэтому им необходима поддержка родителей.

Артикуляционная гимнастика перед занятиями

Автоматизация звука «Р» в словах начинается с подготовки мышц речевого аппарата. Для этого широко применяется артикуляционная гимнастика. Предварительно разогретые мышцы помогают быстрее и успешнее справиться с неверным произношением.

  • Первое упражнение называется «Непослушный язычок». Для его выполнения следует улыбнуться, открыв рот, язык расположить на нижней губе, немного прикусывая его зубами. В таком положении нужно произнести: «пя-пя-пя» на протяжении 10 секунд.
  • Второе занятие «Лопатка». Оно делается таким образом: нужно открыть ротик, улыбаясь, широкий язычок положить на нижнюю губу и зафиксировать это состояние на 5 секунд. Выполнить понадобится 3 раза.
  • Третьим хорошим упражнением является «Индюшонок». Ребенку понадобится открыть рот, улыбнуться и двигать широким передним краем язычка по верхней губе вперед-назад. При этом нельзя отрываться от губы, а кончик немного загнуть вверх. Начать занятие следует медленно, а затем постепенно увеличивать скорость движений.

Занятия для закрепления в слогах и словах

Автоматизация звука «Р в слогах и словах, предложениях и текстах начинается с самого простого, затем задания усложняются. Для более точного построения комплекса можно обратиться за консультацией к логопеду.

Таким образом, начало занятий – это закрепление звука с помощью слогов. Можно сделать это в виде игры «Повторюшки», что поможет сильнее заинтересовать ребенка. Для этого необходимо сказать следующее: «Малыш, а ты знаешь повторюшек? Это такие интересные человечки, которым очень нравится все повторять! Давай тоже сыграем в повторюшек?!

И как только ребенок согласится, можно начать произносить самые разнообразные слоги, начиная с простых: ра-ру-ры, ро-ре-ра. Разрешается воспроизводить их с разной интонацией и высотой голоса. Ребенок с удовольствием будет повторять за родителями. После простых слогов можно переходит к сложным, к примеру, бра, дро, вру, сре, трю, дри и так далее.

Также можно проговаривать слога и слова с буквой «Р» с помощью чистоговорок. Они составлены таким образом, чтобы дети могли закончить предложения самостоятельно. Кроме автоматизации звуков в предложениях, это еще помогает развить словарный запас и мыслительную деятельность ребенка.

  • Ры-ры-ры. В облака летят… (шары)
  • Ра-ра-ра. Продолжается… (игра)
  • Ру-ру-ру. Бью рукою по… (шару)
  • Ро-ро-ро. Шар упал в… (ведро)
  • Ра-ра-ра. Вот высокая… (гора)
  • Ру-ру-ру. Собирайте… (детвору)
  • Ры-ры-ры. Мы спускаемся с… (горы)
  • Ра-ра-ра. Очень рада… (детвора)
  • Ра-ра-ра. Вот большущая… (нора)
  • Ры-ры-ры. Лиса с лисенком у… (норы)
  • Ру-ру-ру. Лисичка залезла в… (нору)
  • Ру-ру-ру. Мы забрались на …(гору)
  • Ру-ру-ру. А я грибочков … (наберу)
  • Ра-ра-ра. Были мы в гостях… (вчера)
  • Ра-ра-ра. Какая прекрасная… (игра)

Помимо этого можно просто повторять слова, в которых содержится буква «Р»: гора, нора, пара, гитара, жара, пора, перо, утро, ядро, ведро. Потом нужна автоматизация звука «Р» в словосочетаниях. Для этого необходимо проговаривать например: старое ведро, хороший хор, родной брат, горячий борщ, красный самовар, красивый узор, третий номер.

Сначала можно выбрать словосочетания, где расположена «Р» в начале слова, а потом и в других его частях.

Закрепление в игровой форме

Все же лучше всего, если автоматизация звука «Р» в словах проводилась в виде игр. Это максимально завлечет ребенка и, он даже не заметит, как пройдет время и произношение закрепится до автоматизма.

Для проведения игры понадобится подготовить разные карточки, на которых находятся изображения, имеющие в своем названии букву «Р». Затем разложить 3 карточки и спросить малыша о том, что на них нарисовано. Если ребенок неверно произнесет звук, то нужно повторить еще раз. Ведь основная задача занятия – это не развлечение, а автоматизация звука «Р» в словах и словосочетаниях.

Итак, понадобится закрыть карточки чем-нибудь и заменить одну. Потом открыть их и спросить у малыша, какой рисунок появился и как он называется. Как только кроха правильно произнесет слово, можно переходить к другим картинкам и повторить игру.

Если ребенок будет с легкостью запоминать 3 картинки, тогда необходимо увеличивать их количество, но не более чем до 8 штук.

Для следующего занятия также можно использовать эти же картинки. Потребуется разложить их в ряд, достаточно 5 штук. Дать ребенку посмотреть и запомнить их. Затем попросить его отвернуться и назвать все картинки в том порядке, в котором они находятся.

В случае ошибки необходимо дать еще шанс и повторить упражнение. При правильном выполнении задания и произношении названий картинок нужно поменять карточки.

В такую игру можно играть в любом месте, будь то дом, поездка в автобусе или прогулка на свежем воздухе. Необходимо просто соревноваться в том, кто знает больше слов со звуком «Р».

Таких слов довольно много и встречаются они на каждом шагу. Стоит выйти на улицу, как сразу можно назвать двор, крыльцо, дерево, дверь, дорога, трава и так далее!

Стихи как способ автоматизации

Рекомендуется применять для автоматизации звука «Р» и стихотворения. Конечно же, подбирать их необходимо таким образом, чтобы в них было множество слов с нужной буквой. Можно совместно с детьми попробовать сочинить собственное произведение, это будет намного увлекательнее.

Желательно заучивать стихотворения наизусть. Важно при этом наблюдать, чтобы произношение было правильным. Если малыш сделает ошибку, то надо попросить его рассказать произведение снова.

Для занятий с ребенком можно выбрать такие стихотворения:

Страусы строят гнезда в сторонке. Странными кажутся эти воронки. Ямы в песке роют быстро и просто Красивые птички высокого роста.

Пропала буква Р. Где? В театре, например. А может мы ее вчера Забрать забыли со двора? Потеряли в гастрономе, Не нашли за дверью в доме? Или спрятали, проверьте В этом беленьком конверте? Может, милиционер Подскажет нам, где буква Р? Но закричала громко Даша: Нашлась буковка наша! Посмотрите, как просто это: Рыба! Рак! Река! Ракета!

Четверо друзей дружно дрались, Кондрат и Трофим помогать им взялись, Драка закончилась, тройка смеется: «Дружными быть не всегда удается!»

Я умею на кроватке Простыню расправить гладко И у смятой подушки Кулачком задвинуть ушки.

Я сегодня утром рано Умывался из-под крана! Я теперь и сам умею Вымыть и лицо и шею.

Утром радио вещало И прогноз передавало: У окраин Ленинграда Ждите грома, ветра, града, И бурана ждите!.. Впрочем, Наш прогноз еще не точен!..

Веселые, проворные Из теплых стран в апреле Грачи, от солнца черные, К нам в городок прилетели.

На крейсере «Варяг» Кудрявый был моряк. Моряк привык к порядку — Моряк любил зарядку!

Барабанщик сильно занят. Барабанщик барабанит. Тарара, тарара, Нам гулять идти пора!

Автоматизация звука «Р» в словах и стихах помогает ребенку развить память, речевую деятельность в целом, мышление, повысить свой словарный запас. Поэтому родители больше всего предпочитают именно произведения в стихотворной форме для развивающих занятий.

Таким образом, автоматизация звука «Р» в словах является закреплением звука, произношение которого уже поставлено. Она начинается с артикуляционной гимнастики, а продолжается различными упражнениями на закрепление в слогах, словах и предложениях. Для того чтобы, вызвать интерес детей к занятиям, следует проводить их в форме игр. Ведь только при желании ребенка можно добиться хороших результатов.

Читайте также:  Заикание – путь длиною от Аристотеля до клинических испытаний
Оцените статью
Популярный образовательный портал по сочинениям, развитию и постановке речи

Автоматизация звука Рь

 

Автоматизация звука Рь – это один из необходимых этапов логопедической работы по устранению нарушения звукопроизношения. Он предшествует стадии дифференцирования и прорабатывается после этапа механической постановки в изолированном положении. Данный этап нельзя упускать, он необходим для того, чтобы довести звук до автоматизма. Чтобы ребенок смог беспрепятственно его использовать в свободной речи, не задумываясь о правильности его артикуляционного положения, а воспроизводя звук механически.

Артикуляционное положение звука

Положение органов артикуляции во время произношения Рь схоже с Р, но различия между ними все же есть. Правильное артикулирование Рь предполагает:

  • вибрацию голосовых связок;
  • кончик языка слегка изогнут и направлен к задней поверхности передних зубов;
  • корень языка принимает фиксированное положение, а спинка приподнимается к средней части неба;
  • язык широкий, упирается в зубы боковыми сторонами.

Причины нарушения

Недостаточность произносительной стороны речи, обусловленная неправильным звукопроизношением, может быть вызвана социальными (по меньшей мере) или физиологическими причинами (в большинстве случаев):

  • Наиболее распространенная причина, по которой может быть выявлена проблема в произношении Рь, – укороченная уздечка (это та самая связка, расположенная под языком у его корня). В этом случае специалисты, как правило, предлагают врачебное вмешательство: уздечку подрезают.
  • Слабая иннервация мышц языка часто приводит к затруднениям при произнесении ряда звуков, в том числе Р и Рь.
  • Недоразвитие фонематического слуха и восприятия: чаще всего эта причина является второстепенной, так как в ее основе может лежать первичное нарушение, связанное с ЗПРР (задержкой психологического и речевого развития), ОНР (общим недоразвитием речи), ФФН (фонетико-фонематическим нарушением) и т. д.
  • Педагогическая запущенность, как причина нарушения звукопроизношения, может проявляться в отсутствии общения с ребенком, в неправильном примере для подражания в сенситивный период развития речи. Если в семье один из родителей или другой близкий родственник имеет дефект речи (дизартрический компонент), ребенок будет принимать искаженную модель произношения взрослых за правильную.
Читайте также:  Разучите вместе с вашим ребенком скороговорки про зиму

Профилактика нарушения звукопроизношения мягкого Р

Предотвратить проблемы со звукопроизношением можно, если делать все вовремя. Самой лучшей профилактической мерой по борьбе с недостатками в произношении того или иного звука служит правильный пример для подражания со стороны взрослых. Поэтому в первую очередь родителям необходимо следить за правильностью собственной речи.

Некоторые родители, сами того не понимая, способствуют развитию проблем с произношением. Если ребенок не выговаривает мягкий «Р», ни в коем случае нельзя пытаться говорить «на его уровне», поощряя сюсюканье. Лучше ему от такой «поддержки» точно не будет, а вот хуже – да.

Если у малыша замечены проблемы со звуками Р, Рь, то хорошей профилактикой будет ежедневное выполнение артикуляционной гимнастики. Есть интересные для детей сказки «про веселого Язычка», вариантов множество, можно подобрать под комплекс для любого звука и играть с ребенком. Это помогает держать в тонусе мышцы языка и растягивать подъязычную уздечку.

Независимо от того, посещает ли ребенок дошкольное учреждение, либо получает только домашнее воспитание, проведение логопедического обследования – это необходимость. Далеко не всегда родители могут замечать, что их малыш неправильно выговаривает звуки. Плановая диагностика у логопеда позволит предотвратить возможные нарушения или выявить уже имеющиеся. Не стоит забывать, что с возрастом устранить проблему в произношении становится только сложнее.

Нарушение произношения звука Рь

Логопед при обследовании массовых групп детей часто выявляет нарушения звуковой стороны речи и дает родителям рекомендацию на дополнительные занятия со специалистом. В более серьезных случаях ребенок получает направление на ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию) и, как следствие, перевод в логопедическую группу. Чтобы это не оказалось неожиданностью, родители могут заранее проверить речь ребенка на наличие нарушений в звукопроизношении. В случае с Рь, могут наблюдаться следующие варианты:

  • «Проглатывание» звука: ребенок пропускает в своей речи звук Рь, в результате чего слова произносятся без него: «юкзак» вместо «рюкзак», «кюк» вместо «крюк» и т. д.
  • Замена звука Рь звуком Ль: чаще всего дети с нарушением произношения Р или Рь, заменяют их схожими по своей артикуляции звуками Л и Ль. Например, вместо «репка» говорят «лепка», вместо «три» − «тли».
  • Замена звуком Й, например: река – йека и др.
  • Горловое Рь: его еще называют «французским». Это результат неправильной постановки звука, исправлять такое «Рь» сложнее, чем ставить звук заново.

Этапы автоматизации

Процесс автоматизации условно можно разделить на несколько направлений, а именно:

  • Работа по автоматизации звука в слогах.
  • В словах.
  • В словосочетаниях и предложениях.
  • В стихах и чистоговорках/скороговорках.

На этапе прохождения каждого из этих блоков на занятиях с ребенком педагог использует различные методы и приемы. На любой из ступеней поэтапной логопедической работы при автоматизации мягкого звука р обучение и закрепление правильно поставленного звука должно вестись от простого к сложному: слог – слово – словосочетание/предложение – использование в связной речи (заучивание стихов, чтение чистоговорок, поговорок, повторение скороговорок). В этом случае начинать необходимо работу с произношения, повторения обратных слогов, то есть тех, что начинаются с гласных звуков (например, «ар», «ур», «ыр»).

Автоматизация звука в слогах

На момент автоматизации звука в слогах логопед еще возвращается частично к этапу постановки, а именно, напоминает ребенку положение органов артикуляционного аппарата для звука Рь: положение губ, зубов, языка, обращает внимание на вибрации голосовых связок (горлышко дрожит или нет).

Работа по автоматизации звука Рь в слогах ведется следующим образом:

  • чтение/воспроизведение обратных слогов;
  • произношение прямых слогов;
  • воспроизведение слогов (слов) со стечением согласных звуков (например, при-, трю-, кря- и т. д.).

Вот некоторые дидактические упражнения и игры, которые можно выполнять для этих целей:

  • «Повтори не ошибись». Как и было ранее указано, поначалу вводятся обратные слоги. Для этого используют задания на повторение ребенком слоговых цепочек за педагогом. Логопед предлагает ребенку повторить цепочку слогов в том же порядке, например: ар’-ур’-ор’. Затем меняет местами части задания или усложняет его («Продолжи цепочку»: орь-ырь-ирь, ребенок называет и добавляет еще слог: орь-ырь-ирь-арь). Так можно продолжать до тех пор, пока не будут названы все вариации мягкого согласного Р с гласными звуками. Это упражнение помогает не только автоматизировать Рь на начальном этапе, но и параллельно развивает слуховое восприятие, произвольное внимание и память.
  • Упражнение «Лабиринты»: в них часто задействуется не только речь ребенка, но и его органы чувств, моторика. Во время выполнения задания ребенок одновременно произносит слоги, ведет предмет через «препятствия» и неотрывно наблюдает за процессом. В этом случае активны речедвигательные процессы, вырабатывается устойчивое внимание, тактильное, зрительное и слуховое восприятие. Варианты заданий для этого игрового упражнения:
    • Корабль должен обойти подводные мины, на каждой написан слог, ребенок перемещает предмет с одной «мины» на другую и «обезвреживает» ее, называя правильно слоги. Необходимо провести корабль в целости до баржи.
    • Лягушка придумала песенку, хочет, чтобы ее повторили, для этого она на камнях, по которым прыгала, написала ее по слогам. Ребенок перемещает игрушку или картинку-лягушку с одного камушка на другой и называет слоги, которые записаны на каждом из них.

В лабиринты можно играть даже дома, родителям для этого не нужно будет подготавливать специальный дидактический материал. Потребуются игрушки, обычные листы бумаги, карандаши и немного фантазии.

  • «Скажи наоборот»: педагог предлагает назвать цепочку слогов, только обратных. Например, логопед говорит «ар’-ур’-эр’», а ребенок должен поменять местами буквы в слогах, в результате чего получится «ря-рю-ре». Такая игра развивает речь, мышление, фонематическое восприятие и слух. Если ребенок уже знает буквы, можно предложить ему прочесть или написать получившуюся цепочку, это позволит закрепить правила написания йотированных гласных букв после согласных.

Автоматизация мягкого Р в словах, словосочетаниях и предложениях

Автоматизация звука рь в словах и предложениях предполагает большой объем занятий. Для удобства логопеды используют картотеки с заданиями на каждый блок работы со словами, словосочетаниями и предложениями. Словесный материал должен быть ярко иллюстрирован, особенно, если это касается младшего и среднего возраста. Для старших, уже читающих дошколят, допустим письменный вариант, но начинать все равно придется с повтора за взрослым и нужно идти по принципу «от простого к сложному».

На этапе работы по автоматизации мягкого звука Р могут предлагаться следующие дидактические игры, упражнения и задания:

  • «Придумай слово»: сначала включаются слова со звуком Рь в начале слова (ребус, репа, рис, рябина и др.), затем – в середине (зоря, море, коряга). После того как простые слова отработаны, ребенку предлагают те, в которых происходит стечение согласных звуков (стряпня, дрема, креветка, срез).
  • «Назови, где живет звук»: можно применить в качестве дидактического упражнения, где ребенку необходимо определить местоположение звука в названных логопедом словах, а можно оформить в виде обучающей игры. Для второго варианта понадобится распечатать либо нарисовать и вырезать три домика с тремя окошками: в одном должно быть открыто первое окно (для слов, в которых звук Рь находится в начале), во втором – второе (в середине), в третьем, соответственно, третье (в конце слова). Ребенку даются карточки с изображением предметов, в названиях которых есть мягкий звук «Р». Игра заключается в том, чтобы правильно распределить слова по своим домам.
  • «Составь предложение из предложенных слов».
  • «Прочти (прослушай) предложение, найди все слова, в которых спрятался звук Рь»: если звук уже автоматизирован в словах, то читающему ребенку можно смело предлагать предложения и даже небольшие тексты. К ним полезным будет добавить задания, вроде «Найди какой», «Проспрягай предложение», «Назови предложение с вопросом/с восклицанием».

Этап автоматизации мягкого звука Р в чистоговорках, стихах, поговорках/скороговорках

На заключительном этапе активно ведется работа, направленная на самостоятельное использование ребенком слов со звуком Рь в связной речи. Начинать лучше с автоматизации звука рь в чистоговорках. Они нужны для того, чтобы дети с проблемами в звукопроизношении могли быстрее и легче «внедрить» правильно поставленный и автоматизированный на предыдущем этапе звук в разговорную речь. В чистоговорках, как правило, начало состоит из трех слогов (чаще всего из одинаковых), на последний из которых рифмуется предложение, например:

  • ря-ря-ря – мы плывем через моря;
  • рю-рю-рю – на сороку я смотрю;
  • ри-ри-ри – мама встала до зори;
  • ре-ре-ре – Ваня бегал во дворе;
  • арь-арь-арь – потерял корону царь.

Заучивание стихотворений также помогает автоматизировать Рь. Подбирать следует стихи, в которых чаще всего встречается нужный для закрепления звук. Поговорки и скороговорки логопед выбирает по тому же принципу.

 

Оцените статью
Популярный образовательный портал по сочинениям, развитию и постановке речи