С той поры как ребенок научится верно произносить звук, необходимо начинать его автоматизацию. Для этого существуют различные упражнения, которые можно делать как с логопедом, так и с родителями в домашних условиях. Автоматизация звука «Р» важная составляющая речевого развития для верного произношения.
Что это такое?
Автоматизация звука «Р» в словах – это такой процесс, который позволяет выработать стойкий навык верного произношения звука в дальнейшем общении. Ведь мало просто поставить воспроизведение, нужно еще его хорошенько закрепить, потому что в памяти ребенка может оставаться привычка говорить неправильно.
При проведении занятий следует придерживаться следующих советов:
- Приступать к закреплению необходимо только тогда, когда дети научатся произносить звуки должным образом, причем делают это всегда, при неоднократном повторении.
- Перед занятиями важно подготовить мышцы речевого аппарата. Сделать это можно с помощью артикуляционной гимнастики.
- Не стоит в одно время автоматизировать звуки, которые ребенок путает, к примеру, звуки «Р» и «Л».
- Упражнения для автоматизации звука должны выполняться в такой последовательности, при которой занятия усложняются постепенно. Сначала делается простое упражнение, потом посложнее, затем еще труднее и так до самого сложного.
- Необходимо обязательно заинтересовать ребенка. Для этого занятия можно проводить в виде игры.
- Заниматься нужно регулярно, оптимальным вариантом будет одна тренировка продолжительностью в 20 минут каждый день.
Для автоматизации звука «Р» применяют упражнения в словах, предложениях и стихах, в которых эта буква встречается множество раз. При неправильном воспроизведении звука в текстах надо попросить ребенка повторить упражнение. При этом нужно обязательно хвалить его, говоря о том, что у него уже все получается и, если он и дальше будет так заниматься, то сможет выговорить букву без труда.
Нельзя ругать детей, если что-то не выходит. Ведь от привычки дефектного произношения, как и от любой другой, очень нелегко отвыкнуть. Поэтому им необходима поддержка родителей.
Артикуляционная гимнастика перед занятиями
Автоматизация звука «Р» в словах начинается с подготовки мышц речевого аппарата. Для этого широко применяется артикуляционная гимнастика. Предварительно разогретые мышцы помогают быстрее и успешнее справиться с неверным произношением.
- Первое упражнение называется «Непослушный язычок». Для его выполнения следует улыбнуться, открыв рот, язык расположить на нижней губе, немного прикусывая его зубами. В таком положении нужно произнести: «пя-пя-пя» на протяжении 10 секунд.
- Второе занятие «Лопатка». Оно делается таким образом: нужно открыть ротик, улыбаясь, широкий язычок положить на нижнюю губу и зафиксировать это состояние на 5 секунд. Выполнить понадобится 3 раза.
- Третьим хорошим упражнением является «Индюшонок». Ребенку понадобится открыть рот, улыбнуться и двигать широким передним краем язычка по верхней губе вперед-назад. При этом нельзя отрываться от губы, а кончик немного загнуть вверх. Начать занятие следует медленно, а затем постепенно увеличивать скорость движений.
Занятия для закрепления в слогах и словах
Автоматизация звука «Р в слогах и словах, предложениях и текстах начинается с самого простого, затем задания усложняются. Для более точного построения комплекса можно обратиться за консультацией к логопеду.
Таким образом, начало занятий – это закрепление звука с помощью слогов. Можно сделать это в виде игры «Повторюшки», что поможет сильнее заинтересовать ребенка. Для этого необходимо сказать следующее: «Малыш, а ты знаешь повторюшек? Это такие интересные человечки, которым очень нравится все повторять! Давай тоже сыграем в повторюшек?!
И как только ребенок согласится, можно начать произносить самые разнообразные слоги, начиная с простых: ра-ру-ры, ро-ре-ра. Разрешается воспроизводить их с разной интонацией и высотой голоса. Ребенок с удовольствием будет повторять за родителями. После простых слогов можно переходит к сложным, к примеру, бра, дро, вру, сре, трю, дри и так далее.
Также можно проговаривать слога и слова с буквой «Р» с помощью чистоговорок. Они составлены таким образом, чтобы дети могли закончить предложения самостоятельно. Кроме автоматизации звуков в предложениях, это еще помогает развить словарный запас и мыслительную деятельность ребенка.
- Ры-ры-ры. В облака летят… (шары)
- Ра-ра-ра. Продолжается… (игра)
- Ру-ру-ру. Бью рукою по… (шару)
- Ро-ро-ро. Шар упал в… (ведро)
- Ра-ра-ра. Вот высокая… (гора)
- Ру-ру-ру. Собирайте… (детвору)
- Ры-ры-ры. Мы спускаемся с… (горы)
- Ра-ра-ра. Очень рада… (детвора)
- Ра-ра-ра. Вот большущая… (нора)
- Ры-ры-ры. Лиса с лисенком у… (норы)
- Ру-ру-ру. Лисичка залезла в… (нору)
- Ру-ру-ру. Мы забрались на …(гору)
- Ру-ру-ру. А я грибочков … (наберу)
- Ра-ра-ра. Были мы в гостях… (вчера)
- Ра-ра-ра. Какая прекрасная… (игра)
Помимо этого можно просто повторять слова, в которых содержится буква «Р»: гора, нора, пара, гитара, жара, пора, перо, утро, ядро, ведро. Потом нужна автоматизация звука «Р» в словосочетаниях. Для этого необходимо проговаривать например: старое ведро, хороший хор, родной брат, горячий борщ, красный самовар, красивый узор, третий номер.
Сначала можно выбрать словосочетания, где расположена «Р» в начале слова, а потом и в других его частях.
Закрепление в игровой форме
Все же лучше всего, если автоматизация звука «Р» в словах проводилась в виде игр. Это максимально завлечет ребенка и, он даже не заметит, как пройдет время и произношение закрепится до автоматизма.
Для проведения игры понадобится подготовить разные карточки, на которых находятся изображения, имеющие в своем названии букву «Р». Затем разложить 3 карточки и спросить малыша о том, что на них нарисовано. Если ребенок неверно произнесет звук, то нужно повторить еще раз. Ведь основная задача занятия – это не развлечение, а автоматизация звука «Р» в словах и словосочетаниях.
Итак, понадобится закрыть карточки чем-нибудь и заменить одну. Потом открыть их и спросить у малыша, какой рисунок появился и как он называется. Как только кроха правильно произнесет слово, можно переходить к другим картинкам и повторить игру.
Если ребенок будет с легкостью запоминать 3 картинки, тогда необходимо увеличивать их количество, но не более чем до 8 штук.
Для следующего занятия также можно использовать эти же картинки. Потребуется разложить их в ряд, достаточно 5 штук. Дать ребенку посмотреть и запомнить их. Затем попросить его отвернуться и назвать все картинки в том порядке, в котором они находятся.
В случае ошибки необходимо дать еще шанс и повторить упражнение. При правильном выполнении задания и произношении названий картинок нужно поменять карточки.
В такую игру можно играть в любом месте, будь то дом, поездка в автобусе или прогулка на свежем воздухе. Необходимо просто соревноваться в том, кто знает больше слов со звуком «Р».
Таких слов довольно много и встречаются они на каждом шагу. Стоит выйти на улицу, как сразу можно назвать двор, крыльцо, дерево, дверь, дорога, трава и так далее!
Стихи как способ автоматизации
Рекомендуется применять для автоматизации звука «Р» и стихотворения. Конечно же, подбирать их необходимо таким образом, чтобы в них было множество слов с нужной буквой. Можно совместно с детьми попробовать сочинить собственное произведение, это будет намного увлекательнее.
Желательно заучивать стихотворения наизусть. Важно при этом наблюдать, чтобы произношение было правильным. Если малыш сделает ошибку, то надо попросить его рассказать произведение снова.
Для занятий с ребенком можно выбрать такие стихотворения:
Страусы строят гнезда в сторонке. Странными кажутся эти воронки. Ямы в песке роют быстро и просто Красивые птички высокого роста.
Пропала буква Р. Где? В театре, например. А может мы ее вчера Забрать забыли со двора? Потеряли в гастрономе, Не нашли за дверью в доме? Или спрятали, проверьте В этом беленьком конверте? Может, милиционер Подскажет нам, где буква Р? Но закричала громко Даша: Нашлась буковка наша! Посмотрите, как просто это: Рыба! Рак! Река! Ракета!
Четверо друзей дружно дрались, Кондрат и Трофим помогать им взялись, Драка закончилась, тройка смеется: «Дружными быть не всегда удается!»
Я умею на кроватке Простыню расправить гладко И у смятой подушки Кулачком задвинуть ушки.
Я сегодня утром рано Умывался из-под крана! Я теперь и сам умею Вымыть и лицо и шею.
Утром радио вещало И прогноз передавало: У окраин Ленинграда Ждите грома, ветра, града, И бурана ждите!.. Впрочем, Наш прогноз еще не точен!..
Веселые, проворные Из теплых стран в апреле Грачи, от солнца черные, К нам в городок прилетели.
На крейсере «Варяг» Кудрявый был моряк. Моряк привык к порядку — Моряк любил зарядку!
Барабанщик сильно занят. Барабанщик барабанит. Тарара, тарара, Нам гулять идти пора!
Автоматизация звука «Р» в словах и стихах помогает ребенку развить память, речевую деятельность в целом, мышление, повысить свой словарный запас. Поэтому родители больше всего предпочитают именно произведения в стихотворной форме для развивающих занятий.
Таким образом, автоматизация звука «Р» в словах является закреплением звука, произношение которого уже поставлено. Она начинается с артикуляционной гимнастики, а продолжается различными упражнениями на закрепление в слогах, словах и предложениях. Для того чтобы, вызвать интерес детей к занятиям, следует проводить их в форме игр. Ведь только при желании ребенка можно добиться хороших результатов.