Ринолалия – недостаток речи?

 

Расстройства звукопроизношения являются одними из самых распространенных проблем общения, диагностируемых у детей дошкольного и школьного возраста, и затрагивают 10% этой группы населения.

Как отмечает Американская ассоциация речи-языка-слуха: «наблюдается связь между ранними нарушениями процесса образования речевых звуков и последующими навыками чтения, письма, орфографии и математики». Кроме того, трудности с производством речи влияют не только на общение и успеваемость ребенка, но и на уровень его взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Особое положение, в линейке дефектов звукопроизношения, занимает ринолалия. Название имеет греческие корни, что в переводе – «речь с носовым оттенком».

Ринолалия характеризуется недоразвитием артикуляции и процесса образования речевых фонем. Выражается патологическими модификациями резонирования носовой полости при фонации, создавая назальность речи – ведущее проявление. То есть слова произносятся посредством полости носа и тембр голоса получает характерную «гнусавость».

Мастерская «речепроизводства»

Нёбно-глоточный механизм состоит из сложной группы структур, действующих в унисон, чтобы контролировать поток воздуха через нос и рот путем поднятия нёбной занавески и сужения стенок глотки (боковой и задней). Любое нарушение этого процесса может привести к ненормальной и плохо понятной речи.

Нёбно-глоточный затвор – это «ключевой сотрудник» уникальной функции звукопроизношения и баланса резонирования. Он служит клапаном между носоглоткой и ротоглоткой, создающим в ротовой полости давление для производства звуков и нормального резонирования голоса.

Попробуй совершить сложный путь к правильной речи, подарив себе способность общаться, быть понятым, а значит принятым в окружающий мир.

Знакомьтесь – ринолалия

Существует следующая классификация:

  • По виду врожденной расщелины.

Верхней губы (составляет 1:1000 новорожденных).

  • Изолированная:

полная (задевает край отверстий носа и часто переднюю часть дна носовой полости);

частичная (дефект образуется на крае губы и не касается отверстий носа).

  • Сквозная:

одно/двусторонняя, расщелина рассекает альвеолярный отросток (часть верхней челюсти с зубными альвеолами), губу и нёбо.

Нёба (мягкое и твердое − 1:2500).

  • Изолированные:

полные (достигает области срастания небных отростков);

неполные (несращение только нёбной занавески).

  • По проявлению формы ринолалии.
  • Открытая ринолалия − это искажение тембра (аномальный голос) и акустических эффектов речевых фонем. Во время речи воздух синхронно проходит через рот и носовую полость и в итоге ротовые звуки становятся назальными (появляется носовой резонанс). По этиологии бывает:

органическая (вследствие врожденного и приобретенного дефекта);

функциональная (сниженная двигательная активность мягкого неба, обусловленная заболеваниями носоглотки).

  • Закрытая ринолалия − это снижение физиологической функции носового резонатора. Звуковой выдох (всех фонем речи) направляется исключительно через рот, что отражается на тембре голоса (появляется гнусавость). Выделяют:

органическую (образуется из-за анатомических патологий), критерии вида:

  • передняя – непроходимость носовых полостей (насморк, полипы, искривленная перегородка);
  • задняя – уменьшенная носоглоточная полость (разращения аденоидов, фибромы, сифилитические воспаления);

функциональную (образуется из-за неврологических патологий и гиперфункции нёбной занавески).

  • Смешанная: снижается носовой резонанс и воздух уходит носом – страдает тембр голоса. Причина – общие факторы (открытой и закрытой ринолалии).

Для каждого дефекта свой отрезок на речевой линейке

Различающиеся формулировки в медицинской и в логопедической лексике описывают множество расстройств, связанных с продукцией речи.

Важно дифференцировать ринолалию от похожих речевых нарушений. Отличие ринолалии от ринофонии:

  • При ринолалии – искажается звукопроизношение всех звуков и тембра голоса с появлением выраженного «гнусавого» оттенка.
  • При ринофонии – нарушаются голосовые характеристики (возникает специфический назальный оттенок), но артикуляция и произношение при этом не страдают.

Диагностическое взаимодействие: пациент – это источник знаний.

Ринолалия + стертая дизартрия = осложненные признаки:

  • просодическая манера речи (делается акцент на ударении, тоне, интонации), но у ребенка не получается контролировать темп, паузы, интонацию при высказывании;
  • несостоятельность мелкой моторики при выполнении проб-тестов пальчиковой гимнастики;
  • проявляется тенденция смазывания артикуляционных укладов: з-ж; с-ш;
  • нарушается общая организация речи – темп, плавность, тембр голоса.

Визитная карточка ринолалии

Врожденный и приобретенный дефект влечет за собой шлейф тягостных симптомов для ребенка:

  • Проблемы с естественным грудным вскармливанием, так как молоко вытекает через нос. Для нормализации питания применяют обтуратор (специальная пластина, закрывающая расщелину).
  • Поверхностное физиологическое дыхание с выраженным дисбалансом; недоразвитие грудной клетки.
  • Задержка развития (удержание головы, вставание на ноги, низкий вес и рост).
  • Частые воспалительные заболевания дыхательных путей, так как из-за дефекта отсутствует возможность очищения и согревания вдыхаемого воздуха.
  • Недоразвитие зубочелюстного аппарата (патологии зубного ряда, сужение верхней челюсти).
  • Наличие сопутствующих патологий (болезни органов дыхания, почек, сердца).
  • У школьников-ринолаликов, имеющих аденоиды или искривленную перегородку − увеличенные миндалины, сниженный слух.
  • Неврологическая симптоматика (тики, депрессии, головные боли, плохой сон), у 92% детей в возрасте от 3 до 14 лет регистрируют астенический, гиперкинетический, аффективный синдромы.

Расстройство артикуляционной моторики:

аномальное изменение положения языка (к задней части ротовой полости) для компенсации дефекта;

слабая подвижность губ;

снижена функция мышц, поднимающих мягкое нёбо;

компенсаторная нагрузка на мимические мышцы (раздуваются крылья носа, напрягаются мышцы лба).

  • Нарушение тембра голоса (гнусавость, зажатость, охриплость, слабость).
  • Смазанное произношение всех звуков.
  • Своеобразное искажение гласных фонем. Назальность увеличивается в последовательности: a-o-э-и-y.
  • Лабиодентальные согласные (губно-зубные): ф-ф, в-в, образуемые между нижней губой и верхними зубами, могут подменяться легким выдохом, если затруднено соприкосновение (снижена активность нижней губы).
  • Билабиальные согласные (губно-губные): п-п; б-б, для возникновения которых задействованы и верхняя, и нижняя губа. Звуки могут полностью отсутствовать (или меняются на м-м) если губы плохо смыкаются.
  • Фонемы передней части языка: т-т; д-д заменяются на похожие, но сильно искаженные звуки: к-к; г-г.
  • Звук л пропадает или напоминает краткое (у). Хотя часто он произносится нормально.
  • Звук р игнорируется, и виной тому аномальное положение языка.
  • Носовые фонемы тоже страдают, так как расстроена работа отдельных участков речевого тракта, ответственного за образование акустических характеристик.

Дополнительные проявления

  • Специфика фонематического слуха. Так как у детей-ринолаликов не сформирован артикуляционный опыт, они не слышат свои дефекты речи. В дальнейшем это приводит к сложностям в овладении звуковым анализом и является препятствием к освоению правильного письма (возникают замены, пропуски, употребление лишних звуков).
  • Нарушается лексика и грамматика. Отмечается скудный словарь слов с преобладанием глаголов и существительных. Фразы строятся неправильно.
  • Недостаточное психическое развитие (повышенная раздражительность, беспокойство, астенический синдром).

Почему это случилось, и кто виноват?

Этиология врожденных дефектов рассматривается с различных точек зрения. Но «пусковым крючком» служит воздействие на эмбрион различных экзогенных и эндогенных факторов. Критический период − 7-8 неделя эмбриогенеза.

Ощущение болезни можно улучшить, узнав её историю.

Основные причины следующие:

  • Наследственность. 15% патологий имеют семейный анамнез.
  • Генетические ассоциации. Синдромы делеции хромосомы 22q11.2 (хромосомная аномалия, вызывающая врожденный порок развития – патологию нёба). Приблизительно 1 из 4000 детей рождается с делециями 22q11.2.
  • Биологические причины. Беременность, осложненная заболеваниями (краснуха, токсоплазмоз, корь, грипп).
  • Радиационное облучение будущих родителей на рабочих местах.
  • Контакт с вредными химическими средствами (формальдегид, фенолы, бензин).
  • Недостаток питательных веществ и микроэлементов.
  • Воздействие лекарственных препаратов (антибиотики, гормоны, жаропонижающие, психотропные).
  • Загрязненная окружающая среда, повышенный уровень шума.
  • Курение, алкоголь, наркотики.
  • Психическое состояние (стресс, травмы, семейные конфликты).
  • Множественные аборты, беременность близнецами, возраст родителей более 40 лет.
  • 20% случаев относят к неизвестным факторам.

Патогенез приобретенной ринолалии более понятен, так как причинами выступают органические и функциональные нарушения:

  • Параличи; рубцовые деформации; травма из-за перфорации.
  • Недостаточный подъем небной занавески после аденотомии.
  • Аденоидные разрастания; носоглоточные опухоли; туберкулез ротоглотки.
  • Искривление носовой перегородки; полипы; хронический воспалительный процесс верхних дыхательных путей.
  • Недостаточное развитие нёбно-глоточного затвора.
  • Вторичные приобретенные неврологические процессы (черепно-мозговая травма, цереброваскулярная катастрофа).
  • Ринолалия может являться признаком такого редкого заболевания как пневмомедиастинум.

Анализ состояния

Обследование детей-ринолаликов должно сопровождаться группой специалистов – логопедом и врачами различных специальностей (невропатологом, психологом, ЛОР, хирургом).

Модель диагностики состоит из нескольких этапов оценки:

  • Педиатрической – показания анамнеза:
  • течение беременности;
  • процесс родов;
  • внутриутробный онтогенез;
  • период речевого и физического развития;
  • воздействие вредных факторов;
  • семейная обстановка и контакт с ребенком;
  • заключение по шкале Апгар.
  • Логопедической:
  • физиологический и фонационный статус дыхания;
  • качество голоса (степень гиперназальности, громкость);
  • просодика речи;
  • возможности артикуляционной системы;
  • характер образования звуков;
  • фонематические способности;
  • тест словарного запаса;
  • развитие лексико-грамматического строя.
  • Педагогической:
  • Мышление, внимание, память, моторика, сенсорика.

Клиническая оценка является золотым стандартом, пока ребенок не достигнет 3-4 лет, когда достаточные уровни речевых и языковых способностей позволяют участвовать в инструментальном тестировании.

Объективные оценочные меры включают:

  • Назометр – компьютерный прибор, собирающий акустические данные из полости рта и носа во время речи. Назометрия полезна для оценки гиперназальности.
  • Видеофлюороскопия − рентгенографический метод, позволяющий увидеть длину и движение мягкого нёба и стенки глотки во время речи.
  • Магнитно-резонансная томография − относительно новый подход, лучший в качестве инструмента визуализации анатомии в области носоглотки.

Результаты диагностики помогают принять решение относительно хирургического или терапевтического лечения.

Восстановительные методы

Первые попытки исправить врожденные расщелины относятся к XVIII веку. За это время медицина проделала трудный и долгий путь развития методов лечения ринолалии. Но несмотря на хирургический прорыв, врачам не удалось достигнуть результатов по восстановлению звуковой стороны речи после совершенной операции. Получается, что хирурги ремонтируют «корпус инструмента», а настраивать его звучание перекладывают на «профессиональные плечи» логопедов.

Одного желания вылечиться мало: нужна дисциплина, упорный труд и время.

  1. Хирургические вмешательства.
  • Уранопластика: устраняет расщелину; сужает средний отдел глоточного кольца; удлиняет мягкое нёбо. Рекомендуется делать в дошкольном возрасте, так как останется время для постановки правильной речи перед школьным периодом. Операция нормализует дыхание и улучшает процесс питания ребенка. Противопоказаниями для хирургии могут быть недостаточное физическое развитие к 5-6 годам.
  • Хейлопластика (верхней губы): самая распространенная и более щадящая; проводится в первые дни после рождения, но иногда по показаниям после шести месяцев.

Вторичная пластика возникших дефектов после операции (расстройство тембра голоса; вытекающая в нос жидкость) проводится уже в школьном возрасте.

В послеоперационный период все дети должны находиться под наблюдением группы специалистов: логопеда, хирурга, психолога, чтобы не пропустить возможные осложнения.

Ранняя хирургия способствует успешному восстановлению анатомической целостности, дыхательной функции, снижает риск инфицирования ЛОР-органов.

Если ребенок успел сделать пластику до 1 года, то статистика показывает, что речь развивается без симптомов ринолалии. Операция, совершенная в 3 года, – сохраняет признаки ринолалии на 100%.

  1. Логопедическая помощь.

Коррекционная работа, прежде всего, нацелена на организацию чистого звучания речи и на социальную реабилитацию ребенка.

Следуй голосу учителя и не заблудишься.

  • Методы коррекции дыхания:
  • Физиологического.

Цель – устранить ключичный тип и сформировать нижнереберное дыхание. Дети учатся управлять диафрагмальными мышцами с помощью упражнений. Параллельно посещаются занятия лечебной физкультуры для укрепления мышц пресса и развития правильной осанки.

  • Фонационного.

На дыхательной гимнастике дети тренируют продолжительный выдох только ртом, достаточный для произнесения фраз.

Восстановление небно-глоточного затвора:

  • гимнастика для задней стенки глотки;
  • массаж нёба.

Приступить к занятиям на 21 сутки после проведенной операции.

Изменение назальной окраски голоса:

  • вокальные упражнения, пение на занятиях;
  • тренировка воспроизводства гласных фонем;

Настройка артикуляционного инструмента и стимуляция речевой моторики:

  • на занятиях ЛФК ребенок самостоятельно учится расслаблять мышцы рук, шеи, груди, что будет помогать в расслаблении мышц языка;
  • массаж мимических мышц.

Исправление речевых звуков:

  • избавление от патологического стереотипа произношения путем нормализации работы артикуляционного аппарата, для правильного звучания; применяется беззвучная демонстрация фонем с помощью артикуляции.

Перевод освоенных навыков в автоматический режим при свободной речи:

  • ребенок повторяет скороговорки, придумывает рассказ по картинке.

Налаживание просодики речи:

  • используются басни, сказки с упором на интонацию в нужном направлении; делается акцент на паузах и знаках препинания.

Для упражнений по развитию голоса, дыхания и языка нужны не столько правила науки, сколько систематическая работа.

Для взрослых пациентов разрабатываются отдельные логопедические методики.

Эффективное упражнение: особая техника молчания, во время которого гласные звуки произносятся про себя. Систематические повторения уменьшат назальный оттенок голоса и смягчат гримасы лица.

Терапия приобретенной ринолалии

Лечение проблем, возникших вследствие анатомических изменений в носоглотке, должно быть направлено на ликвидацию причин, преграждающих доступ воздуха в носовую полость. Прогноз положительный – дефект убирается. Дополнительно проводится обучающий курс с логопедом.

Если причина вызвана невротическими расстройствами из-за поражений нервной системы, а не самого нёба, то логопедической работы будет недостаточно. Обязательно нужна помощь невролога.

Площадка для оптимизма

Опыт специалистов и статистика подтверждают благоприятное развитие (психическое и школьная успеваемость) детей с врожденными расщелинами, при условии раннего коррекционного комплексного вмешательства. Они посещают школу, кружки, а реабилитация речи вскоре полностью завершается с выходом на нормальный уровень произношения.

Имеется много людей, которые после операции по поводу расщелины нёба успешно окончили институты (с отличием), поступили в аспирантуру и некоторые стали учеными. Семейная жизнь тоже сложилась благополучно.

Счастливым или несчастным человека делают только его представления, а не внешний мир!

 

Читайте также:  Основные классификации типов ораторов
Оцените статью
Популярный образовательный портал по сочинениям, развитию и постановке речи