Ребенку 1 год, и он не говорит

 

Переживания родителей о нормальном развитии своего малыша являются естественными. Часто они сравнивают его успехи и навыки со своими собственными в аналогичном возрасте. Но все дети начинают ходить, разговаривать в разное время. Что же считается нормой? И в каком случае необходимо обращаться к специалисту, чтобы не допустить отставания в развитии?

В XXI веке продвигается теория о том, что занятия с детьми до года не несут никакой нагрузки, они бесполезны. Что на возможности ребенка влияет созревание головного мозга. Но это не так. В ходе проведения эксперимента над детьми разной национальности, расы американскими учеными ожидалось, что при отсутствии общения они заговорят на некоем метаязыке. Этого не произошло. Дети так и не заговорили. Впоследствии они отставали в развитии от своих сверстников.

Отклонение от нормы

Существует несколько этапов постепенного формирования детской речи по нормам ВОЗ: от гуления до умения составлять предложения и вести диалог. Сначала малыш начинает понимать, что происходит вокруг. После окончания подготовительной стадии наступает ранний период (1-3 года). Если ребенок здоров, нет неврологической симптоматики, в это время уже формируется активная речь. Это значит, что он с любопытством наблюдает за взрослыми и повторяет за ними. Сначала он может путать или искажать буквы, слова, использовать их по принципу обобщения. Это нормально, ничего в таком случае делать не нужно. Например, произнося «киса», кроха может иметь в виду любое действие, которое она в этот момент совершает. Для описания ситуации он активно использует мимику, жесты. В это же время он может начинать копировать звуки животных (мычать, мяукать).

К концу первого года в обиходе малыша появляются слова (от 2 до 10 и больше). Ребенку для произношения к году доступны следующие звуки: а, у, и, п, б, м. Он уже говорит первые слова: «мама», «папа», «дай». В 1,6 мес. ребенок использует в обиходе до 100 слов и общается с помощью простых предложений. Он может хотеть сказать, но молчит по причине недостаточного словарного запаса.

Читайте также:  Коротко о том, как перестать шепелявить

По нормам РФ, разработанным Н. М. Щеловановым, к первому годику малыш говорит 10-12 слов, их перечень может отличаться. Постепенно он переходит от повторения до определения признаков предмета, затем формируется логическое мышление.

Чем чревато не уделять малышу время:

  • нарушением произношения звуков;
  • недоразвитием органов артикуляционного аппарата;
  • сложностями с освоением письменной речи;
  • картавостью;
  • боязнью публичных выступлений во взрослой жизни.

Факторы дефектов речи

Почему в современном мире так актуальна проблема, что ребенок не говорит в 1 год? Если отсутствуют неврологические заболевания в анамнезе, это может быть связано с несколькими факторами.

Все дело в том, что маленькие дети не способны вычленить отдельные слова из потока речи. Она подобна шуму водопада. Несмотря на обилие аудиокниг, специальных развивающих передач по телевизору, необходимы и другие упражнения, способствующие развитию речи. Все реже родители проводят время с детьми за речевыми играми: «Сорока-ворона», «Ладушки», потешками. Они оптимальны для малыша одного года, учат его подражать звукам.

Существуют даже специальные термины для молчаливых детей: «Маугли», «госпитализм». Они здоровы, но не имеют возможности общаться с близкими, потому что их нет. Поскольку с ребенком больше времени проводит мама, ее общение с ним имеет большое значение и способствует развитию речевых структур мозга.

Причины отсутствия речи

Не стоит сразу паниковать, если ребенок в год не говорит ни слова. Перед тем как идти на консультацию к логопеду или неврологу, покупать витаминные добавки, обратите внимание на условия, в которых он растет.

То, как быстро запас активной речи сравняется или превысит пассивную, зависит от ближайшего окружения малыша. Бесполезно заставлять его повторять слова, должна сложиться связь предмета с действием. Именно на этом основаны народные песни, потешки.

По статистике, чаще с проблемой отсутствия речи или задержкой ее развития сталкиваются дети из детских домов, лишенные родительского внимания.

Пустышка мешает крохе сосредоточиться, он замыкается на собственных ощущениях. Если использовать ее долго, есть риск, что речь будет невнятной, нарушится прикус.

Еще одним фактором, влияющим на позднее развитие речи, является многоплодная беременность. Когда детей двое или трое, они долгое время предпочитают общаться друг с другом на понятном им языке. Выходом из подобной ситуации является поочередное занятие с ними разными делами, пока одного кормят, с другим читают, играют.

Стресс также может отбить охоту к общению. Переезд, развод родителей, появление нового члена семьи требует адаптации. Только в спокойной и комфортной обстановке малыш будет счастлив и полноценно вовремя развиваться.

Генетика тоже играет роль в развитии. У ребенка может быть предрасположенность к позднему развитию речи. Но это не означает, что с ним не нужно заниматься, сам он не заговорит в любом случае.

Такой известный факт, как то, что девочки созревают раньше мальчиков, тоже правда. Несмотря на это, сильный пол впоследствии быстрее обучается составлению предложений, потому что умение осознавать действия, движения у них развито лучше. А девочки воспринимают информацию через названия предметов.

Тип темперамента влияет на то, когда дети начинают говорить. Если они активные и любознательные непоседы, то мир познается быстрее. Спокойный малыш может предпочесть ограничить свое пространство кроваткой и любимой игрушкой.

Поэтому рекомендации по коррекции состояния не могут быть одинаковыми. Наблюдайте за чадом и подбирайте ее способы интуитивно. Помните, что обучение должно проходить в комфортной и веселой обстановке.

Коррекция недостатков речи

Для начала необходимо исключить патологию слуха. Обратите внимание, откликается ли ребенок на свое имя или когда к нему обращаются с просьбой. При обнаружении дефектов органа необходимо устранить причину.

Не существует единого подхода к лечению подобного отклонения. Здесь необходим принцип ежедневного накопления пассивного словаря. Крохе будет интересно играть с родителями, слушать сказки, петь песенки. Большое значение имеет умение управлять интонацией голоса, четкостью произношения слов и звуков. Например, рассматривайте вместе картинки, сопровождая рассказ описанием предмета.

Чтобы поскорей избавиться от «би-би», «кач-кач», проговаривайте слово целиком. Во время прогулок на свежем воздухе можно читать ребенку А. Барто, К. Чуковского. Окружите ребенка вниманием и заботой, создавая благоприятные для формирования речи условия. Не должно быть гиперопеки, у него должна быть потребность в общении.

Не стоит отказываться от развивающих игрушек, особенно полезными будут предназначенные для развития мелкой моторики. Также можно соорудить такие приспособления самостоятельно, воспользовавшись мастер-классом из интернета.

Как создать благоприятную речевую среду дома

Ставьте аудиозаписи с детскими прибаутками. Ограничьте время проведения перед телевизором. Развитию навыков речи способствует ведение диалога с малышом, сочиняйте вместе рассказы. Вы будете для него примером для подражания, ваша мимика, жесты, интонация. Постепенно заменяйте неполные слова на правильные и взрослые. Сначала повторяйте слоги, затем включайте в обиход предложения.

Усадив ребенка за современный гаджет, вы только навредите чаду. Полезно и интересно будет посетить вместе с ним зоопарк, где он познакомится с животными. Это непременно вызовет бурю эмоций. Если малыш ленится говорить, мотивируйте его к этому. Например, он просит жестом или словом «Дай» игрушку, спросите какую, как она называется или что делает.

Не перегружайте кроху. В таком возрасте его концентрации не хватит надолго, максимум 10-15 минут. Отдавайте предпочтение не модным методикам, а тому, что ему понравится. Выяснить это можно только опытным путем.

Примеры речевых игр для годовалых детей

«Кашка»

«Сорока-ворона rашку варила, кашку варила, деточек кормила…»

В процессе игры загибайте малышу пальчики, приговаривая: «этому дала, этому дала, а этот голодным остался». В итоге разрабатывается мелкая моторика пальцев рук, разучиваются слоги и звуки, ребенок обучается ритму.

«Большие и маленькие ножки»

Одновременно сочетайте слова песенки и движения детскими ногами.

«Большие ноги шли по дороге – топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ». «Маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ».

Что тренируем? Память при повторении простых слогов и слов, интонацию. Также можно включить в процесс игры любимых мишек или кукол. Каждый из героев будет шагать по-разному. А еще таким образом можно разучить с малышом, какие звуки издают звери и домашние животные. Играть с ребенком можно дома, лежа на диване, или шагая по улице. Главное, чтобы он был увлечен.

«Семья»

Загибая пальчики поочередно, называйте их:

«Этот пальчик – деееедушка,

Этот пальчик – баааабушка,

Этот пальчик – пааааапа,

Этот пальчик −  мааааама,

А вот это наша Лизонька (мизинчик)».

Или «Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья!»

Пресыщение – враг динамики домашней терапии. Чтобы занятия принесли желаемый эффект некоторым потребуется немного времени, другим больше. Но при ежедневных упражнениях успех обязательно придет.

Не нужно долго повторять одну и ту же прибаутку, чаще меняйте характер игровой деятельности. Если малыш интересуется всем окружающим, у него развита мелкая моторика, причина не в патологии слуха или зрения, не было во время родов и беременности осложнений, то переживать из-за отсутствия речи сильно не стоит. Диагноз задержки речевого развития ставится после комплексной оценки неврологом, педиатром, логопедом и врачами узких специальностей при необходимости. На устранение отклонения может уйти не один месяц, но нельзя опускать руки и прекращать занятия.

 

Оцените статью
Популярный образовательный портал по сочинениям, развитию и постановке речи