Игра для маленьких детей является основным методом познания реального мира. Чтобы обучать малыша необходимым навыкам можно было комфортно для него и просто, педагоги и логопеды разработали специальные дидактические игры по развитию речи. Ориентированы они могут быть на совершенствование различных речевых навыков – всё зависит от возраста ребенка и конкретных целей обучения.
Основные типы дидактических игр
Всего в педагогике различают 3 типа дидактических игр для ребят дошкольного возраста (у них одна цель — развитие речи):
- дидактические игры на слова с предметами, игрушками;
- настольные игры с печатными материалами;
- словесные игры.
Иногда также выделяют дидактические игры по развитию речи по возрасту – некоторые задания рассчитаны на малышей 3-5 лет (младший дошкольный возраст), они позволяют научить ребенка говорить правильно быстрее. А другие – для детей 6-7 лет (старший дошкольный возраст), позволяют откорректировать и усовершенствовать уже имеющиеся речевые навыки.
Следует рассмотреть подробнее каждый тип.
Дидактические игры с окружающими вещами
В первую очередь направлены эти игры на развитие тактильных ощущений ребенка, его умения правильно использовать игрушки и иные предметы обихода. Развивают предметные игры также и воображение малыша он учится мыслить творчески.
Самая простая дидактическая игра из этого набора учит детей называть предметы, которые они видят.
Малыш достает из мешочка игрушку или другой предмет, а затем просто называет его (например, телефон, чашка или мягкая игрушка).
Существуют аналогичные предыдущей дидактические игры на визуальное восприятие детей. Воспитатель или родитель должен взять маленький сундучок, положить в него картинки или фотографии различных предметов, а затем предложить детям достать изображения и назвать, что на них изображено.
Эта дидактическая игра помогает понять разницу между единственным и множественным числом в глаголах, а также знакомит ребенка с устройством человеческого тела.
Воспитатель говорит детям, что сейчас к ним придет кукла Саша с помощниками, а задача ребят – отгадать, как они называются. Педагог «ведет» куклу, а затем показывает на ее ноги, спрашивая у детей, как называется эта часть тела и что она может делать (ноги – бегать, ходить, танцевать). Когда ребята отвечают, воспитатель начинает показывать на другие части тела и спрашивать то же самое (глаза – смотрят, моргают, рот говорит, жует пищу, зевает и т.п).
Эта игра по развитию речи в подготовительной группе улучшает дикцию малышей, позволяет им развить или улучшить звукоподражание.
Для выполнения упражнения потребуется кубик, на каждой грани которого изображено животное или предмет, который может издавать узнаваемые звуки (например, самолет «ууу»). Малыш подбрасывает кубик (можно также проговорить «крутись-вертись, на бочок ложись»), а преподаватель просит его проговорить, что на выпавшей грани изображено, какие звуки этот предмет издаёт (например, корова – «мууу», ослик – «иа»).
Дидактические игры на основе сравнения учат детей сопоставлять размеры предметов, а также находить аналогии между этими размерами. Например, можно взять несколько плюшевых медведей и разные по размеру тарелочки, а затем предложить ребенку сопоставить – какому мишутке какая тарелка подойдет по размеру (большому большая, маленькому маленькая).
Словесные игры
Дидактические игры по развитию речи такого типа развивают внимание детей, учат запоминать, развивают речь и способности к выражению собственных мыслей. В этих заданиях слова детей с их действиями связаны.
Воспитатель берет игрушечный паровозик, предлагая малышу его позвать. Ребенок начинает говорить «Уууу» (упражнение отрабатывает именно этот звук), а педагог в это время подводить паровозик к малышу, как будто игрушка приехала на этот звук.
Используется эта дидактическая игра по развитию речи в подготовительной группе. Упражнение направлено на отработку правильного произношения гласных. Педагог должен громко произносить отрабатываемый звук, а ребенок – тихо повторить за ним. Например, преподаватель говорит «ООО», а малыш эхоподобно отвечает «ооо». Можно таким же образом отрабатывать сочетания гласных.
Упражнение отрабатывает правильное произношение звука «И».
Подобно упражнению «Паровоз», воспитателю нужно взять фигурку лошадки и предложить малышу ее позвать. Ребенок начинает говорить «Иии», а лошадка «скачет». Когда малыш перестает произносить звук, игрушка должна «остановиться». Далее ее зовут следующие по очереди дети.
Настольные дидактические игры
Дидактические игры на основе картинок развивают зрительное запоминание, повышают внимательность, позволяют наглядно усвоить материал.
Основных дидактических упражнений такого типа, использующихся на практике, три.
Для первой нужно взять разрезанную на кусочки картинку или пазлы, после чего предложить детям собрать изображение своими руками и назвать, что на нем изображено.
Иногда преподаватели используют другие дидактические игры на визуализацию – поиск пар для изображений. Для этого берется много разнообразных маленьких цветных картинок. Важное условие – у каждого изображения должна быть пара. Малыши ищут одинаковые картинки и сопоставляют их. Можно немного изменить игру – взять две похожие картинки и предложить ребенку найти несколько отличий.
Также можно подготовить и выбирать картинки, логически подходящие друг к другу (дом — крыша, автомобиль — колесо, дерево — лист и т.д.).
На практике применяют еще одно задание. Для его выполнения берут несколько игрушек и соответствующих им картинок (если игрушка – котенок, то на картинке тоже должен быть изображен котенок). Детям предлагается соотнести реальные и нарисованные предметы между собой. Это учит правильному соотношению реальных и нереальных вещей.
Игры для детей 3-5 лет
У детей младшего дошкольного возраста основной целью обучения стоит постановка звуков и правильного произношения слов, так как именно в этот период подобные навыки формируются и закладываются. Для этого существуют дидактические игры на звуки и слова.
Помогает детям научиться находить гласные звуки в словах и определять их. Лучше повторять это упражнение с детьми ежедневно.
Воспитатель дает детям слово из одного, двух или трех слогов (лучше начинать игру с односложных слов для простоты, а потом постепенно увеличивать их длину). При этом дети должны проговорить слово и назвать все гласные звуки, которые они в нём нашли (например, для слова паровоз малыш должен назвать А и О).
Дидактические игры на смысловые аналогии позволяют сделать словарь малыша более активным.
Для выполнения задания группу детей нужно выстроить в шеренгу. Каждому преподаватель задает простой вопрос. Малыш должен сделать три шага вперед. Делая каждый шаг, он проговаривает ответ на вопрос (то есть, всего должно быть три ответа). Например, на вопрос воспитателя «чем можно рисовать» малыш может ответить «красками, карандашами, фломастерами».
Упражнение помогает детям научиться употреблять дополнительные связные слова в предложениях.
Педагог дает детям предложение, в котором не хватает одного слова. Дети должны его самостоятельно договорить. Предложения могут быть разными:
- сахар насыпают в… (сахарницу);
- конфеты кладут в… (конфетницу);
- хлеб хранят в… (хлебнице).
Можно подобные дидактические игры на синтаксис и добавить сложноподчиненные конструкции:
- мы пойдем гулять… (если не пойдет дождь);
- Саша не пошел в садик… (потому что простудился);
- я не ложусь спать… (потому что не пришло время).
Дошкольник, выполняя дидактические игры на исключение, учится находить лишние слова на слух и воспринимать устную речь.
Воспитатель произносит ребенку ряд слов, в котором малыш должен найти лишнее и объяснить свой выбор.
- кошка – лисица – заяц – зонт – лошадь (зонт – не животное);
- паровоз – поезд – корабль – самолет – кровать (кровать – не вид транспорта);
- каша – кубик – чай – суп – конфета (кубик не съедобный).
Дидактические игры на группировку помогают дошкольнику обобщать слова в соответствии с их значением.
Для выполнения упражнения нужно подготовить мячик. Воспитатель говорит общее слово (например, «посуда» или «фрукты»), а ребенок должен назвать конкретное слово («чашка», «яблоко» и т.п.) и перебросить мяч другому, чтобы он сделал то же самое. Получится цепочка из слов (оптимально, чтобы было пять названий – например, яблоко — груша — слива — апельсин — киви).
Более сложные дидактические игры на грамматику – изменение формы одного и того же слова для последующего понимания чисел и падежей.
Педагог дает дошкольнику простое предложение, а он должен поставить действующее лицо во множественное число:
- я взял конфету – я взял конфеты;
- в магазине купили игрушки – в магазине купили игрушки;
- я вырезаю снежинку – я вырезаю снежинки.
Все приведенные упражнения можно модифицировать и изменять, делая их более интересными или сложными – все зависит от уровня подготовки детей.
Дидактические упражнения для детей 6 или 7 лет
Игры по развитию речи в старшей группе немного сложнее, так как к такому возрасту ребята уже овладевают базовыми навыками речи, и им нужно совершенствовать ее.
Дидактические игры для развития речи дошкольников такого плана направлены на поиск антонимов слов.
Перед выполнением нужно убедиться, что ребенок понимает значение слов «разный», «противоположный» «похожий», «одинаковый».
Воспитатель дает слово и словосочетание ребенку, чтобы он сказал противоположное по значению выражение (мяч большой – мяч маленький, лента длинная – лента короткая, фигурка белая – фигурка черная, кубик легкий – кубик тяжелый, пруд глубокий – пруд мелкий, мальчик веселый – мальчик грустный, погода ясная – погода пасмурная).
Дидактические игры на антонимы можно усложнить – добавить для замены не только прилагательное, но и существительное (ясный день – дождливая ночь, теплое лето – холодная зима).
Упражнение помогает дошкольнику разобраться в родственных отношениях и устанавливать степень родства между людьми.
Воспитатель в рамках упражнения на развитие понимания родства задает вопросы о родственных связях, а ребенок должен на них ответить:
- кто ты для мамы и бабушки (сын/дочь, внук/внучка);
- кто тебе папин брат (дядя);
- кто тебе дочь папиного брата (двоюродная сестра).
Дидактические игры на предложения помогает повысить внимание дошкольника и научить его правильно согласовывать слова. Логопед дает 2 несогласованных между собой слова, а ребенок делает из них словосочетание или предложение.
Например, педагог говорит «мяч прыгать», а дошкольник – «мяч прыгает», «девочка плавать» – «девочка плавает».
Игры по развитию речи для дошкольников, связанные с профессиями, улучшают знания ребенка в профессиональных областях, а также учат его образовывать из одной части речи другую.
Педагог, предлагая такие дидактические игры на слова, дает название профессии, а дошкольник говорит, чем такой человек занимается. Например:
- строитель – строит;
- врач – лечит.
Дидактические игры на формы слов учат образовывать уменьшительно-ласкательные формы известных детям слов. Воспитатель навязывает слово в его обычной форме, а ученик – в уменьшительно-ласкательной:
- кукла – куколка;
- сумка – сумочка;
- шарф – шарфик.
Дидактические игры на улучшение речи – один из самых простых и эффективных способов улучшить коммуникативные навыки детей и научить их отличать формы слов, а также их значения.
Для разных групп ребят сложность упражнений разная игры по развитию речи в старшей группе гораздо сложнее, чем в младшей. Придумывать задания родителям можно самостоятельно по примерам, а можно обратиться за помощью к логопедам.