Правильная постановка звука Ш

 

Неправильное произношение шипящей группы звуков – одно из распространенных нарушений. В норме ребенок должен усвоить их артикуляцию в 3-4 года. Искаженное произношение Ш может быть признаком речевого расстройства. Поэтому необходима консультация логопеда, чтобы он определил причину и составил план коррекционной работы.

Произношение Ш в норме

Этот звук является базовым в шипящей группе. Освоив его артикуляцию, ребенок легко научится правильно произносить и другие звуки из этой группы. Губы принимают положение «рупора»: их немного выдвигают вперед так, чтобы получилась форма «окошка». Во время произношения звука зубы должны быть сомкнуты.

Язык должен находиться в положении «чашечки»: кончик за верхними зубами, а его боковые стороны плотно прижаты к зубам. Это позволяет направить выдыхаемую струю посередине. Если все сделано правильно, то она получится широкой и теплой. Голосовые связки разомкнуты, поэтому Ш – глухой согласный.

Разновидности и механизмы нарушений

Неправильное произношение шипящей группы называется сигматизмом, а их замена другими звуками – парасигматизмом. В речи ребенка Ш может отсутствовать, при этом он не будет заменять его другими фонемами. Есть несколько видов сигматизма шипящих, отличающихся механизмом возникновения:

  • Межзубный – речь с таким искажением называют шепелявой. При данном сигматизме язык не принимает нужное положение «чашечки», а проходит между зубами. Причиной может быть короткая подъязычная уздечка; высокое и узкое небо.
  • Боковой – в речи вместо Ш получается звук, имеющий «хлюпающее» звучание. Во время произнесения один уголок губ поднимается выше другого; нижняя челюсть также смещена в одну из сторон; форма «чашечки» не получается потому, что спинка языка образует смычку с зубными альвеолами только с одной стороны. Причиной появления такого искажения может быть слабый тонус артикуляционных мышц и неправильный прикус.
  • Носовой – вместо Ш ребенок произносит Х с носовым оттенком. Язык занимает нижнее положение, а задняя часть поднята вверх. Именно из-за большого напряжения спинки языка и появляется данный сигматизм.
Читайте также:  Учим говорить ребенка говорить мама и папа

В зависимости от разновидности сигматизма шипящих логопед будет подбирать способ постановки звука.

Логопедическая диагностика

Логопед оценивает сформированность всех компонентов речи, чтобы определить речевой дефект. При искаженном произношении звуков во время диагностики особое внимание он обращает на:

  • внешний вид губ, состояние прикуса, мышечный тонус языка;
  • артикуляционную и мимическую моторику;
  • длительность и силу выдоха;
  • произношение звука изолированно, в слогах, словах, фразах и связной речи;
  • выделяет ли ребенок его среди других фонем.

При оценке анатомии артикуляционного аппарата специалист смотрит на прикус, небо, внешний вид языка (слишком узкий или неповоротливый широкий), подъязычной уздечки. Если будут какие-либо отклонения, которые могут быть причиной искажения, логопед может направить к другим специалистам (хирургу, ортодонту).

При проверке работы мимических мышц логопед просит ребенка изобразить эмоции (радость, грусть, удивление и т. д.); проверяет как работают мышцы лица по отдельности (просит поднять брови, улыбнуться и т. д.); кроме моторики, ребенку показывают изображения различных эмоций и он должен подобрать соответствующее настроение к каждой картинке.

Во время диагностики артикуляционной моторики логопед дает задания на статику (удержание) и динамику:

  • Улыбка, вытягивание губ «трубочкой» или принятие положения как во время произношения О. Нужно зафиксировать их в определенной позе на несколько секунд.
  • Подвигать челюстью в разные стороны.
  • Расслабить язык, сделать его широким, поместить и удерживать на нижней губе, или сделать узким, вытянув как можно дальше.
  • Выполнить упражнение «чашечка».
  • Поднимать − опускать язык.
  • Двигать им в разные стороны.
  • Изобразить лошадку.

Все упражнения выполняются по показу, то есть сначала показывает взрослый, а ребенок затем повторяет. Логопед отмечает, с какого раза ребенок смог правильно выполнить задание или у него оно не получилось; обращает внимание на состояние мышечного тонуса артикуляционного аппарата.

Для проверки силы и длительности выдоха предлагают выполнить следующие задания:

  • сдуть легкий предмет (перо, кусочек ватки);
  • поиграть в игру «Кто дальше загонит мяч» − ребенок соревнуется со взрослым, кто дальше задует предмет;
  • поиграть на дудочке.

Перед выполнением заданий логопед объясняет, как нужно дышать правильно. Во время диагностики он обращает внимание и на сформированность речевого дыхания.

При обследовании звукопроизносительной стороны речи логопед обследует все группы звуков. Когда ребенок проговаривает звук, логопед обращает внимание на положение органов артикуляции. Вначале фонему произносят отдельно от других. Затем в различных слогах (ША, ОШ, УШУ, ШПА и т. д.); в словах, при этом звук должен стоять в начале, середине или конце (ШАПКА, МЫШКА, КАМЫШ и т. д.).

Потом речевой материал усложняют, и ребенок повторяет за взрослым фразы и предложения (БОЛЬШИЕ УШИ, ДАШИНА ШУБА, ШИРОКИЙ ШАРФ и т. д.). Чтобы проверить произношение Ш в самостоятельной связной речи, используют следующие задания:

  • составить из предложенных слов фразу/предложение;
  • кто больше назовет предметов, в названии которых есть Ш;
  • рассказать, что нарисовано на сюжетной картинке.

Подбирать речевой и наглядный материал нужно с учетом возраста ребенка. При проверке произношения определенного звука не нужно использовать слова, содержащие смешиваемые группы и оппозиционные фонемы.

Также логопед проверяет состояние фонематического слуха и владение навыком звуко-буквенного анализа. Для этого подбирают специальные задания:

  • сделать какое-либо действие, услышав заданный звук (его произносят отдельно, в сочетании с другими фонемами);
  • определить позицию звука в слове.

По итогам обследования логопед составляет план коррекционной работы и подбирает подходящие способы постановки звука.

Артикуляционная и дыхательная гимнастики

Прежде чем переходить к постановке звука формируют нужный артикуляционный уклад и тренируют силу и длительность выдоха. Чтобы произносить шипящие правильно, ребенка учат делать язык широким и поднимать его. Главное упражнение в комплексе – «Чашечка». Именно такое положение составляет основу правильной артикуляции шипящих.

Приступать к его выполнению можно при сформированном умении делать и удерживать язык широким.

Вначале на занятиях формируют умение расслаблять язык. Для этого выполняют похлопывающие движения губами или слегка покусывают их зубами – это варианты самомассажа. Тренируются также в удержании языка в таком положении в течение некоторого времени. Если возникают трудности с его подъемом, подбирают упражнения для отработки верхнего положения («Лошадка», «Грибок», «Почисти верхние зубы» и другие аналогичные задания).

После того как у ребенка получается все вышеперечисленное, приступают к выполнению упражнения «Чашечка». Ребенок поднимает кончик и боковые края языка и удерживает их в таком положении. Для повышения эффекта в «Чашечку» можно налить немного воды, чтобы малыш пытался ее удержать.

Также рекомендуют другие упражнения:

  • Для проведения этого задания понадобится ватка. Широкий язык помещают на нижнюю губу. Ребенок говорит удлиненный Ф и старается сдуть ватку как можно дальше.
  • Широкий кончик языка помещают на верхнюю губу, а боковые края должны быть плотно прижаты. На кончике носа размещают кусочек ватки или перышко. Ребенок пытается сдуть ее, удерживая язык в верхнем положении. У него получится это сделать, если воздушная струя будет проходить посередине.

Перечисленные задания направлены не только на выработку длительного выдоха, но и формируют умение расслаблять язык, делать его широким и в таком состоянии поднимать и удерживать за зубами. Когда логопед видит, что ребенок может удерживать нужные артикуляционные позы, он приступает к постановке Ш. Если движения недостаточно сформированы, а мышцы языка не укреплены, то зафиксировать правильное положение ребенок не сможет, а звук будет произносить только с механической помощью. Поэтому подготовительный этап является обязательным в коррекционной работе.

Описанные упражнения для шипящих также используют и для коррекции произношения сонорной группы звуков, потому что при их произнесении язык также принимает верхнее положение.

Вариант постановки при отсутствии звука

Если у ребенка в речи отсутствует Ш, и он не использует другие фонемы вместо него, то основной упор делают на артикуляционную гимнастику, а именно формирование подъема широкого языка. Когда упражнение «Чашечка» выполняется правильно, логопед приступает к постановке звука.

Он просит ребенка сделать «Чашечку» и спрятать язык за зубы. Далее логопед объясняет, что нужно подуть на язык и тогда получится Ш. Если ребенок произносит Х, то четкое звучание шипящего не получится. Для удобства предлагают произносить С, только язык находится за верхними зубами. Чтобы выработать правильное произношение, нужно его повторять многократно. Для повышения эффективности занятий логопед использует дидактические игры.

Постановка Ш при искаженном произношении

От разновидности сигматизма зависит способ постановки. У каждой из них свои причины, поэтому логопед подбирает приемы для их коррекции:

  • При межзубном варианте проводится точно такая же подготовительная работа, как и при отсутствии фонемы в речи. Упор делается на подъем языка, поэтому дополнительно отрабатывают четкое проговаривание Т, от которого будут ставить звук. Произнося Т, ребенок держит рот открытым. Нужно медленно проговорить звук, добавляя придыхание. Постепенно логопед учит ребенка удлинять воздушную струю и не задевать языком бугорки.
  • При боковом искажении используют механический способ. Перед постановкой укрепляют боковые края языка; учат поднимать и удерживать язык за зубами, формируют сильный длительный направленный выдох. Для постановки можно использовать специальный логопедический зонд или чайную ложку (если вы занимаетесь коррекцией в домашних условиях). Зондом или ложкой поднимают переднюю часть языка и убирают за верхние зубы, отодвигая его ближе к бугоркам. Ребенок прикусывает ложку и произносит С. Постепенно длительность выдоха увеличивается, формируется умение поднимать и удерживать язык в нужном положении самостоятельно.
  • Метод постановки от Р – этот способ используют редко, потому что для произнесения сонорной группы язык занимает аналогичное положение, что и для шипящих. Поэтому мало кто из детей может правильно говорить Р, имея нарушения произношения шипящих. Ребенок, держа рот открытым, произносит Р беззвучно. Взрослый, используя черенок чайной ложки, останавливает вибрацию. В результате получается шипение. Постепенно ложку используют меньше, ребенок приучается держать зубы вместе и произносить шипящий звук без механической помощи.
  • Метод постановки от свистящих. Ребенок произносит удлиненный С, взрослый под передний край языка помещает чайную ложку или зонд, поднимает его и отводит вглубь рта, пока в речи не услышит Ш. Постепенно ребенок учится самостоятельно поднимать и удерживать «чашечкой» язык.

Если имеются нарушения тонуса мышц языка, назначают курс логопедического массажа. Его выполняют зондами (для этого нужно пройти специальное обучение) или пальцами в стерильных одноразовых перчатках. Но вместе с массажем нужно делать артикуляционную гимнастику. Тогда подготовка органов артикуляции к постановке Ш будет эффективнее.

Звук Ш является основным в своей группе. Поэтому, исправив его произношение, легко поставить другие шипящие. Только нужно обязательно объяснять разницу в артикуляции, чтобы ребенок не смешивал их в речи. Заниматься постановкой других шипящих звуков нужно тогда, когда будет пройден этап автоматизации звука Ш в речи.

 

Оцените статью
Популярный образовательный портал по сочинениям, развитию и постановке речи