Понятие, причины, диагностика и лечение акустико-гностической афазии

 

Афазия представляет собой отклонение, сопровождающееся частичной или полной утратой речевой функции. Состояние может осложняться потерей понимания речи. Пациенты с подобной патологией нуждаются в тщательном обследовании. Без лечения состояние грозит деградацией личности.

Акустико-гностическая афазия − это патология, причиной которого является поражение локальных зон головного мозга, ответственных за функции речи. Основными проявлениями являются не только потеря этой функции, но и уменьшение словарного запаса, грамматической основы, ухудшение звукопроизношения. Отличительной чертой является то, что по мере прогрессирования патологии ухудшается двигательная и сенсорная функция, негативно изменяются характеристики личности.

Как диагностируют

Для диагностики болезни привлекают невролога, логопеда, психолога и психиатра. Афазия состоит из нескольких компонентов:

  • утраты речи (частично или полностью);
  • потери вербального общения;
  • патологического изменения личности.

Болезнь чаще регистрируется во взрослом возрасте, но иногда может возникать и у детей. Она сопровождает 1/3 от общего количества патологий, связанных с нарушением церебрального кровообращения.

Как образуется

Механизм патологии заключается в поражении зоны Вернике височной извилины левого полушария (у правшей). В тридцатых годах ⅩⅩ века ученые определили, что за появлением отклонения стоит нарушение распознавания фонем.

Акустико-гностическая, или сенсорная афазия, впервые была изучена немецким психиатром Вернике в 1874 г. Ее отличие от других форм заключается в том, что нарушается анализ речи при восприятии ее на слух. Механизм образования связан с нарушением устного восприятия информации. Имеет значение не только дифференциация звуков по фонематическим характеристикам, но и их последовательность, как расположен ударный слог в слове. Тяжелое отклонение речевых составляющих при данном неврологическом расстройстве всегда является приобретенным.

Какими причинами вызвана

Этиология заболевания связана с органическими процессами в структурах мозга, возникшими уже после формирования речи. Патология может быть спровоцирована нарушением функций головного мозга в результате травм, воспаления в его участках, при наличии злокачественных образований, заболеваний сосудистого характера, инсульта.

У каждого из факторов свои особенности течения, поэтому течение афазии отличается в зависимости от заболевания. Например, если патология вызвана опухолевым процессом, возникают сопутствующие корковые симптомы, например, изменение психики больного.

Если нарушение речи вызвано инсультом, клиническая картина определяется типом патологии, площадью развития ишемии. Посттравматический тип нарушения хорошо поддается лечению, прогноз для больного благоприятный. На степень тяжести заболевания влияют площадь очага поражения, локализация (куда произошло кровоизлияние), характер нарушения церебрального кровообращения, общее состояние больного (острые и хронические патологии).

Видовые различия

Всего насчитывают 7 форм афазии, одной из которых является акустико-гностическая (сенсорная). Впервые она была описана К. Вернике. Центральным механизмом в ней является нарушение преобразования звуков и синтеза фонем речи, что негативно отображается на их распознавании. Для людей с сенсорным типом патологии не представляется возможным дифференцировать звуки, тембр, интонации.

Характерные отличия патологического дефекта речи

Особенностью сенсорной акустико-гностической афазии является то, что страдают все функции речи. В результате перемещения слогов и звуков изменяются такие характеристики, как ритм, плавность, возникают паузы. В дальнейшем появляются ошибки в письме, потеря навыков чтения. Однако, по отдельности все звуки произносятся четко.

Нарушение речи может проявляться различными вариантами:

  • неумением вести диалог или монолог без предварительной подготовки, то есть спонтанно;
  • отклонениями в произвольном произношении;
  • проблемами со слуховым восприятием на фоне отсутствия органической патологии.

Только своевременное лечение может предотвратить распад личности больного с подобными нарушениями. Речь – это сложная многофункциональная система, работу которой обеспечивают вторичные и третичные зоны мозга. Поражение определенных участков левого полушария приводит к нарушению речи. Патологические изменения затрагивают процесс понимания, активной и пассивной речи устного и письменного характера.

В зависимости от того, какой участок поражен, в различной степени затрагиваются психические функции. Так как становление письменной речи не связано с конкретными зонами и носит автоматический характер после усвоения, этот навык не утрачивается полностью при афазии. Такие симптомы, как кислородное голодание мозга, ЧМТ приводят к нарушению кинестетической, акустической, планирующей или регулирующей функции. Вследствие этого происходит внутренняя перестройка для компенсации патологических изменений.

Особенно тяжело протекает афазия, если она спровоцирована поражением обеих долей головного мозга, или у больных частичных левшей.

Если очаг поражения большой, для больного чужая речь представляет собой нечто нечленораздельное. Люди с афазией чувствуют себя как будто иностранцами, не понимая смысла сказанного. Если в речи присутствуют сложные обороты, сравнения, литературные цитаты, им также они непонятны. Отвлекаясь на непонятные слова, они теряют цепочку, несмотря на то, что по отдельности произносят звуки. Из-за отсутствия слухового контроля над своим речевым потоком пациенты не осознают, что они больны. На ранней стадии они становятся подвижными и много говорят.

Если заболевание менее выражено, пациент частично понимает речь, может заменять слова догадками. Общаясь с ним, приходится неоднократно повторять просьбу, подкреплять ее жестом. Фонематическая недостаточность приводит к путанице в словах: пациент путает похожие (почка-ночка-дочка-точка). Он может помнить описание предмета, но не его название.

Во время чтения больные путаются с расстановкой ударений, поэтому не понимают, о чем читают. При тяжелой форме акустико-гностической афазии им трудно писать под диктовку или списывать с источника. Из-за наличия большого количества литеральных парафазий речь таких людей нечленораздельна. Патология сопровождается нарушениями элементарного счета, возникают путаницы с числами.

Самой сложной формой является моторно-сенсорная афазия, когда больной не может говорить и не понимает значения слов.

Диагностика патологии

Для определения диагноза пациенту назначают компьютерную томографию мозга, магнитно-резонансное исследование, ультразвуковую допплерографию сосудов шеи и головы, при необходимости проводят люмбальную пункцию. Диагностика речи проводится с помощью оценки активной и пассивной речи. Затем у больного проверяют письменные способности: диктант, списывание, чтение вслух и пересказ. Обязательным является проведение дифференциации с другими дефектами речи: алалией, дизартрией и т. д.

У правшей левое полушарие «распознает» согласные звуки, а правое — гласные.

Основные аспекты терапии состояния

Терапия заболевания подбирается в соответствии с причиной, в динамике пациента наблюдают нейрохирург, невролог. Афазию лечат комплексно: подбирают фармакологические средства, при необходимости может понадобиться операция. Логопед прорабатывает с больным афазией коррекцию или восстановление речи, в том числе письменной. Логопедические занятия являются важными лечебными мероприятиями, которые могут использоваться не только в остром периоде, но и на этапе реабилитации.

Тип афазии зависит от локализации патологии (в лобной, височной извилине, теменной области). Кроме этого, степень выраженности клинических проявлений отличается в зависимости от стадии и степени тяжести болезни.

На течение и характеристику афазии влияет этиологическая составляющая нарушения кровообращения, степень проявления нейрогенных отклонений (апатия, утомляемость, парезы, параличи). Также имеет значение наличие сопутствующих заболеваний. Если причина патологии – травма или онкологическое образование, большое значение имеет давность процесса. Наилучших результатов удается добиться только при применении комплексной схемы терапии. Чтобы она была успешной, начинать необходимо с выяснения этиологии отклонения.

Больному предлагают срисовывать или списывать простые рисунки и текст. Как это сделать, рассказывают с помощью жестов и мимики. На последующих коррекционных упражнениях объяснения носят устный характер, при этом специалист использует побудительную интонацию. Так пациента приучают слушать речь с различными ритмическими темповыми характеристиками.

На 5-6-м занятии подключают простые просьбы типа: «Да!», «Нет!», «Отлично!», «Еще раз!». Когда произойдет связывание интонации и жеста с этими фразами, добавляют еще слово. Чтобы избежать аграмматизма, ударение делают на существительное. Именно побудительный характер разговора приучает больных внимательно слушать собеседника.

В реабилитационном периоде назначают лечебную физкультуру, массаж, физиотерапевтические процедуры и механотерапию. Прогноз для больного в каждом случае индивидуален, шансы на возвращение качества жизни увеличиваются при строгом соблюдении рекомендаций специалистов.

Профилактика возникновения нарушения речи

Поскольку афазия возникает в результате поражения участков головного мозга, в группе риска находятся люди с сосудистыми заболеваниями. Необходимо своевременно проходить диспансеризацию, инструментальные обследования и лечение по показаниям.

Ежегодное количество регистрируемых инсультов в мире составляет 15 млн. В России статистика так же неумолима, в среднем, количество обращений с данным заболеванием составляет более 450 тысяч случаев в год.

Как реабилитировать больного:

  • восстанавливать понимание простых высказываний;
  • работать над восприятием ситуативной речи;
  • читать;
  • устанавливать связь между названием предмета и действием.

О чем нужно помнить в периоде реабилитации больного с нарушениями речи? Положительная динамика невозможна без благоприятной психологической атмосферы в семье, близкие пострадавшего человека должны быть чуткими и проявлять терпение. Процесс восстановления речи может занять длительное время. Ни в коем случае не изолируйте больного.

Занятия могут проходить как в специализированных центрах, так и на дому, но под руководством специалистов. Одновременно с логопедическими упражнениями необходимо подготовить человека к изменившимся условиям жизни. В то же время, гиперопека будет излишней, пациент должен заново обучаться самостоятельности.

 

Читайте также:  Классификация видов, типов и форм заикания
Оцените статью
Популярный образовательный портал по сочинениям, развитию и постановке речи