Пальчиковый массаж рук для развития речи у детей: зачем нужен и какие упражнения делать

 

Способность ясно излагать свои мысли тесно связана с мелкой моторикой пальцев рук. Массаж пальчиков для развития речи у детей, основанный на методе су-джок терапии, способствует улучшению взаимодействия полушарий мозга, активизирует участки, которые отвечают за речь (как устную, так и письменную).

В дальнейшем он помогает улучшить память, внимание, усидчивость, а иногда и раскрывает таланты детишек.

Что дает массаж?

С помощью пальчикового массажа, игр и упражнений, проводимых дома, можно:

  • резко усилить развитие речи – дети начинают говорить раньше, четче, постепенно увеличивают словарный запас;
  • подготовить руки к письму;
  • избежать появления «спазма писаря» – частой проблемы детей, которые только начинают учиться писать;
  • улучшить усидчивость, самоконтроль, внимательность;
  • развивать фантазию, проявлять творческие способности;
  • контролировать свое тело, не бояться его и пользоваться им в большей мере;
  • почувствовать «немое», бессловесное общение, улучшить взаимопонимание;
  • развивать навыки использования обеих рук, если ребенок левша.

С какого возраста начинать пальчиковый массаж и гимнастику?

Массаж рук ребенку для развития речи можно начинать с рождения, а осознанную гимнастику с шести-семи месяцев жизни. Младенцу рекомендуется делать легкий массаж обеих сторон кистей и каждой фаланги всех пальчиков рук. В качестве массажных приемов используются: поглаживание и разминание. Повторять достаточно в течение 3-х минут несколько раз в день.

Примерно с десяти месяцев добавляют активные движения пальцев ручек. В зависимости от возраста подбираются движения: малышам можно давать легкие шарики или мячик, чтобы они их перекатывали в ладошках. Подойдут украшения (бусы), пластилин, деревянные шарики.

В год вместе с ребенком можно играть конструктором и собирать разнообразные фигурки, или раскладывать предметы (карандаши, большие пуговицы, игрушки). В полуторагодовалом возрасте уже более сложные задания: застегнуть пуговицу, завязать узел.

Хорошей тренировкой могут стать народные детские игры – потешки, в процессе которых происходит самомассаж пальцев рук (например, «сорока-ворона»).

Как повысить эффективность массажа и гимнастики

Если у ребенка уже есть проблемы с речью или моторикой, желательно:

  • комбинировать упражнения с играми и проговариванием для одновременного развития и пальчиков рук и речи;
  • заниматься регулярно и систематично, выбрав одно и то же время, не пропуская занятий;
  • заинтересовать ребенка, сделав занятие увлекательной игрой, поощрять его в процессе;
  • по возможности использовать все пальчики, добиваться энергичных действий;
  • начинать с легких заданий, заменяя их более сложными (например, вначале заняться «главной» рукой, затем другой, а в конце – работать обеими одновременно);
  • не затягивать длительность занятия, контролировать усталость ребенка;
  • начинать с медленного выполнения упражнений, акцентируя внимание на технике, затем повышать скорость выполнения.

Обычно занятие начинается с разминки – разминание ладоней и фаланг, сжимание пальцев в кулак, чередующееся с полным разгибанием пальцев. После этого нужно немного расслабить кисти и пальцы (потрясти). Затем идут статичные упражнения – фиксация кистей в конкретном положении. Важно соблюдать вышеописанные правила, а при возникновении трудностей необходимо помочь ребеночку принять нужную позу или поддержать ручку (особенно если речь идет о грудничке).

Особенности речевого развития

В развитии речи тоже есть нюансы:

  • при попытках добиться от ребенка повторения слов за взрослым, важно сосредоточить внимание на реальном предмете, который называете;
  • нужно «заставить» ребенка высказывать желания вслух, а не только показать эмоцию или нужный предмет;
  • не нужно подсказывать ребенку, когда он хочет что-то попросить;
  • если ребенок пытается что-то сказать, но путается или запинается, не следует подсказывать и перебивать.

Важная роль в речевом развитии ребенка отводится взрослым. Начинать нужно с полного контроля над собой и своей манерой разговаривать: правильно и внятно произносить слова (например, если у родителя имеется речевой дефект, то ребенок будет его копировать).

Слишком долгое общение с малышом может его утомить, поэтому не рекомендуется затягивать «разговор» более чем на 5 минут. Желательно, чтобы ребенок видел лицо взрослого, четко и не спеша говорящего о предмете, который в данный момент интересует малыша. Для правильного формирования соответствий слов и предметов, ребенок должен взаимодействовать с той игрушкой (или чем-то другим), о которой идет речь.

Какие упражнения подойдут?

В зависимости от возраста ребенка массажные движения постепенно заменяют пальчиковой гимнастикой. В процессе ее выполнения происходит самопроизвольный массаж подушечек. Кроме того, такой подход вызывает больший интерес, так как позволяет импровизировать и придумывать различных персонажей.

  • «Привет, палец» – большим пальчиком поочередно касаться кончиков других четырех той же руки.
  • «Человечек» – «складываем» фигурку человечка, у которого ноги – это второй и третий палец, и «бегаем» по столу.
  • «Слоненок» – повторяем с усложнением: второй и четвертый палец – это ноги, а средний выставляем вперед в виде хобота и опять «бегаем» по столу».
  • «Радужные брызги» – рисование пальцами, карандашами или кисточками в воздухе;
  • «Лепка руки» – одной рукой массировать другую, как будто вторая сделана из глины и нужно «вылепить» настоящую кисть с пальчиками;
  • «Мим» – любые игры с воображаемыми плоскими поверхностями и объемными фигурами.

В дальнейшем можно «сочинять» истории с участием уже разученных героев.

Выполняя массаж и гимнастику, нужно стараться вовлекать все пальчики обеих рук. При этом, если простое выполнение заданий для ребенка стало скучным, можно дополнительно усложнить: просить его руками демонстрировать и пересказывать стишок, параллельно показывая некоторых персонажей или действия руками. Обязательно во всех упражнениях следует добиваться интереса, тогда пальчиковый массаж для развития речи принесет и удовольствие, и пользу.

 

Читайте также:  Особенности коррекции фонетико-фонематического недоразвития (ФФНР) у детей
Оцените статью
Популярный образовательный портал по сочинениям, развитию и постановке речи