Основные классификации алалии

 

Алалия – диагноз, который ставится при полном отсутствии устной речи или тяжелых формах ее недоразвития. Алалия – клинический диагноз, при котором логопед отмечает ОНР (общее недоразвитие речи) определенного уровня. Классификация алалии и сегодня остается дискуссионным вопросом. Это связано с механизмом ее возникновения. Вызывается патология органическим нарушением в коре головного мозга, отвечающей за формирование речи. Такие поражения формируются пренатально или в первые три года жизни малыша.

При данном диагнозе ребенок поздно начинает говорить, заметно снижен пассивный запас слов, наблюдаются нарушение слогового восприятия, проблемы с артикуляцией и фонематическим процессом.

Выявляют алалию у 1% детей дошкольного и 0,5% школьного возраста. При этом мальчики страдают патологией в два раза чаще, чем девочки.

Общепринятая классификация

Существуют три общепринятых классификации алалии, основанные на таком критерии, как механизм формирования – сенсомоторная, психологическая и языковая. Приверженцы первой концепции объясняют возникновение патологии с нарушением восприятия речи или апраксией (проблемы с моторикой). Психологический подход основан на связи речевого недоразвития с психическими проблемами. Языковая теория основана на том, что речевые нарушения вызваны неправильным восприятием чужих высказываний и проблемами с артикуляцией.

Современные логопеды пользуются топологической классификацией, разработанной В. А. Ковшиковым. В соответствии с ней алалию подразделяют на:

  • моторную, или экспрессивную;
  • сенсорную, или импрессивную;
  • сенсомоторную, или смешанную.

Причина моторной разновидности в поражении участка коры головного мозга, координирующего речь. При этом у детей отсутствует устная речь, но они прекрасно понимают других. Варианты моторной алалии представлены в таблице.

Название Причина
Афферентная Поражение теменной доли левого полушария головного мозга (постцентральной извилины).
Эфферентная Патология центра Брока (премоторной коры, нижней лобной извилины).

Оба вида сопровождаются нарушением координации движений с сохранением нормального уровня двигательной активности. Ребенок с трудом учится обслуживать себя (шнуровать кроссовки, застегивать пуговицы), испытывает затруднение при складывании пазлов или конструктора с мелкими деталями.

При моторной разновидности алалии у детей снижается способность к запоминанию, восприятие информации на слух, концентрация внимания, наблюдаются проблемы с развитием эмоционально-волевой сферы.

Часто на фоне моторного речевого нарушения развивается заикание. Детям сложно усваивать новые слова. Они активно используют исключительно обиходные фразы. Наблюдается неправильное понимание смыслового значения, неуместное употребление лексически сложных слов, подмена их более простыми, сходными по звучанию.

Причина сенсорной формы болезни в поражении центра Вернике (верхней височной извилины). При таком диагнозе дети не только не могут правильно выговаривать звуки, но и не воспринимают речь других. Однако слуховые навыки полностью сохранены. Часто наблюдается гиперакузия (повышенная чувствительность к резким звукам). При нарушенном слуховом восприятии речевая активность у таких малышей остается высокой. Однако они произносят набор бессмысленных фонем и обрывков слов. Такую речь называют логореей. Она представляет собой непонятный для окружающих «звуковой салат». Такие дети активно используют жесты или мимику.

Сенсорная алалия развивается на фоне интеллектуальных нарушений, снижения концентрации внимания, неустойчивости памяти. Такие дети ведут себя слишком импульсивно или, наоборот, – инертно.

Сенсорная форма патологии диагностируется редко. В большинстве случаев наблюдается смешанная – сенсомоторная разновидность.

Авторские классификации

Патология характеризуется особенностями протекания, выраженностью речевых нарушений. Специалисты учитывают разнообразные критерии, на основании которых составляют классификации.

А. Либманн выделяет такие разновидности заболевания – слухонемоту (моторную, сенсорную и сенсомоторную) и выраженное нарушение артикуляции.

Р. Левина подробно останавливается на психологической причине речевой патологии. Психологическая классификация алалии по Левиной подразделяет патологию на такие группы:

  • снижение понимания фонем;
  • ухудшение зрительного восприятия;
  • болезненное изменение психической активности.

В. Орфинская создала лингвистическую систему классификации нарушения, разделив его на десять подвидов: по четыре разновидности моторных и сенсорных нарушений и две зрительно-двигательные. Все эти патологии, по мнению специалиста по логопедии, становятся первопричиной неправильного речевого развития.

Е. Соботович исследует речевое расстройство в зависимости от психолингвистической структуры и формирования речевого аппарата и подразделяет алалию на проблемы с артикуляцией – произношением сложных фонем и составлением связных рассказов (в том числе распространенных предложений). При сочетании речевой патологии и ухудшения координации движений, по мнению Е. Соботовича, наблюдается проблема овладения знаковыми вариациями речи.

Схематично представить развитие речевой патологии можно так: генетически детерминированные причины провоцируют повреждение отдельных участков коры головного мозга, вызывая тотальную (полную) алалию. Ребенок растет, начинают действовать компенсаторные механизмы, а очаг поражения смещается к сенсорной или моторной форме нарушения. Поэтому правильно диагностировать разновидность алалии у детей младшего дошкольного возраста чрезвычайно сложно. Ведущий критерий речевого расстройства проявляется позже.

Современные исследователи заменяют название моторной и сенсорной форм патологии на экспрессивную и импрессивную. Такая градация принята при диагностике афазии (отсутствие уже сформировавшейся речи). Это призвано акцентировать внимание на психологическом, а не органическом обосновании причин алалии.

Отдельные специалисты – М. Совак, К. Беккер, М. Критчли связывают алалию с нарушениями центральной и периферической нервной систем, проявляющимися в неправильном восприятии речи других людей, проблемах с мелкой моторикой рук, нарушении координации движений, неспособности воспроизвести фонемы, связывать слово и предмет.

Алалию по степени тяжести классифицируют на простое нарушение артикуляции и полную несформированность разговорной (устной) речи.

Если малышу поставлен диагноз алалия, родителям рекомендуется дополнительно пройти углубленное обследование не только у независимого логопеда, но и у врача невролога. Коррекционная работа с детьми, у которых выявлена алалия, включает психотерапевтическое, медикаментозное и педагогическое воздействие, предполагающее назначение лекарственных препаратов, развитие поведенческих и коммуникативных навыков, обучение умению составлять связные высказывания.

Процесс восстановления лексико-грамматических и фонетико-фонематических функций – длительный, и требует взаимодействия родителей, врачей, клинических психологов и педагогов. Результативность коррекции зависит от своевременности ее проведения.

 

Читайте также:  Как отличить научный стиль речи от других стилей?
Оцените статью
Популярный образовательный портал по сочинениям, развитию и постановке речи