Мозжечковая дизартрия: как распознать и вылечить болезнь

 

Мозжечковая дизартрия — это нарушение речи, которое возникает при поражении отдельных структур мозга. Она связана с патологической координацией органов артикуляционного аппарата. В результате пациент теряет способность к чёткому проговариванию звуков.

Патология встречается у людей всех возрастов. У ребёнка более высокая скорость восстановления речи из-за особенностей нервной системы. У взрослых коррекционная работа занимает большее количество времени, что связывают с распространенным очагом поражения и меньшей пластичностью нервной системы.

Причины заболевания

Появление этой патологии всегда связано с поражением части нейронов мозга. В результате возникает дискоординация артикуляции, изменяется ритм речи и голос пациента. Степень выраженности заболевания соответствует тяжести органических изменений в нервной системе.

Причина мозжечковой дизартрии у детей обычно кроется в патологиях внутриутробного развития или травм в момент рождения. Проявления заболевания часто сопряжено с ДЦП. В некоторых случаях оно сопровождает течение олигофрении. Как осложнение, состояние возникает после гемолитической болезни новорождённых.

У взрослых этиология дизартрии чаще связана с внешним влиянием на мозжечок. Она возникает на фоне нейроинфекций и новообразований головного мозга. В некоторых случаях отмечается нарушение речи после травм черепа и инсультов. Причиной дизартрии могут стать наследственные патологии нервно-мышечных синапсов и нейронов, а также аплазия ядер черепных нервов, названная синдромом Мебиуса по имени впервые описавшего это состояние учёного.

Симптомы

Клиническая картина мозжечковой дизартрии характеризуется несколькими синдромами. Наиболее выражены из них следующие:

  • Патологии просодической системы (предложения разбиваются на короткие фразы, неправильное ударение в словах, ненормированная длительность слогов, отсутствие у речи мелодичности).
  • Нарушение речевого дыхания, голоса и артикуляции.
  • Сложности с автоматизацией произношения.
  • Очаги органических нарушений в мозге.

Этого плана придерживаются специалисты для определения вида речевого нарушения и тяжести состояния. При мозжечковой дизартрии объективно определяется:

  • По неврологическому статусу — гипотонус мышц артикуляционных органов, ограничение подвижности языка и его тонкость, трудности в удержании и формировании правильной позы для произношения звука, мозжечковая атаксия.
  • По состоянию артикуляционного аппарата — паретичное мягкое нёбо, тремор языка и отсутствие точности в его движениях, снижение подвижности артикуляционных органов, их дискоординация, вялость мимики.
  • По речевому статусу — неразборчивая медленная речь скандированного характера, патологические ударения в словах, падающая интонация к концу предложения.

Выраженность симптомов может быть различной. Иногда у пациента отмечается только невнятное произношение, но нередки замены и искажения звуков. Речь человека похожа на вторую стадию алкогольного опьянения. Реже патология сопровождается тотальным параличом артикуляционного аппарата. Это состояние называют анартрией. Дизартрия бывает лёгкой (пациент может произносить звуки или слоги), средней (больные способны на голосовые реакции) и тяжёлой (речь отсутствует целиком).

По степени выраженности заболевания его делят на несколько стадий:

  1. Речевые патологии заметны только специалистам.
  2. Пациент способен понятно разговаривать, но нарушения произношения видны даже непрофессионалам.
  3. Понимать больного способны только близкие люди, а остальные могут примерно догадываться о содержании беседы.
  4. Пациент не способен вести разговор, или его речь не могут разобрать даже родственники.

При установлении диагноза определяется и уровень проявлений. Это нужно для определения плана коррекции и составления прогнозов. Чем легче форма, тем больше у пациента шансов на восстановление речи.

Диагностика

Дизартрия по своим проявлениям сходна с алалией и дислалией. От первого состояния патологию отличает наличие лексического запаса и понимание грамматических конструкций. При мозжечковой дизартрии пациенты знают слова и понимают речь, трудности возникают лишь в произношении.

От дислалии дизартрию отличает несколько характерных признаков. К ним относятся:

  • наличие патологии дыхания, изменения голоса и артикуляционной дискоординации;
  • просодические нарушения;
  • трудности с речевым автоматизмом;
  • поражение структур мозжечка;
  • анамнестические данные (пренатальные нарушения, патологии сосания, крика, жевания, гуления и т. п.).

Чтобы установить точную форму дизартрии (бульбарная, псевдобульбарная, мозжечковая, комбинированная) проводят нейрофонетический анализ.

Для этого врач слушает речь пациента, а также использует дополнительные инструментальные методики. К ним относятся интонограммы и осциллограммы. Они фиксируют длительность звуков и слогов и пауз между ними. Также отмечается громкость и выразительность голоса (его монотонность). На основе полученных данных специалист даёт заключение о типе речевой патологии и подбирает методы коррекции.

Лечение

Коррекция проводится сразу по нескольким направлениям. Работа со звуками подразумевает не только их постановку, но и обучение складыванию их в слоги и слова, расширение лексического запаса и установление грамматической последовательности. Для этого применяется комплекс методик:

  • физиотерапевтические процедуры;
  • артикуляционная гимнастика;
  • массаж;
  • ритмика;
  • медикаментозная терапия;
  • лечебная физкультура.

Чем раньше обнаруживается проблема и начинается лечение, тем лучше прогнозы и выше шансы на успешное становление речи. Занятия должны быть регулярными и систематическими. В противном случае выработать автоматизм в произношении не получится, и положительного результата не будет. Коррекция проводится в соответствии с несколькими принципами:

  • развитие речи направлено на установление коммуникации с внешним миром, адаптации человека в рабочей, школьной или социальной среде;
  • закрепление артикуляционных поз кинестетико-зрительными методами;
  • мотивация к установлению нормального произношения, развитие уверенности в себе и самоконтроля во время разговора;
  • начинают терапию всегда с более сохранных звуков и отчасти понятных слов, постепенно переходя к сложным;
  • обучение дифференцировке звуков на слух;
  • раннее начало работы с детьми, имевшими патологии ЦНС в пре- или постнатальном периоде.

Комплексный подход и начало работы на ранних этапах обнаружения патологии помогает вернуть членораздельную речь большинству пациентов. Занятия с больными не ограничиваются логопедическим кабинетом и продолжаются дома. Это помогает быстрее сформировать звуковую автоматизацию и восстановить нормальное произношение.

Логопедическая коррекция

В начале занятий с логопедом проводится работа по подготовке речевого аппарата к правильному произношению. Для этого пациентам объясняется важность общения, расширяется их пассивный лексический запас путём чтения и даются упражнения на постановку голоса и дыхания. На этом этапе используются: логопедическая ритмика, поддержка медикаментами, лечебная физкультура, физиопроцедуры и массаж.

Затем переходят к развитию коммуникации. Для этого мышцы артикуляционных органов переводят в нормальное состояние — расслабляют при гипертонусе, формируют правильное положение языка и рта, объясняют принципы речевых движений, работают над интонацией и дыханием. Перед началом занятий пациент должен быть полностью расслаблен. Ему проводится лёгкий массаж лица по линиям, напряжение по которым максимально. При этом движения рук плавные, а нажим небольшой.

Самый важный этап — работа с мышцами губ.

Для этого логопед ставит указательные пальцы на участок между центром верхней губы и уголками. Дальше совершаются движения вверх, встречаясь на середине. Массаж повторяют снизу. Затем повторяют на обеих губах с более сильным нажатием, обнажая дёсны.

После массажа приступают к тренировке губ. Для этого пациенту дают леденец на палочке и просят удержать его во рту. Это же упражнение можно выполнять с небольшими деревянными палочками. Затем предлагают подуть в трубочку или выпить через неё напиток.

Тренировать также следует язык. Для его расслабления логопед просит медленно открывать рот, не напрягая мышцы челюсти. Если не удаётся сделать это самостоятельно, пациенту помогают специальным шпателем, нажимая на середину языка.

Кроме перечисленных, существуют и другие упражнения на развитие артикуляции. Их выполнение требует тщательного контроля логопеда и специалиста по ЛФК. Простейшие же манипуляции можно выполнять в домашних условиях для закрепления результатов.

Мозжечковая дизартрия наблюдается в равной степени у взрослых и детей. Методики её коррекции адаптируются под любой возраст для достижения максимального результата. При регулярных занятиях понятная речь возвращается в большинстве случаев. Важно не прекращать работу с логопедом досрочно, чтобы успел выработаться автоматизм в произношении звуков.

 

Читайте также:  Развитие речи у малышей 2-3 лет
Оцените статью
Популярный образовательный портал по сочинениям, развитию и постановке речи