Дислексия встречается достаточно часто и являет собой нарушение развития высших психических функций головного мозга, что, в свою очередь, вызывает определенные сложности с чтением и письмом.
Дислексия может проявляться в нескольких формах, однако любой вид заболевания поддается коррекции при помощи различных методов. Одним из наиболее эффективных и популярных способов принято считать методику Дейвиса.
Автор методики, Рональд Д. Дейвис, является учредителем Центра исследований проблем чтения, работающего при Центре коррекции дислексии в Соединенных Штатах Америки. Уникальность программы в том, что ее создатель сам является дислексиком и на себе доказал эффективность своего метода. По словам Дейвиса, дислексия – не заболевание, а особенный дар, применению которого необходимо научиться. Методика Дейвиса направлена именно на обучение дислексиков тому, как правильно применять дар дислексии.
Суть методики Дейвиса
Дислексики обладают быстрым мышлением и богатым воображением, однако их способы познания окружающего мира сильно отличаются от того, к чему привыкли остальные люди. Дислексикам свойственно применение дезориентации для выстраивания образов предметов и их познания. Методика Дейвиса направлена на отключение дезориентации путем установления особой «точки ориентации», тем самым настраивая воображение на создание наиболее реалистичных образов окружающей действительности.
Метод Дейвиса помогает в коррекции в большинстве случаев, независимо от возраста дислексика, и включает в себя комплекс мер, который условно состоит из таких элементов, как:
- оценка способности к восприятию;
- переключение;
- разрядка и проверка;
- точная настройка;
- координация;
- освоение символов;
- последовательное чтение;
- освоение символов относительно слов.
График занятий по программе Дейвиса составляется специалистами медицинского учреждения с учетом индивидуальных особенностей пациента. Хотя желаемые результаты видны даже при постепенном и более длительном лечении, рекомендуется проводить курс интенсивных занятий в более сжатые сроки.
На первом этапе применения методики специалисты оценивают, какая из областей волнует ребенка-дислексика более остальных. Часто дети с дислексией переживают из-за трудностей в установлении контакта со сверстниками, а также из-за того, что проблемы в обучении делают их отсталыми в глазах учителей и одноклассников. Далее специалистам необходимо определить степень затруднения восприятия.
В ходе работы над этой проблемой ребенок учится применять так называемый «умственный глаз» для изучения окружающей действительности и построения ментальных моделей.
Упражнение направлено на то, чтобы пациент смог представить на своей ладони тот или иной предмет. Задавая вопросы о цвете, форме, размере и других параметрах этого предмета, доктор помогает ребенку выстроить в голове более детальный образ предмета.
Далее ребенок учится «переносить» свое зрительный центр и мысленно рассматривать воображаемый предмет со всех сторон, после чего можно начинать игру с предметом, меняя в воображении его размер, форму, цвет или перемещая предмет с одной руки на другую.
Если это упражнение далось ребенку без особых трудностей, можно приступать к следующим упражнениям по коррекции дислексии.
Главным проявлением дислексии является дезориентация, которую необходимо «выключить» для получения точных образов. Отключить симптомы дезориентации возможно при помощи создания «точки ориентации», являющей собой определенное пространство, в котором мысленно фиксируется зрение пациента.
Рассчитать положение этой точки можно следующим образом. Необходимо представить прямую линию, исходящую из предмета на ладони и проходящую через кончик носа и затылок ребенка, заканчиваясь в 15-30 см над затылочной частью головы – именно здесь располагается область «точки ориентации». Иными словами, ребенок представит, что он смотрит из глаз воображаемого человека стоящего у него за спиной.
Для более точного закрепления точки «умственного глаза» можно представить якорь, сформированный воображаемыми линиями, стремящимися к «точке ориентации» от ушей и лба ребенка. Как только образ якоря будет закреплен в голове дислексика, потребность в визуализации всех линий отпадет, а ребенок сможет получать изображение таким, каким его видят остальные люди.
Данный эффект достигается за счет того, что клетки мозга, отвечающие за дезориентацию у дислексиков, расположены в верхней части мозга, и, помещая в эту область «умственный глаз», пациент отключает дезориентацию, тем самым отключая и саму дислексию.
При этом важно тренировать процессы включения и отключения дезориентации, но делать это необходимо аккуратно, не переутомляя ребенка и избегая головных болей.
Дезориентация приводит организм дислексика в состояние спутанного сознания, при котором пациент пытается одновременно сбросить «точку ориентации» и удержать ее в фиксированной области как можно дольше. Процесс удерживания «умственного глаза» в одной точке довольно утомителен, потому многие пациенты быстро начинают ощущать головную боль и мышечную боль в шее. Чтобы избавиться от неприятных ощущений и не потерять контроля над «умственным глазом», нужно разрядить сознание.
Разрядка проводится при помощи все той же визуализации. Пациенту необходимо создать в своем воображении чувство облегчения и расслабленности и распространить его по всей голове и в «точке ориентации». В течение короткого времени исчезнет напряжение из мышц шеи, а также пройдет головная боль.
После разрядки необходимо удостовериться в том, что «умственный глаз» не сместился с фиксированного пространства. Для этого доктор просит пациента указать пальцем в воображаемую «точку ориентации». Проверка считается успешной, если точка указана верно. Если же пациент указывает на другую область, необходимо зафиксировать его палец в верной точке, тем самым корректируя положение «умственного глаза» после разрядки.
Пациент, овладевший навыком разрядки и проверки положения «умственного глаза», может переходить к следующему уровню программы по коррекции дислексии.
На начальных этапах «точка ориентации» находится в плавающем состоянии, поэтому пациенту необходимо точно настроить ее положение. Это происходит путем мысленного перемещения «умственного глаза» вокруг условной «точки ориентации», что позволяет пациенту определить наиболее оптимальное расположение «умственного глаза».
Как правило, обнаружив такую точку, дислексик испытывает облегчение и возможность держать равновесие, которая теряется с перемещением «умственного глаза» в другие позиции. Обнаружив необходимую точку, пациент должен зафиксировать ее положение при помощи воображаемого якоря.
Точная настройка является обязательным упражнением для дислексиков, так как оптимальная точка ориентации периодически меняет свое положение под воздействием различных факторов. Умение настраивать свой «умственный глаз» позволит пациенту избежать нежелательной дезориентации.
Все дислексики страдают от проблем с координацией и правильным определением сторон право и лево. Упражнение, направленное на тренировку координации позволит пациенту избавиться от неуклюжести и путаницы, где находится право, а где – лево. Данное упражнение необходимо регулярно выполнять после точной настройки «умственного глаза».
Перед началом выполнения упражнения нужно проверить, правильно ли зафиксирована «точка ориентации», после чего пациент должен сбалансировать свое тело, стоя на одной ноге. После того как равновесие будет достигнуто, пациенту бросают небольшие мячики, которые он ловит сначала правой и левой рукой попеременно, а затем одновременно.
Следующим этапом этого упражнения является кидание мячика с небольшим отклонением вправо или влево, что заставляет пациента выходить за пределы оси симметрии его тела, для того чтобы дотянуться до мяча. Регулярное выполнение этого упражнения способствует существенному прогрессу в нормализации координации. Также рекомендуется заниматься с мячиками в перерывах между упражнениями на освоение символов.
Воображение дислексика воспринимает только трехмерное изображение, в то время как практически весь учебный процесс основывается на печатных двухмерных изображениях.
Различные числа, предлоги или другие печатные знаки приводят дислексика в замешательство и делают процесс обучения, построенный в основном именно на работе с печатными носителями информации, невыносимо трудным.
Для того чтобы пациент мог усвоить ту или иную букву алфавита или цифру, ему необходимо самостоятельно воссоздать эту фигуру в трехмерном изображении и сопоставить созданную руками модель с ее печатным аналогом. Для создания моделей хорошо подходит пластилин.
Далее важно тщательно проработать именно этот элемент, изучив его положение в алфавите или числовом ряде. После того, как элемент будет закреплен в сознании, можно переходить к новому элементу, вызывающему сложности в прочтении.
Гораздо сложнее дислексику усвоить такие символы, как знаки пунктуации или знаки арифметических действий. Важно не только сопоставить трехмерное и двухмерное изображение, но и понять цель и причину постановки определенного знака. Кроме того, пациент должен научиться приводить примеры применения этих символов.
Сознание дислексиков устроено так, что напечатанная или написанная информация воспринимается единым целым, а не по буквам. Глядя на целое слово, ребенок-дислексик пытается угадать, какой предмет или явление означает это слово. На начальном этапе необходимо научить ребенка последовательному чтению слева направо с вычленением отдельных групп букв или слогов. При этом в понимании прочитанного пока нет необходимости.
Для тренировки чтения нужно подобрать предельно простую книгу и время от времени делать перерывы, не забывая проверять положение «точки ориентации».
На следующем этапе пациент должен научиться повторять прочитанное слово. Если ему это не удается, необходимо попросить его прочесть слово несколько раз и объяснить, что это слово обозначает.
Далее важно развить понимание смысла целых предложений. Для начала можно объяснить ребенку, какую смысловую нагрузку несет прочитанное предложение, а после попросить его смоделировать прочитанную ситуацию в своем воображении.
Некоторым языковым элементам бывает сложно дать определение. Упражнения с этими словами строятся следующим образом.
- Для начала важно изучить лексическое значение этого слова в толковом словаре.
- Дислексикам очень важно сразу освоить правильное произношение тех или иных слов, поэтому следующим этапом является изучение транскрипции необходимого слова.
- Для освоения незнакомого слова необходимо тщательно поработать с его определением, составляя с ним предложения и моделируя ситуации в своем воображении.
- Рекомендуется смоделировать ситуацию, имеющую отношение к этому слову, из пластилина. К примеру, для освоения значения предлога «у» можно вылепить одну фигуру, расположенную у другой.
- Модель букв, составляющих это слово, выполненная из пластилина, также облегчит его понимание.
- Дислексику необходимо воссоздать в воображении слепленные модели.
- Для отработки незнакомого слова нужно несколько раз проговорить вслух его значение.
На этом уровне особенно важно помнить о том, что скорость мысли у дислексиков очень высока, поэтому важно приучить ребенка к постепенному и неспешному чтению для лучшего понимания прочитанного.
Если в семье родился ребенок, которого отличает от других дар дислексии, необходимо уделять достаточное внимание занятиям, направленным на коррекцию дислексии, для того чтобы ребенок смог адаптироваться к окружающему миру. Хотя начинать коррекцию лучше с самого детства, заняться упражнениями по устранению дислексии никогда не поздно. Метод Дейвиса дает хорошие результаты при занятиях в любом возрасте.