Логомассаж при заикании для детей и взрослых

 

Специалисты выделяют ряд тяжелых речевых нарушений. Для их преодоления потребуется комплексная помощь. Заикание характеризуется судорожным состоянием мышц. Избавиться от такого дефекта нелегко.

В логопедической работе с заикающимися используют массаж разных видов. Он позволяет стимулировать работу мышц, расслаблять их, улучшать кровообращение. Дифференциальный подход был введен недавно, поэтому подобная методика не получила широкое распространение.

Общая информация

Основная цель массажа при заикании — механическое воздействие на состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов. Проводится логопедом, при необходимости применяются зонды.

Логомассаж является частью комплексной терапии. Иными словами, он не может быть панацей, но способен улучшить состояние ребенка.

Заикаться дети начинают по разным причинам. Ученые считают, что все дело в сочетании генетических, неврологических факторов. Предрасполагающий фактор — гипертонус мышц. У взрослых недуг появляется после контузии, травмы головы, инсульта.

Использовать массаж можно как в условиях специального учреждения, так и в домашней обстановке. Но перед его применением больного проверяют врачи. У процедуры есть противопоказания. Воздействие проводят курсами с небольшим перерывом между ними.

Массаж помогает расслабить мышцы — голосовые, артикуляционные, регулирующие процесс дыхания. Происходит нормализация психического состояния ребенка. Усиливается метаболизм и улучшается кровообращение. На фоне этого происходит снижение проявлений заикания.

Виды массажа

Классификация, комплексы упражнений были разработаны Дьяковой. Она выделяла такие виды массажа:

  • точечный;
  • зондовый;
  • сегментарный.

Каждый требует использования определенных техник. Затрагивают они область шеи, плеч, головы. Специалист должен хорошо представлять анатомию, физиологию человека и знать расположение черепно-мозговых нервов.

При заикании чаще всего используют точечный и сегментарный массаж. Иногда эффективно их сочетание.

Для зондового массажа используют специальные инструменты – зонды. Они позволяют снимать гипертонус либо активизируют мышцы.

Не стоит воспринимать методику воздействия как панацею. Это только дополнительная помощь при дефекте, но, если использовать только ее одну, результата не будет.

Показания и противопоказания

Логопедический массаж при заикании назначают при любых проблемах с тонусом мышц. Во время судорог они могут чрезмерно сжиматься, быть напряжёнными и ребенку будет нелегко их привести в нормальное состояние.

В коррекции заикания большую роль играет релаксация. Больного нелегко научить расслабляться. Массаж обладает таким действием. Если он ручной, то приносит дополнительные приятные ощущения.

Перед курсом логопед проводит диагностику. Он смотрит состояние артикуляционных, мимических мышц. Проверяет состояние шеи и плечей. Обращает внимание на:

  • асимметрии;
  • кожные высыпания;
  • цвет кожных покровов;
  • кровоизлияния.

После чего осуществляется пальпация, то есть прощупывание. Логопед пальцами трогает участки тела — это позволяет лучше прочувствовать состояние мышц.  Аналогичный осмотр проводится у взрослых.

Абсолютным противопоказанием является эпилепсия. Дополнительное воздействие может спровоцировать приступы. Временным отводом являются соматические болезни, травмы, воспаления.

Требования к проведению

Прежде чем начинать расслаблять больного, специалист должен подготовить помещение. Кабинет моют, проветривают, делают уютным. У ребенка не стоит вызывать ассоциации с лечебным учреждением, так как это вызовет негативную реакцию.

В среднем процедуры проводят через день. Обычная длительность курса – 20 процедур. После чего делают перерыв на месяц, и цикл снова повторяют.

В детском возрасте начинают с коротких сеансов по пять минут, постепенно длительность доводят до получаса. У взрослых применяется такая же схема. У ребенка не должно возникать болезненных ощущений. Какие-то воздействия могут быть неприятными, но не вызывающими острого дискомфорта.

Желательно логопеду надевать стерильную маску. Руки специалиста должны быть чистыми, теплыми, с коротко подстриженными ногтями. Перед началом кожу слегка смазывают маслом или присыпкой.

Оптимальная поза – заикающийся ребенок лежит спиной на ровной кушетке. Такое положение удобно для логопеда, освобождает дыхание. В некоторых случаях допускается поза, полусидя в кресле, голова ребенка откинута на подголовник.

Иногда специалисту удобно стоять не за головой больного, а по правую сторону от него. В таком положении ему легче зафиксировать ребенка.

Основные приемы

Каждый сеанс начинается с поглаживания. Его чередуют с другими приемами, но заканчивают всегда только им. Оно может быть поверхностным – кисть слегка касается кожи, нежно и ласково, глубоким обхватывающим движением воздействует на рецепторы кожи и нервную систему. Ладонь плотно прижимается к области и скользит по анатомическим контурам.

Поглаживания «граблей» — пальцы широко разведены, подушечки активно массируют область нажима. Выполняются по кругу, зигзагу, волнообразно.

Растирание заключается в сильном давлении на маленькую область мышц. Выполняется как подушечками пальцев, так и всей ладонью. Степень воздействия определяется индивидуально. Направления спиральные и прямые.

Разминание – ткань аккуратно перетирается, сдавливается, сжимается. Применяется на небольшом участке. Выполняют подушечками пальцев, в редких случаях допускается пощипывание.

Вибрация создается за счет легкого постукивания пальцами по поверхности мышц. Используется на участках с минимальным количеством жира и там, где выходят черепно-мозговые нервы. Плотное нажатие позволяет прицельно воздействовать на биологически активные точки (БАТ).

Помощь от логопедического массажа будет ощущаться только при регулярности сеансов, высокой квалификации специалиста. Выбор приемов зависит от тонуса мышц, патологических особенностей.

Сегментарный массаж

Расслабляющий массаж круговой мышцы глаз и мышц губ

Его цель – воздействие на одну определенную область мышц. Требования к проведению стандартные. Руки логопеда не должны иметь ссадин, царапин, ран. Все кольца, браслеты, часы снимают. Пальцы смазывают детским кремом. Области воздействия определяют после диагностики.

Перед началом сеанса полезно проводить минутку расслабления. Больного настраивают на релаксацию, просят представить нахождение в комфортном месте. Как только он успокоился и ровно задышал, можно приступать к действиям.

Оптимальная поза — лежа на спине. Используют все виды поглаживания, начиная со щадящего воздействия. Ладони нежно касаются лица, шеи, плеч. Они мягко идут снизу-вверх. Постепенно воздействие становится сильнее, давление слегка увеличивается.

Растирание предназначено для стимуляции кровообращения. Поэтому логопед определяет проблемные области (бледный кожный покров) и начинает активно растирать их. Делать это лучше круговыми движениями, так как они комфортнее.

Степень вибрации зависит от состояния мышц. При гипотонусе она должна быть сильной, чувствительной, ощутимой. При гипертонусе, наоборот, едва ощутимой.

Эффект от логомассажа будет только при осуществлении комплекса приемов. По отдельности они бесполезны.

Завершают слабыми поглаживаниями. Дальше больному дают полежать несколько минут.

Точечный массаж

Сложность его проведения в том, что необходимо правильно определить локализацию БАТ (активных точек). При повышенном тонусе используют расслабляющее воздействие. Оно направлено на снижение напряжения. Расположение БАТ лучше изучать на примере иллюстрации или под надзором опытных специалистов.

Массаж биологически активных точек

Проводится просто: палец вращается на области нажатия по часовой стрелке в течение 6 секунд. Постепенно он словно углубляется, наращивает усилие, потом фиксируется 2 секунды и производится ослабление действия за 5 секунд.

Давление уменьшается против часовой стрелки. Не отрывая пальца, такой цикл повторяют 3-4 раза. На одну точку уходит около 1 минуты.

При пониженном тонусе используют другую технику — стимулирующую. Палец давит на точку по часовой стрелке на протяжении 6 секунд, а после подушечка резко отрывается. Движение повторяют до 10 раз.

На первом сеансе максимально затрагивают 4 точки. Постепенно количество увеличивают. За одну процедуру затрагивают точки общие и локальные. Симметричные точки массируют одновременно.

Точечный массаж желательно совмещать с классическим. Лучше проводить его до занятия с логопедом. Так ребенок будет расслаблен, ему проще дадутся упражнения.

Самомассаж

Специалист может научить детей навыкам самомассажа. Для этого не требуется особых усилий. Дошкольников учат перед зеркалом, показывая образец действия и прося повторить:

  • Первое упражнение – ладони аккуратно гладят щеки, работая от носа к ушам. Можно гладить по голове, спускаясь с волос ниже.
  • Второе упражнение – от середины лба к вискам проводить пальцами с нажимом, словно рисуя дорожки. Можно рисовать «елочку».
  • Третье упражнение – постукивание подушечками по лбу и щекам. Упражнений может быть больше. Комплекс составляется логопедом на основе индивидуальных особенностей ребенка.

У Крупенчук есть авторская методика. Она усовершенствовала комплекс Дьяковой. Для проведения массажа используют обычные ложки — это позитивнее воспринимается ребенком.

Процесс можно соединить с играми. В таком случае детям будет интереснее выполнять задания логопеда. В качестве стимула можно давать наклейку или возможность выбрать игру.

 

Читайте также:  Основные классификации алалии
Оцените статью
Популярный образовательный портал по сочинениям, развитию и постановке речи