Дыхательная гимнастика при заикании: зачем нужна и как делать?

 

Заикание выражается в расстройстве речевой функции и имеет неврологическое происхождение. Однако то, как образуются звуки, речь, тесно связано с дыхательным ритмом и артикуляцией. Поэтому дыхательная гимнастика при заикании у детей и взрослых является обязательной частью комплексного лечения патологии. Она помогает нормализовать состояние нервной системы человека и восстановить способность ясно и четко выражать свои мысли.

Физиологические особенности заикания

Что лежит в основе физиологии заикания? Нарушение характеризуется такими проявлениями:

  • возникают мышечные спазмы в органах, принимающих участие в артикуляции, например, в гортани, губах, грудных и диафрагмальных мышцах;
  • лицо приобретает выражение сильного напряжения, скованности;
  • мышцы рта судорожно напряжены, дрожат;
  • из-за мышечного тремора и спазмов отдельные буквы или слоги не могут перейти в следующие, происходит удлинение слов, «застревание» на одном и том же месте.

Человек с заиканием начинает нервничать, переживать, расстраиваться. Поэтому таким людям часто свойственна повышенная эмоциональность и неуравновешенность.

Чем помогает дыхательная гимнастика

Систематическое выполнение дыхательной гимнастики от заикания приводит к следующим результатам:

  • восстанавливается соотношение ритма и темпа разговорной речи;
  • в процессе упражнений человек (ребенок или взрослый) учится самостоятельно контролировать дыхание, формировать его во время разговора, регулируя объем поступающего в легкие воздуха;
  • мышечный тонус брюшной стенки повышается;
  • укрепляются мышцы диафрагмы, формируется диафрагмальное дыхание.

Со временем человек чувствует себя более уверенно и перестает заикаться.

На лечение заикания дыхательной гимнастикой может потребоваться много времени (возможно, даже годы). Однако регулярное, настойчивое выполнение упражнений способно устранить даже самое запущенное нарушение.

Правила выполнения

Чтобы дыхательная гимнастика оказала лечебное действие, необходимо соблюдать некоторые правила:

  • Выполнение должно быть регулярным: минимум дважды в день. На каждый урок отводится около четверти часа.
  • Многие дыхательные упражнения могут вызвать головокружение. Если имеется склонность к такому расстройству, заниматься следует сидя, а в некоторых случаях допускается лежа.
  • Дыхание сочетается с движениями. При этом двигаться нужно только на вдохе.
  • Вдох должен быть резким, с шумом, через ноздри, а выдох – спокойный, без шума и звуков, с помощью рта.
  • Как правило, в самом начале лечения гимнастику выполняют без проговаривания звуков и слов. В дальнейшем в нее включают речевые элементы. Каждый последующий этап начинается только после того, как человек полностью освоит предыдущий.
  • Проговаривая звуки, обязательно нужно отслеживать мышечный тонус лица – расслаблять мышцы при напряжении.
  • Вдыхать воздух следует перед речью, а произносить слова на выдохе. При этом на один выдох должно приходиться не более 4-х слов.

Кому нельзя делать дыхательные упражнения

У дыхательной гимнастики, независимо от того, на лечение какого заболевания она направлена, существуют противопоказания:

  • Любая боль или дискомфорт при выполнении.
  • Повышенное внутричерепное давление.
  • Тяжелые сердечные болезни.
  • Травмы позвоночника.
  • Травма головы, полученная недавно.
  • Мочекаменная болезнь.
  • Лихорадочное состояние.
  • Гипертония.

В ряде случаев лечащий врач исключает лишь некоторые элементы дыхательного комплекса, оставляя другие. Например, при камнях в почках и мочевом пузыре упражнение «Насос» выполнять не рекомендуется, чтобы не вызвать ухудшение состояния.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой А. Н

Система дыхательных упражнений, разработанная Стрельниковой А. Н., отличается особой популярностью и признанием в медицинских кругах. Она направлена на устранение многих заболеваний, в том числе активно используется при заикании у детей и взрослых людей. Простота и эффективность – ее отличительные особенности. Гимнастика Стрельниковой при заикании − это сочетание резких вдохов с движением всех частей туловища.

Упражнение «Ладошки»

Выполнять можно в любом положении, но если присутствует головокружение, то следует сесть или лечь. Суть заключается в сжимании ладоней в кулак. Во время сжатия нужно 8 раз вдохнуть воздух – коротко, быстро, шумно. Вдох производится при слегка закрытом рте. Выдыхать нужно через рот в расслабленном состоянии без шума. Сдерживать выдохи не обязательно, они должны происходить сами собой.

Упражнение повторяется 32 раза. В процессе выполнения требуется держать под контролем плечевой пояс – плечи должны быть опущены и расслаблены.

Упражнение «Обними плечи»

В положении стоя или сидя (с выпрямленным позвоночником) вытяните перед собой руки ладонями вниз на уровне плечевого пояса. Согните их в локтевом суставе таким образом, чтобы одно предплечье лежало на другом. Представьте, что сидите за партой, положив рука на руку; положение такое же, только они подняты на уровень плеч.

Сделайте резкий и шумный вдох, во время которого быстро «обнимите» себя за плечи. Руки должны скользить вдоль друг друга, а перед лицом должен получиться треугольник. Далее, разведите руки обратно до исходного состояния (получения квадрата), делая непроизвольный выдох (воздух выйдет пассивно, самостоятельно).

Максимальное количество вдохов-выдохов составляет 32, но начинать рекомендуется с 8.

Данное упражнение не рекомендуется выполнять на начальном этапе освоения системы Стрельниковой. Приступать к нему нужно спустя 14-20 дней после работы над другими элементами.

Упражнение «Погончики»

Выполняется в положении стоя, руки опущены вниз и немного вытянуты перед собой, сжаты в кулаки. Делая резкий вдох, так же резко потянуть плечи вниз, выбросить руки еще как можно ниже, расправляя ладони. При возврате в исходное положение происходит пассивный выдох. Кулаки должны быть опущены ниже уровня талии.

Необходимо произвести 8 быстрых вдохов-выдохов, не делая пауз, затем передохнуть 2-3 секунды и повторить. Всего должно получиться 4 подхода по 8 вдохов-выдохов.

Упражнение «Насос»

Встать прямо, ноги немного расставить в стороны, корпус наклонить вперед. Наклониться нужно так, чтобы ладони не доходили до уровня коленных суставов. Голову опустить перед собой. Спина должна быть округлой, а руки висеть свободно перед туловищем.

Делая быстрый короткий вдох, нужно еще немного склониться вперед, как бы выбрасывая руки вниз. Затем так же быстро вернуться в исходное положение. Повторить 8 раз подряд без пауз. Подобных подходов нужно сделать 4.

Зачем нужны движения при дыхании

Влияние движения на развитие других функций организма изучает наука – кинезиология. Ученые давно отметили, что в процессе выполнения упражнений повышается активность головного мозга, восстанавливаются межнейронные связи между полушариями, информация усваивается быстрее и лучше.

Сегодня многие логопеды рекомендуют во время лечения заикания большое внимание уделять именно физической активности. Особенно это касается пациентов детского возраста. В результате устраняются мышечные спазмы, ребенок раскрепощается, становится более внимательным, лучше учится.

В гимнастический комплекс, направленный на устранение заикания, входят упражнения на растяжку, дыхание и на развитие зрительного восприятия. В большинстве из них присутствует игровой элемент, требующий воображения. Например, упражнение «Снеговик» предполагает представление себя в качестве тающей снежной бабы, начиная от положения стоя и заканчивая «лужей» (на полу).

Другим примером служит упражнение на дыхание «Свеча». Суть – воображать перед собой свечку и «задувать» ее одним выдохом. Если представить несколько свечей, то «тушить» их нужно несколькими короткими выдохами.

Упражнения, направленные на развитие зрительного аппарата, вовлекают в работу глазные мышцы. Это любые движения глазами, чередование напряжения и расслабления.

Как повысить эффективность гимнастики

Достичь максимального результата в избавлении от заикания помогут некоторые рекомендации.

  • Помещение, в котором проходят занятия, должно быть чистым, проветренным. Необходимо избегать высокой влажности воздуха, однако слишком сухой также не желателен.
  • Желательно, чтобы перерыв между уроком и последним приемом пищи составлял не менее двух часов.
  • Во время лечения необходимо обеспечить достаточный сон, полноценный отдых, избегать нервных и физических перегрузок.
  • Отличным дополнением к лечебному дыхательному комплексу станут спортивные занятия, особенно на свежем воздухе. Такие направления, как бег, лыжи, велосипедная езда, плавание не только укрепляют мышцы, но и положительно сказываются на ритме дыхания, сердечной деятельности, состоянии нервной системы.
  • Следует уделить достаточно внимания и рациону: наладить режим питания, включать больше продуктов, богатых витаминами.
  • При любом недомогании, особенно связанном с органами дыхания, ротовой полостью, гимнастику следует прервать до устранения расстройства.

Необходимо понимать, что, несмотря на высокую эффективность дыхательной гимнастики для преодоления заикания, полностью избавиться от патологии можно только путем комплексного подхода. Помимо дыхательных упражнений, терапия речевого расстройства включает в себя прием лекарственных средств, физиопроцедуры, психотерапевтические и прочие методы.

 

Читайте также:  Доктор Комаровский: что делать, если ребенок в год и старше не говорит
Оцените статью
Популярный образовательный портал по сочинениям, развитию и постановке речи