Что такое дислексия?

У многих детей часто возникают сложности в процессе обучения, связанные с неусидчивостью, гиперактивностью и другими причинами. Однако в некоторых случаях проблема с чтением и письмом возникает из-за дислексии – это уже заболевание, требующее коррекции. До сих пор нет точного определения дислексии. Согласно сайту Википедия, дислексия это нарушение чтения и письма, вызванное отклонением в развитии высших психических функций организма.

Что это за процесс? Такое нарушение возникает из-за того, что мозг дислексика не может адекватно воспринимать графические образы. В процессе чтения в работу включаются зрительный, речеслуховой и речедвигательный анализаторы, позволяющие постепенно переходить от связывания букв в слоги к объединению целых предложений в тексты и обеспечивающие понимание смысловой составляющей прочитанного. При дислексии связь этих анализаторов нарушена, что и вызывает определенные трудности в процессе чтения и письма.

Выявить эти нарушения достаточно сложно, поэтому специалисты рекомендуют родителям дошкольников пройти специальное обследование до 5 лет для того, чтобы начать коррекцию до поступления в первый класс.

Виды

Заболевание подразделяется на пять разных видов в зависимости от того, какое психическое нарушение наблюдается у пациента.

Фонематическая дислексия является самой часто диагностируемой формой заболевания и возникает при поражениях функции фонематической системы.

При такой форме у ребенка возникают трудности со звуками, отличающимися следующими парами смыслоразличительных признаков: твердость и мягкость, звонкость и глухость, а также в случае со словами, в которых были переставлены слоги и, соответственно, изменен смысл (шапка – Пашка, гора – рога).

Эта форма дислексии характеризуется непониманием смысла отдельных слов. При этом в некоторых случаях дислексик не испытывает особых сложностей с чтением, но из-за непонимания отдельных слов он теряет понимание всего текста.

Особенность этой формы дислексии заключается в общих отклонениях развития речи и выражается в том, что ребенок путает окончания рода, падежа, числа, лица, времени и других грамматических форм. Также наблюдается отсутствие согласования между существительным и прилагательным, глаголом и местоимением и т.д.

В случае когда у пациента проявляется мнестическая дислексия, возникают сложности в установлении связи между звуком и его буквенным выражением.

Для такой формы дислексии характерна путаница букв, графическое изображение которых похоже в некоторых элементах. Так, к примеру, буквы Г и Т состоят из одной вертикальной черты и одной горизонтальной под прямым углом первой черте. Разница в длине горизонтальной черты не так заметна при оптической дислексии у детей, поэтому они путают эти буквы.

Виды дислексии также включают в себя еще одну форму – тактильную, которая проявляется исключительно у слепых детей и выражается в неспособности определить букву, написанную при помощи шрифта Брайля.

Любые виды и проявления дислексии поддаются коррекции в той или иной степени. Важно как можно раньше выявить симптомы дислексии и причины и обратиться за помощью к специалистам, которые подберут оптимальный курс коррекции этого дефекта.

Причины

Что такое дислексия уже более понятно, поэтому теперь можно перейти к тому, что вызывает ее развитие. Причины дислексии чаще всего кроются в тяжелом протекании беременности матери. При этом основным фактором признается генетическая предрасположенность к подобным отклонениям в развитии, так что, если в семье уже были случаи этого заболевания, необходимо с раннего детства наблюдаться у логопеда.

Также дислексия часто возникает из-за поражения мозговой функции, которая развивается по следующим причинам:

  • долгие и тяжелые роды;
  • неправильное развитие пуповины;
  • обвитие плода пуповиной;
  • асфиксия при родах;
  • раннее отслоение плаценты;

некоторые заболевания матери (порок сердца, анемия и другие, перенесенный во время беременности грипп, оспа, корь и т.д.).

На развитие мозговой дисфункции могут повлиять и нарушения работы центральной нервной системы, вызванные алкогольной интоксикацией, отравлением определенными лекарственными препаратами, желтуха у младенца и другие факторы.

Стать причиной развития мозговой дисфункции могут механические повреждения плода во время родов, черепно-мозговые травмы, инфекционные заболевания, нейроинфекции и т.д.

Все вышеуказанные факторы очень серьезны и могут принести в жизнь малыша не только дислексию, но и более серьезные заболевания (ДЦП, умственная недоразвитость и т.д.). Поэтому очень важно беречь себя во время беременности и всегда помнить о том, что внутри растет новый организм, которому очень нужно крепкое здоровье. Немаловажен и уход за малышом в первые месяцы и даже годы его жизни.

В случае если никаких травм и инфекционных заболеваний не наблюдалось, но симптомы дислексии все равно дают о себе знать, желательно как можно скорее обратиться к специалисту за консультацией.

Симптомы

Отношение к этой болезни достаточно неоднозначное. Несмотря на то что ее научное определение все-таки дает право говорить о ней как о болезни, основатель своей коррекционной методики – Рональд Д. Дейвис – называет дислексию даром, и у него на это есть свои причины.

Этот дар отличают особые положительные признаки дислексии, к которым можно отнести нестандартное мышление, богатое воображение, любознательность, развитую эрудицию, хорошую интуицию и многое другое. Более того, область профессиональной деятельности дислексика никак не ограничена.

Общественности известны многие личности, обладающие этим даром и работающие или работавшие в кино (Том Круз, Мерилин Монро), политике (Петр Первый, Джордж Буш младший), литературе (Владимир Маяковский, Ганс Христиан Андерсен), науке (Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн) и во многих других сферах деятельности человека.

Имеются, разумеется, и признаки негативного характера, которые характеризуют дислексию как заболевание. Так, признаки дислексии у детей дошкольного возраста выражаются в запоздалом развитии речи, сложностях в общении со сверстниками, трудностях запоминания значения слов и сложения слогов, а также в неуверенности при пересказах тех или иных сюжетов.

Дислексия у младших школьников включает в себя следующие симптомы:

  • вспыльчивость и неуклюжесть;
  • зеркальное написание некоторых букв или целых слов;
  • инверсированное чтение или пересказ прочитанного;
  • замена одних слов другими, близкими по смыслу или звучанию;
  • неспособность правильно запомнить точные факты;
  • трудности с определением необходимого знака арифметических действий;
  • тяжело осваиваются новые навыки и т.д.

У детей среднего и старшего школьного возраста имеются следующие признаки дислексии:

  • качество чтения гораздо ниже, чем у одноклассников;
  • проявление нежелания читать вслух или пересказывать;
  • непонятный почерк;
  • плохая память;
  • встречается неправильное ударение в словах;
  • замкнутость из-за неспособности наладить контакт с одноклассниками;
  • большое количество ошибок при чтении;
  • низкая скорость письма;
  • неспособность кратко изложить суть или обобщить материал;
  • медлительность;
  • долгая и сложная адаптация к новшествам и т.д.

У взрослых заболевание проявляется примерно так же, как и дислексия у детей. Наблюдается та же плохая память, неспособность организовать свое время, медленное чтение с ошибками, частичное нарушение письма или полная неспособность к нему, нарушенная координация и другие признаки.

Коррекция дислексии успешно проводится в любом возрасте, однако гораздо проще, если симптомы были выявлены на ранней стадии. При первых подозрениях на те или иные отклонения в развитии ребенка необходимо обратиться к врачу для обследования.

Диагностика

На начальном этапе проявления нестандартного поведения у ребенка родители еще не знают, что такое дислексия, и могут принять эти симптомы за своеобразные особенности развития малыша. В таких случаях важно посетить терапевта, который направит малыша к логопеду при наличии подозрений на дислексию.

Диагностика дислексии начинается со сбора общей информации о жизни ребенка и о протекании беременности матери. Также логопед отмечает наличие похожих заболеваний у близких родственников, возможность генетической предрасположенности к дислексии и прочую информацию об особенностях развития ребенка в первые годы жизни.

Далее специалист приступает к осмотру самого ребенка. На этом этапе отмечается работа артикуляционного аппарата, особенности произношения слогов и звуков, уровень чтения и письма, работа моторики ребенка и прочие показатели.

В заключение осмотра проводится специальный тест, включающий в себя чтение вслух, списывание текста и написание диктанта. В отдельных случаях могут потребоваться осмотры у специалистов неврологии и офтальмологии.

Если результаты осмотра и тестов показали, что у ребенка дислексия, логопед объясняет, как лечить дислексию наиболее эффективно. Посетить логопеда с этой проблемой могут не только дети, но и взрослые, которые также имеют все шансы на выздоровление при тщательной работе над своей особенностью.

Лечение

Теперь, когда ответ на вопрос «дислексия что это?» уже понятен, целесообразно рассказать о методиках лечения этого заболевания. Как правило, лечение дислексии зависит от формы ее протекания.

  • При фонематической форме дислексии делается уклон на восстановление нормального процесса звукопроизношения, а также на понимание звуко-буквенных и звуко-слоговых связей и соответствий.
  • Специальные логопедические упражнения при семантической форме дислексии направлены на расширение словарного запаса ребенка и на изучение норм грамматических категорий языка.
  • Аграмматическая дислексия корректируется при помощи обучения правильным грамматическим соответствиям и положению слова в грамматической системе языка.
  • Упражнения при мнестической форме заболевания нацелены на развитие функций слухоречевой и речезрительной памяти.
  • При оптической дислексии у детей необходимо работать над визуальным изображением букв и их соответствием звукам.

Особую методику коррекции дислексии предлагает Рональд Д. Дейвис, который сам является примером эффективности разработанной программы. Так как главным отличием дислексика от обычного человека является его дезориентация, которая и вызывает известные сложности с чтением и письмом, необходимо устранить дезориентацию.

Для этого Дейвис вводит такие понятия, как «выключение дезориентации» и «точка ориентации». Установление последней при помощи специальных упражнений позволяет дислексику воспринимать окружающую действительность так же, как остальные люди.

Еще одной особенностью методики Дейвиса является материализация образов. Дислексику предлагается моделировать из пластилина или других материалов то, что вызывает у него трудности (буквы, слова, ситуации и т.д.), что позволяет установить точную связь между реальным объектом и его ментальной проекцией в сознании дислексика.

Коррекция дислексии по Дейвису – это не столько курс лечения, сколько программа по обучению управлением собственным даром. Дейвис учит таких же дислексиков, как и он, правильно пользоваться своими преимуществами так, чтобы не ощущать воздействие недостатков.

Дислексию не зря называют спутницей гениальности, ведь среди дислексиков множество всемирно известных ученых и артистов разного рода творчества. Однако раннее начало посещений логопеда для коррекции дара поможет ребенку избежать проблем в обучении и общении со сверстниками, а также правильно распорядиться своими задатками гения.

Читайте также:  Восстановление речи после перенесенного инсульта
Оцените статью
Популярный образовательный портал по сочинениям, развитию и постановке речи