Автоматизация звуков [К] и [Г]

 

Среди заднеязычных фонем базовым считается артикуляционный уклад звука [К]. Автоматизация [К] в слогах и слогах, в связной речи невозможна без владения верной артикуляцией.При воспроизведении [К] и [Г] губы приоткрываются, пребывают в нейтральной позиции. Зубы приоткрыты. Кончик языка располагается у нижних резцов. Передняя и средняя части спинки свободно опускаются, задняя часть уперта в мягкое небо, которое, приподнимаясь, прижимается к задней глоточной стенке. Боковые стороны чуть затрагивают заднюю часть твердого неба. Воздушным потоком прорывается смычка между задней частью язычной спинки и мягким небом.

При артикулировании [К] голосовые связки расслабляются, раздвигаются, голос не задействован. При артикулировании [Г] они соединяются, создавая голос. Звук [К] − согласный, твердый, глухой. Звук [Г] согласный, твердый, звонкий.

Любое отклонение от вышеописанной артикуляционной позиции, которое не приводит к дефектному звучанию, не считается отклонением от нормы.

Нарушение произношения звука [К] носит название каппацизм. Замена его на другой звук, чаще на [Т] или [Х], называется паракаппацизм. Дефектное произношение звука [Г] называется гаммацизм. Замена [Г] фонемой [Д] называется парагаммацизм. Наиболее распространенным нарушением произношения этих фонем является их элизия (пропуск).

При дефектном воспроизведении фонем требуется работа по их постановке. Для коррекции [К] логопед дает задание прогнуть язык горочкой, крепко прижаться им к небу и сдуть легкий предмет, лежащий на руке у рта ребенка. Раздается звучание [К]. Много раз воспроизводя действие, можно автоматизировать артикуляционную позицию звука.

Еще одним приемом постановки [К] является вызывание на легком покашливании. Для постановки [Г] используется тактильно-вибрационный прием от опорной фонемы [К]. Одна рука ребенка находится на гортани логопеда, а другая на своей собственной. Ребенок говорит [К] и отмечает, что голосовые складки при артикуляции не совершают вибрирующих движений. Далее ребенку предлагается подключить голос и сказать [К] звонко. Должен послышаться [К].

Структура занятия по автоматизации звуков [К] и [Г]

После постановки фонем [К] и [Г] необходимо приступать к их автоматизации. Занятия по каждому звуку проводятся отдельно. Первым автоматизируют [К], а после ввода его в связную речь переходят к автоматизации [Г].

Читайте также:  Учимся правильно говорить звук «Л» с помощью артикуляционной гимнастики

Каждое занятие ориентировано на реализацию нескольких групп задач.

Обучающие:

  • Уточнение представлений о способе воспроизведения автоматизируемой фонемы отдельно, в слогах, фразе, самостоятельной речи.
  • Знакомство с терминами звук, слог, слово, предложение.
  • Обучение начальным навыкам чтения.
  • Увеличение словаря по конкретной лексической теме.

Развивающие:

  • Усовершенствование двигательной активности речевых органов.
  • Формирование чувственного восприятия артикуляционной позиции.
  • Совершенствование фонематических процессов.
  • Становление умения выполнять звуко-буквенный разбор с применением графических изображений.
  • Совершенствование неречевых психических процессов.

Воспитательные:

  • Стимулирование заинтересованности занятием.
  • Воспитание усидчивости, целеустремленности, адекватного отношения к своим речевым нарушениям.

Коррекционные:

  • Исправление неверного положения автоматизируемого звука.
  • Устранение речевого негативизма.

Ход занятия по автоматизации звуков [К] и [Г]

Занятие обязательно проходит с применением зеркала. Начинать необходимо с анализа артикуляции фонемы. Используют разнообразные наглядности: картинный план, логопедический профиль, ручную модель, муляжи. Ребенок рассматривает позицию участвующих органов речевого аппарата, определяет характер воздушного потока. После анализа артикуляции нужно охарактеризовать фонему по следующему плану: гласный/согласный (есть ли преграда для выдыхаемого воздушного потока), глухой/звонкий (задействован ли голос), твердый/мягкий (выполняется ли добавочный подъем средней части язычной спинки).

Далее отрабатывается произношение звука. Взрывные [К] и [Г] прорабатываются на быстром выдохе. Для закрепления используют игры с элементами звукоподражания (на что похоже звучание). Затем нужно познакомить ребенка с буквой, обозначающей фонему [К] или [Г]. Каждый раз ребенок приходит к заключению о том, что звук слышится и произносится, а букву можно увидеть, прочитать, написать. Находит предметы окружающей действительности, похожие внешне на букву. Если необходимо, отрабатывается правильное ее написание. Применяются неграфические и графические упражнения, нацеленные на отработку навыка правильного изображения буквы.

После знакомства с буквой приступают к совершенствованию фонематических процессов. Ребенок учится вычленять звук из ряда фонем, похожих по акустико-артикуляционным характеристикам, из потока слогов, из перечня слов (педагогом составляется набор слов на соответствующую тему), определяет наличие и положение автоматизируемого звука в слове. При недостаточном уровне развития речи предлагаются далекие по акустико-артикуляционным характеристикам фонемы.

Далее фонема закрепляется в слогах. Ребенок повторяет за взрослым, проговаривает параллельно с ним и сам перечисляет слоги с закрепляемой фонемой. По такому принципу закрепляются прямые, обратные слоги, а также со стечением согласных. Звонкая фонема [Г] на материале обратных слогов не закрепляется из-за ее оглушения.

Когда фонема безошибочно воспроизводится отдельно, можно переходить к отработке в словах. Важно проводить только после изолированного закрепления. Слова подбираются логопедом с учетом лексической темы каждого занятия. Ребенок проговаривает слово, указывает место фонемы в нем. Старшие дошкольники делают звуко-слоговой разбор с графической схемой одного слова по плану: выделяется первый и последний звук, подсчитывается количество гласных и согласных, все звуки называются поочередно. Под каждую букву кладется цветная фишка, обозначающая звук.

Автоматизация звука [Г] в словах, заканчивающихся на [Г], не проводится из-за оглушения.

Затем занимаются отработкой правильного звучания во фразе. Ребенок с изученными словами строит предложения. Старшие дошкольники анализируют предложение: объясняют определение; озвучивают основные правила написания, устанавливают порядок слов, подсчитывают их количество. Выполняется звуко-слоговой разбор каждого слова по отдельности. При отработке фонем во фразе используются чистоговорки и скороговорки, подобранные по лексической теме. Скороговорки отлично подходят для наиболее успешного закрепления фонем. Помимо этого, при помощи скороговорок можно заниматься тренировкой ясной, четкой дикции.

Читайте также:  Артикуляционная гимнастика: упражнения для детей 3-4 лет, подготовка и результаты

На завершающем этапе автоматизации любой фонемы следует приступать к ее закреплению в связной речи. Текст подбирается соответствующий возрасту ребенка, учитывая лексическую тему. Ребенку предлагается текст из 5-6 предложений, насыщенных словами с изучаемым звуком. Целесообразно использовать отрывки из сказок, рассказов, детские стихи. Логопед или ребенок читает текст, затем выделяют из состава слова с автоматизируемым звуком.

В структуру каждого занятия по автоматизации входят одна или две динамические паузы. Их время и место определяются с учетом состояния ребенка, степени его утомляемости. В конце каждого занятия ребенок получает домашнее задание. После автоматизации звука [К] в тексте проводится автоматизация [Г] в аналогичном порядке. Автоматизация звука [Кь] и [Гь] проходит аналогично. Завершающим этапом работы над данными фонемами является их дифференциация.

Дидактические упражнения для автоматизации звуков [К] и [Г]

Автоматизировать фонемы следует в игровой деятельности с применением разнообразных наглядностей. На каждое положение звука в слове следует подобрать около тридцати изображений. Для полной успешной автоматизации показывают ребенку картотеку примерно из ста картинок.

Эффективного результата можно добиться только в случае эмоционально положительной окраски занятий. Ребенок должен не просто рассматривать и называть изображенные на картинках предметы, а играть.

Обязательно нужно учитывать слова, редко использующиеся в обиходе. Значение новых слов нужно объяснять простым и понятным ребенку языком, учитывая его индивидуальные и возрастные особенности.

Примерные упражнения:

  • Совместно со взрослым и самостоятельно назвать, что изображено на рисунке.
  • Послушать, сколько раз взрослый повторил звук, и произнести на один больше. Аналогично можно проговаривать слоги и слова.
  • Запомнить, что нарисовано, и воспроизвести по памяти. Постепенно число изображений увеличивается.
  • Поделить слова на слоги.
  • Определить ударный слог.
  • Отобрать изображения с требуемым числом звуков, назвать их.
  • Определить, какое место занимает автоматизируемая фонема в словах, отобрать изображения со звуком, занимающим определенное положение в слове.
  • Сделать звуко-слоговой разбор слов.
  • Изменять существительные по падежам.
  • Считать предметы с автоматизируемой фонемой в прямом и обратном порядке.
  • Подбирать существительные к местоимениям мой, моя, мое, мои, проговаривать получившиеся словосочетания.
  • Подбирать прилагательные к существительным, проговаривать словосочетания.
  • Закончить начатую взрослым фразу на изучаемый звук.
  • Подбирать глаголы к существительному, проговаривать получившиеся фразы.
  • Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  • Образовывать относительные прилагательные.
  • Составлять рассказы по сюжетным картинам по наводящим вопросам, опорным словам, по заданному началу или концовке.
  • Придумывать вопросы к изображениям, текстам, отвечать на них.
Читайте также:  Скороговорка «на дворе трава на траве дрова» и ее вариации о которых вы не знали!

Игры для автоматизации звуков [К] и [Г]

Четвертый лишний. Ребенок рассматривает четыре картинки. На трех из них изображены предметы с автоматизируемой фонемой, на одной она отсутствует. Малыш называет изображения, четко артикулирует закрепляемую фонему, называет предмет, в котором отсутствует заданный звук. Можно искать изображения, в которых отличается местоположение фонемы.

Подходит — не подходит. Рассмотреть изображение холодильника, уточнить его назначение, перечислить, что можно в нем хранить. Рассматривая предметные картинки с закрепляемой фонемой, решить, можно или нельзя хранить данный предмет в холодильнике.

Шкатулочка. Показать ребенку куклу, рассказать, что кукла любит разглядывать картинки и складывать их в шкатулку. Попросить вместе с куклой посмотреть ее картинки и назвать их, четко артикулируя нужный звук. Волшебные краски. На листе плотной бумаги нарисовать открытую коробку красок. На краски положить стопками цветные кружки с картинками на оборотной стороне. Объяснить, что это волшебные краски, в которых спрятались картинки. Задача ребенка − найти и назвать их.

Обед для гномика. Рассмотреть изображение толстенького гномика. Порассуждать, почему он толстенький. Предложить придумать, что он любит есть. Слова должны быть с автоматизируемым звуком. Можно нарисовать худого гномика и предложить накормить его.

 

Оцените статью
Популярный образовательный портал по сочинениям, развитию и постановке речи
Adblock
detector