Автоматизация звука Ш у детей и взрослых: причины неверной артикуляции, упражнения

 

Автоматизация звука Ш проводится в зависимости от возраста. У детей в период 3-5 лет желательно проверять его постановку. В норме до 3-х лет кроха овладевает процессом говорения, может заменять, путать, неверно произносить шипящие звуки. В 70% случаев помощь детского логопеда не нужна. Дошкольник может самостоятельно овладеть четким произношением с помощью родителей, в домашних условиях.

Важную роль играет окружающая среда, с кем общается малыш, как родители проводят свободное время. Логопеды отмечают, в семьях, где мама или папа страдают от дефектов речи, происходит передача неверного произношения детям. Ребенок с рождения слышит искаженное говорение и перенимает его. Переучивать сложнее, чем научить говорить правильно, поэтому логопеды советуют при наличии речевого дефекта в семье сразу обращаться к профессионалу. Проводить автоматизацию звука Ш в словах можно начинать с 3-летнего возраста.

Правила успешной автоматизации

При автоматизации звука важную роль играет правильная постановка речевого аппарата. Иногда дети забывают после занятий с логопедом, как работают язык, губы при произношении проблемного звука. Перед каждым занятием нужно проговаривать верную позицию. Работу следует проводить до упражнений со слогами.

С чего начать работу

Ребенок и взрослый должны понимать, где находится язык, как расположены зубы, губы. Это непросто понять, когда рядом нет помощника-профессионала. При произношении звука Ш губы выдвигаются вперед, зубы должны быть частично замкнуты. Язык вытягивается вперед, кончик поднимается к небу, не касаясь его. Боковые стороны органа должны соприкасаться с коренными зубами. Голосовые связки не участвуют в произношении, голоса нет.

При автоматизации в домашних условиях нужно проговорить с ребенком правильную артикуляцию перед выполнением заданий:

  • вытяни губы вперед, представь, что это труба или трубочка;
  • язык вытяни вперед к зубам, приподними кончик вверх, нащупай небо;
  • опусти немного язык вниз, чтобы он не касался неба, образуй щель между ними;
  • представь, что язык − это чашечка, из которой кошечка будет лакать молочко, нужно, чтобы оно не пролилось, сделай ее глубокой (нужно показать, что края органа должны касаться коренных зубов);
  • попробуй произнести звук без участия голоса, как будто шипит змея.
Читайте также:  Скороговорки, благодаря которым вы избавитесь от картавости

Родители начинают работу над автоматизацией звука, убедившись, что ребенок владеет правильной артикуляцией, может повторить его несколько раз без грубых нарушений.

Артикуляционная разминка

Для успешной автоматизации каждое занятие должно начинаться с артикуляционной разминки. Она позволяет разогреть мышцы речевого аппарата. Проводить ее необходимо детям и взрослым. Для подготовки артикуляционного аппарата используют классические упражнения, направленные на оттачивание произношения звука Ш: лопата, маляр, пирожок.

Лопата

Упражнение помогает преодолевать тонус мышц посредством расслабления органов артикуляции. Нужно высунуть язык вперед, сначала он может быть напряженным. После детям предлагается улыбнуться, но без напряжения губ. Конец языка ложится на нижнюю губу, боковые стороны легко соприкасаются с уголками рта. Нужно добиться расслабления органа, продержаться в таком положении следует несколько секунд. В последующие разы можно увеличивать время расслабления для тренировки мышц. Упражнение «Лопата» − базовое при коррекции шипящих звуков.

Маляр

Детям предлагается представить себя маляром, которому нужно покрасить нёбо. Для этого следует приоткрыть рот в легкой улыбке, без напряжения губ. Челюсть должна быть вне движения. Упражнение сложное, подразумевает «покраску» верхней части рта языком от глотки к зубам и обратно. Важно: ребенок должен держать язык в постоянном напряжении, контролировать его, чтобы он не вышел наружу. Задание позволяет малышу понять, как и куда нужно направлять язык при постановке звука Ш.

Пирожок

Упражнение часто применяется в логопедии, является сложным, тренирует боковые мышцы языка. Не стоит расстраиваться, если ребенок не выполнил задание с первого раза. Не каждый взрослый сможет повторить за логопедом движения. У детей при регулярных занятиях успех приходит на 5-7-й день.

Нужно расслабить язык, как в упражнении «Лопата», чтобы он лежал спокойно на нижней губе. После попросить малыша, не напрягая орган, постараться загнуть боковые его части вовнутрь, образуя воронку. В результате в зеркале малыш должен увидеть смешной «пирожок» из языка. Продержаться в таком положении необходимо 5-10 секунд.

Тренировать нужно не только органы артикуляционного аппарата перед автоматизацией, но и правильное дыхание.

Логопеды советуют для развития дыхания у малышей использовать мыльные пузыри, трубочки, свистульки, снежинки из бумаги или ватные шарики, которые нужно сдуть. С дошкольником можно поиграть в день рождения, задуть свечи на торте или пироге, который мама приготовила для куклы. Взрослому можно надувать воздушные шары.

Автоматизация звука у дошкольника

Логопеды советуют проводить автоматизацию правильно: от сложного к простому, от слогов к словам, словосочетаниям, предложениям, текстам. Важно, чтобы ребенок произносил сначала слова за мамой и папой, после самостоятельно. Желательно, чтобы дошкольник не понимал, что его диагностируют, чтобы не акцентировать внимание на определенном звуке.

Можно поиграть в игру: мама или папа говорят букву, ребенок добавляет ее к Ш, получаются слоги ша, шо, шу, ши и т. д. Первый вариант подходит для дошкольников от 5 до 7 лет. С малышами от 3 до 5 можно собирать бусы. Пример игры: родитель рисует ниточку, на кружочках из белой бумаги пишет буквы − бусинки. Ребенку необходимо надеть на ниточку кружки, чтобы получились бусы. Взрослый проговаривает буквы («Это Ш, а это А, что получается?»). Так как не все дети знают алфавит в дошкольном возрасте, малыш пробует соединить, чтобы получился слог: ША. Занятие полезное, помогает автоматизировать звук и изучать буквы.

От слогов переходят к словам. Предлагают крохе поиграть в игру «Попугай». Родитель говорит: «шапка», «шарф», «уши», «шишка», «шоколад», малыш повторяет. Это облегченный вариант, дети копируют речь взрослого, при одиночном произношении могут возникать проблемы. Поэтому вторым этапом следует показывать малышу карточки со словами на заданную букву. Задача ребенка − угадать предмет, произнести его, взрослый следит за говорением.

Автоматизация одного звука дается легче, чем комплекса шипящих. В последнем случае нередко приходится обращаться за помощью к специалисту, водить ребенка на логопедические занятия. Нельзя корректировать один звук, если имеются проблемы с другими шипящими. Проблема должна решаться комплексно, но постепенно. Как правило, специальные гимнастика и упражнения нацелены на автоматизацию групп: сонорных, шипящих и т. д.

Малышам нравится проговаривать и сочинять чистоговорки. Они позволяют разогреть речевой аппарат, оттачивать правильность произношения нужного звука. Использовать их можно с 3-летнего возраста, когда начинается становление звука Ш.

Ша-ша-ша наша Маша хороша,

Ше-ше-ше пять мышей на дворе,

Шу-шу-шу я домой уже спешу,

Шо-шо-шо я играю хорошо.

Автоматизация звука Ш в стихах проходит намного легче и интереснее для малышей. Крохе 3-5 лет следует повторять за взрослым. Стих должен быть подобран по возрасту. Малышу можно брать для занятий небольшие четверостишия, скороговорки.

Наша Маша хороша, что поет душа.

Кашу Глаша кушает, маму она слушает.

Алеша кушает шоколад.

Если малыш хорошо повторяет за взрослым предложения, следует переходить к стихотворениям.

Можно не только читать стихи и просить ребенка повторять за родителем. Дети любят, когда взрослые инсценируют сюжет четверостишия, читают по ролям, вместе учат стишок.

Школьник

Автоматизировать звук Ш с 7-летнего возраста проще, так как ребенок уже может самостоятельно не только читать нужные слова и предложения, но и составлять рассказы, пересказывать. Начинать необходимо как всегда со слогов. Сначала идут слоги простые: аш, ош, уш, ыш, иш. Школьнику следует не просто говорить звукосочетание, а протягивать, выделять нужный звук. После переходят на слоги, где Ш стоит в закрытой позиции: ша, шо, ши, шу, ше. Полезно читать на скорость слоги, вразброс, по порядку, составлять из них слова.

Со школьниками можно поиграть в игру «Сочини слова». Взрослый говорит слог, ребенок пробует составить с ним слово: ша − шар, ши − широко, шу − пишу и т. д. Актуальной остается работа по карточкам. Детям от 7 до 11 лет можно показывать предметы, явления природы, профессии, в которых встречается нужная буква. После следует переходить на работу с предложениями, сочинять из данных слов словосочетания и предложения.

Например: шахтёр (карточка) + хороший = хороший шахтёр (получилось словосочетание). Добавляется еще одно слово, не обязательно с буквой Ш и получается предложение: шахтёр работает в хорошей шахте.

После работы над словами и предложениями, можно использовать скороговорки. Они должны соответствовать возрасту и подготовленности ребенка, переходить от простых к сложным.

Саша шапкой по ошибке шишку сшиб.

Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.

Становись скорей под душ,

Смой с ушей под душем тушь.

Смой и с шеи тушь под душем,

После душа вытрись суше.

Шею суше, суше уши – и не пачкай больше уши.

Можно с ребенком сочинить сказку про букву Ш (со школьником) или про кошку. Это позволяет в процессе сочинения определить, как произносится нужный звук в предложениях, тексте автоматизировано. Школьники читают тексты, где много слов с нужной буквой, пересказывают его.

Подросток

У детей от 14 лет автоматизация звука начинается с самостоятельного составления слогов, их чтения с выделением проблемного звука. Сначала нужно произносить сочетания, где Ш находится в открытой позиции: аш, уш, иш, ыш, юш, еш. После переходить на слоги с закрытой позицией: ша, шу, ши, ше, шэ. От слогов переходят к чтению слов, сначала начинающихся на нужную букву, затем в конце и в середине слова:

  • Шакал, шум, шалаш, шорох, шепот, шоколад, шершень, шмель, шутка, шик, шея, шина, шайба, шелк, шаланда, шулер, шампиньон, шторы, шоры, шелуха, ширма.
  • Малыш, брошь, тушь, брешь, тишь, хорош, ложь (ш), рожь (ш), багаж (ш), гараж (ш).
  • Лапша, тушканчик, боярышник, горшок, аршин, пушнина, крошка, лукошко, матрешка, дедушка, порошок, сушка, брошка, кошмар, пушка, лягушка.

Далее из слов составляют словосочетания. Можно предложить подростку самостоятельно соединить слова, либо прочитать готовые примеры:

  • Широкий горшок.
  • Большая чашка.
  • Хороший порошок.
  • Лучшая брошка.
  • Большая лягушка.
  • Прыж(ш)ки тушканчика.

С подростком можно выполнять упражнения, подразумевающие подбор слов, противоположных по смыслу или синонимов, составлять фразы:

  • Шагаю по шоссе.
  • Большая лягушка ушла в лес.
  • Хороший горшок помыть порошком.
  • У него большой шарф.
  • Он вышивает шарф.
  • Я ношу шапку-ушанку и шубу.

Использовать можно скороговорки, пословицы, поговорки. Важно не просто произносить, но и работать над интонацией: говорить громко, четко, тихо, медленно, протяжно, быстро, на ускорение, выделять нужный звук.

Пословицы Неумелой швее и иголка с ниткой шить мешает.

Шила в мешке не утаишь.

От капли уйдешь, а под дождь попадешь.

Скороговорки Мышонку шепчет мышь:

−Ты все шумишь, шумишь!

Мышонок шепчет мыши:

−Шуметь я буду тише.

Кукушка кукушонку шьёт капюшон,

Наденет кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон!

Поговорки Милости прошу к нашему шалашу.

На пирушке и колотушки пляшут.

Раньше начнешь, раньше поспеешь.

Работа с текстами у подростков является неотъемлемой частью. С помощью них можно проверить насколько автоматизировался звук в речи. Работу проводят, используя несколько методик:

  • чтение текста с выделением нужного звука;
  • пересказ текста;
  • поиск в тексте слов с буквой Ш, чтение;
  • сочинение текста с многообразием слов на нужную букву.

Важной частью является пересказ и сочинение, так как позволяет проверить естественное говорение. Когда ребенок читает текст, видит заранее проблемную букву и концентрирует на ней внимание, он старается прочесть правильно. При пересказе или составлении текста речь не контролируема подростком, особенно, если произносить слова не прерываясь, не делая пауз.

Взрослый

Автоматизация звука у взрослых нужна не только из-за логопедических нарушений. Нередко проблема произношения возникает после сердечно-сосудистых болезней (например, если человек перенес инсульт). Процесс автоматизации у взрослого очень похож с подростковым. По правилам логопедии идет работа со слогами, словами, словосочетаниями, предложениями, текстом. В упражнения стоит включать сложные скороговорки, чистоговорки.

Взрослому предлагают прочесть слоги, несложные слова. Можно называть противоположные по смыслу, синонимы. Важно сначала читать слова, начинающиеся на букву Ш, во вторую очередь − заканчивающиеся на Ш, после переходить на слова, где буква Ш в середине.

Взрослому можно переходить от чтения слов к предложениям. Важно проговаривать нужный звук в каждом слове, убыстрять или замедлять темп чтения:

  • Маша кушает шоколад.
  • Мыши шуршат в шалаше.
  • Бабушка кушает боярышник.
  • Паша нашел на опушке волнушки.
  • Аленушка утешает малыша.

Автоматизировать звук помогают сложные скороговорки. Переходить к ним стоит после того, как взрослому удалось достигнуть правильного произношения в словах, словосочетаниях.

Вот детишки Маша, Миша. Маша меньше, Миша выше. Миша Маше что-то пишет. Отгадай, что пишет Миша.

Ежик в бане вымыл ушки, Шею, кожицу на брюшке. И сказал еноту еж: «Ты мне спинку не потрешь?»

После скороговорок переходят на чтение текстов, пересказы. Можно брать детские рассказы, направленные на артикуляцию и автоматизацию звука Ш.

Рекомендации

Закрепление правильного произношения звука в речи называется автоматизацией. К процессу нельзя подходить легкомысленно. Важно переходить на данный этап только после регулярных артикуляционных гимнастик, когда у малыша появляются успехи в правильной артикуляции, постановке. Автоматизация звука Ш происходит в словах, предложениях, тексте. Начинать всегда нужно с легкого, и постепенно переходить к сложному: от слога к слову, от предложения к тексту.

Автоматизация звука Ш в словах подразумевает соблюдение правил:

  • нельзя, если есть проблемы с несколькими согласными буквами, автоматизировать сразу в совокупности те, что человек путает в речи: Ш, С, Щ, Ж, З и т. д.;
  • переходить к закреплению звука нужно после того, как человек научится произносить его автономно несколько раз подряд;
  • в процессе автоматизации у ребенка нужно использовать наглядный материал, чтобы было интересно учиться (карточки, раскраски, кубики и т. д.);
  • перед выполнением упражнений и чтением всегда разогревают артикуляционные мышцы с помощью гимнастики;
  • при автоматизации придерживаться правила − действовать от простого к сложному;
  • заниматься нужно ежедневно, не нагружая ребенка, взрослого (дошкольник − 15 минут, школьник − 20-25 минут, взрослый − 30-40).

Автоматизация звука Ш сложный, но интересный процесс. Результат, длительность исправления будет зависеть от причины неверного произношения. Нужно подходить индивидуально к каждому отдельному случаю. Если родителям не удается на протяжении длительного времени скорректировать произношение, нужна помощь логопеда. Возможно, причиной проблемы является особенность строения речевого аппарата, тогда одновременно с логопедическими занятиями понадобится помощь медиков.

 

Оцените статью
Популярный образовательный портал по сочинениям, развитию и постановке речи