Сочинение по роману Герой нашего времени на тему: Романтизм и реализм в романе.

Сочинение на тему: «Романтизм и реализм в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»»

Лермонтов отталкивается от романтических моделей, сохраняя верность своему поэтическому миру. Романтическое начало выражается в том, что в центре главный герой и его мир близок авторскому (герой как alter ego автора). Темы романа — смысл жизни, судьба и предопределение, одиночество героя и его конфликт со средой. Важны «байронические», демонические черты в характере и портрете Печорина, его соотносимость с лирическим героем Лермонтова. Разочарование в себе и в людях, странствия, экзотическая среда, Кавказ, мир разбойников- контрабандистов, обращение к некоторым фольклорным мотивам — это тоже романтические компоненты.

Но, отталкиваясь от романтических традиций, Лермонтов выполняет и реалистическую установку: показать образ эпохи, дать углубленный психологический анализ внутреннего мира человека эпохи романтизма, показать обусловленность характера социально-историческими факторами.

В романе изображены различные социальные типы. Печорин дает «классификацию» представителей «водяного общества»; представлены разные типы дворянства — от высшей аристократии до светской черни: офицерство, женские типы, Грушницкий — провинциал, Вернер — доктор, игрок; представлены этнические меньшинства (горцы, с их бытом и нравами); представители низших слоев населения — контрабандисты; казаки; Настя — дочка урядника в повести «Фаталист» и др. В целом воссоздается объемная картину русского общества, в которой есть место и антитезе (верхи — низы, русский дворянский официальный круг — инородцы, люди другой культуры), поскольку само место действия выбрано характерное — граница Европы и Азии. Этим роман отличается от прежних «энциклопедий русской жизни» (Грибоедов делал свой анатомический срез на материале Москвы, Пушкин оставался в основном в пределах средней полосы).

Самостоятельным социально-психологическим типом является сам «герой» своего времени Печорин, глубокий анализ внутреннего мира которого составляет цель и смысл романа. При этом лермонтовский психологизм — наследие романтической школы, это проявляется как в приемах исследования внутреннего мира, наблюдения за душевными движениями противоречивой натуры, так и в той концепции человека, которая складывается в результате.  

В повестях «Бэла» и «Тамань» показана несостоятельность, нереалистичность романтической идеи бегства в природу или в экзотическую культуру, к полудиким, нецивилизованным народам: в обоих случаях Печорин терпит неудачу и не догадывается о причинах ее и о сути происходящего по причине ограниченности своего взгляда через призму романтических установок. В повести «Княжна Мери» интрига насыщена глубоким психологическим содержанием. Заметно влияние психологических романов Бальзака. Интрига психологически усложнена, она не просто придает интерес чтению (как в дореалистическом романе), а обнаруживает в себе сложную философскую перспективу, «будит мысль».

Ирония по отношению к романтизму, который стал модой и нашел массу подражателей, пронизывает весь роман, доходя до степени пародийности. Печорин издевается над Грушницким, который действительно выглядит комично. В пейзажах прослеживаются пародийно-полемические отсылки к Бестужеву-Марлинскому. Истинный же романтизм, которому оставался верен Лермонтов, стал для него мостом к психологическому реализму (Достоевский, Толстой).

Читайте также:  Любовь в лирике Пушкина


Оцените статью
Популярный образовательный портал по сочинениям, развитию и постановке речи