Сочинение на тему: Лишний человек в творчестве Лермонтова

Сочинение на тему: «Лишний человек» в творчестве М. Ю. Лермонтова.

Ситуация в России конца 1820—1830-х гг. характеризуется спадом общественной жизни, атмосферой разочарования, депрессией; при невозможности выразиться в действиях и поступках энергия людей обращается вглубь, направляется на философские размышления, рефлексию. В качестве «героя времени» утверждается так называемый «лишний человек» — излюбленный тип поэзии и прозы М. Ю. Лермонтова. Определение «лишний человек» обычно относят в первую очередь к Печорину, но образ этого героя лишь самое полное, яркое воплощение, подготовленное всей поэзией Лермонтова, его лирический герой в полной мере обладает этими чертами личности.

В предисловии к роману «Герой нашего времени» Лермонтов спорит с читателями, которые не поняли Печорина, осудили его за безнравственность, в то время как быть героем печоринского типа — это скорее «болезнь», трагедия всей жизни. Стоит проанализировать, в чем заключается эта «болезнь».

«Назначение высокое» такого человека контрастирует с вынужденно бесцветной жизнью. Незаурядная личность (например, Печорин — начитанный, образованный, тонко чувствующий человек, изучивший человеческую натуру и психологию), при всех ее достоинствах, вступает в противоречие с обществом, «светом» (ср. стихотворение Лермонтова «Монолог»), В итоге герой вынужден уходить, скрываться от «света». Этот мотив бегства является постоянным у Лермонтова (его можно найти, например, в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…»). 

При этом он нигде не находит своего счастья, бежать ему, в сущности, некуда (бесприютность — еще один типичный для лирического героя Лермонтова мотив). Это видно в сюжетах таких повестей, как «Бэла» или «Тамань». Внутренний мир героя как бы отравлен сознанием безысходности (можно усмотреть здесь традицию таких романтических поэм Пушкина, как «Кавказский пленник»).

Герой Лермонтова (в отличие, например, от пушкинского «лишнего человека» — Онегина) пытается найти свой идеал, «бешено гоняется за жизнью», но это не приводит его ни к какому результату. Выясняется, что этот герой противостоит не только светскому обществу, но и всей жизни в целом. Немало примеров такой тотальной противопоставленности героя целому миру можно найти и в лирике Лермонтова.

Герой пытается обрести гармонию в природе (например, стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…»), но в конечном счете и с природой он тоже чувствует глубокую разобщенность (его встречает та же «равнодушная природа», о которой говорил и Пушкин в элегии «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»).

Читайте также:  Читая Пушкина можно великолепным образом воспитать в себе человека…

Часто безразличным или враждебным представляется и Бог (связанные с этим богоборческие мотивы можно найти в таких стихотворениях, как «Благодарность»).

Герой сам сознает невозможность преодоления кризиса: Печорин приходит в конце концов к холодному отчаянию, он говорит, что одна половина его души «высохла, испарилась, умерла» и он сам ее «отрезал и бросил». Этим объясняется извращенность нравственных понятий такого человека, дискредитация дружбы, любви, «счастия», крайний индивидуализм и эгоцентризм и в конечном итоге — оторванность от людей, крайнее одиночество (кроме «Героя нашего времени» эти мотивы сильны в стихотворениях «И скушно, и грустно…», «Выхожу один я на дорогу…», «Парус»), В лирике Лермонтова можно обнаружить большое количество характерных метафор и символов одиночества (в основном эти символы — из мира природы: сосна, листок, утес и др.).

Наконец, необходимо отметить, что внутренний мир такого героя полон противоречий, он оказывается поэтому «лишним» и сам для себя, сам себе в тягость. Поэтому в некоторых случаях он начинает бессознательно или даже сознательно искать смерти (можно вспомнить слова Печорина: «Авось подохну где-нибудь»).

Особенно трагично то, что Лермонтов осмысляет это не только как личную драму отдельного человека, но как судьбу целого поколения. Специально посвященное этому стихотворение «Дума» — поэтический аналог предисловия к роману «Герой нашего времени», типизация лишнего человека. Личные пороки и беды переносятся на все поколение. Здесь особенную важность приобретает характерная для лирики Лермонтова тема неудовлетворенности героя собственной судьбой и в том числе результатами своего вмешательства в жизнь. Возникает мотив рокового начала, довлеющего над жизнью человека. Можно это понимать в общефилософском и отвлеченно-метафизическом смысле, а можно — в конкретно-историческом и социально-психологическом. В таком случае судьба — это объективный фактор, время, в которое выпадает жить человеку.

Таким образом, у Лермонтова «лишний человек» — герой времени. Эта традиция затем закрепилась в русской литературе и породила таких персонажей, как Обломов, герои повестей и романов Тургенева (одна из них — «Дневник лишнего человека» — как раз и дала столь емкое название этому типу). В романе Лермонтова (как и у Пушкина в «Евгении Онегине») — важнейшие истоки этой традиции.

Оцените статью
Популярный образовательный портал по сочинениям, развитию и постановке речи