Сочинение на тему: Духовные искания героев Шукшина.

Поиск нравственного идеала в прозе В. М. ШукшинаВ прозе В. М. Шукшина поражает то, что герои ее всегда мыслители, которые спорят о вечном и сиюминутном, размышляют о жизни и мечтах человека. Не склонные к покорности и компромиссам, они всех готовы исправить по собственной программе нравственного усовершенствования. Среди таких людей — герои шукшинских рассказов Саша Ермолаев, Колька Паратов, Князев и другие.

Многие такие шукшинские «мыслители» живут в обыденной житейской обстановке, однако умеют открывать в ней новое и радостное, никем раньше не замеченное. Таковы Саша Неверов («Залетный»), сельский поп из рассказа «Верую!», Алеша Бесконвойный в одноименном рассказе, Матвей Рязанцев («Думы»). Они стремятся постичь своим умом все — от микромира до космоса. Например, Андрей Ерин, озабоченный грядущими судьбами человечества, напряженно рассматривает в микроскоп различные предметы, а Макар Жеребцов «въедливо» учит людей добру и терпению.

В своих духовных исканиях каждый герой идет нехожеными тропами, и на этом пути он совершает единственные в своем роде открытия, проявляет себя как индивидуальность. Однако все герои вместе составляют единое многоголосие, потому что правду жизни видят в торжестве нравственности и гармонии человека с миром. Так, мы слышим сильный жизнелюбивый голос попа, проповедующего веру в жизнь: «Ты пришел узнать: во что верить?.. Верь в жизнь… В авиацию, в химизацию, в механизацию сельского хозяйства, в научную революцию! В космос и невесомость! — ибо это объективно-о!» Саня Неверов из рассказа «Залетный» утверждает путь самовоспитания, внимательного отношения к себе и к людям, говорит о необходимости нести в жизнь деятель-

ные любовь и добро. Алеша Бесконвойный ищет прочные органичные связи человека с миром и находит их в любви: «Последнее время Алеша стал замечать, что он вполне осознанно любит. Любит степь за селом, зарю, летний день… Стал стучаться покой в душе — стал любить». Только в состоянии любви мир кажется Алеше светлым: «Мир вокруг покачивался согласно сердцу».

Почти все шукшинские правдоискатели отличаются максимализмом и категоричностью суждений, но все они любят послушать умудренных жизнью стариков с их спокойной, неторопливой рассудительностью. 

Читайте также:  Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту В.М. Шукшина: Как проявляется любовь к Родине?

 

Голос автора звучит в этом многоголосии спокойно и уверенно. Он поэтизирует радость и красоту бытия, говорит о созидательном отношении человека к своей жизни. Шукшинский идеал — это дом, земля, любовь, красота, труд. Идеал этот вполне достижим, реален, более того, притягателен даже в эпоху технических преобразований.

Нравственная позиция автора раскрывается в тех рассказах, где он выступает как участник событий («Дядя Ермолай», «Горе», «Петя», «Жил человек», «Боря», «Рыжий»). В большинстве этих рассказов Шукшин говорит о преемственности поколений, духовном выпрямлении человека, ожесточившегося в суете и мелочах быта.

Более того, Шукшин обращается непосредственно к читателю, призывая его принять участие в диалоге: «Я думал: «Что же жизнь — комедия или трагедия?.. Комедия или жуткая трагедия, в которой все мы — от Наполеона до Бори — неуклюжие, тупые актеры, особенно Наполеон. Зря все-таки воскликнули: «Не жалеть надо человека!» …Уважать — да. Только ведь уважение — дело наживное… Жалость — это выше нас, мудрее наших библиотек… Мать — самое уважаемое, что ни на есть в жизни, самое родное — вся состоит из жалости… Оставь ей все, а отними жалость, и жизнь в три недели превратится во всесветный бардак…» («Боря»).

Народное понимание жалости, равнозначное любви, которое утверждает Шукшин, в основе своей вовсе не сентиментально.

Автор не испытывает ничего, кроме возмущения, когда ему приходится сталкиваться с людьми-«гориллами». По мнению Шукшина, гармония в человеческих отношениях создается в преодолении бездушия и борьбе со злом. Счастье в концепции писателя — это деятельное бытие, где созидательное начало принадлежит самому человеку.


Оцените статью
Популярный образовательный портал по сочинениям, развитию и постановке речи