Сочинение ЕГЭ по тексту Ф.М. Достоевского (можно ли построить абсолютное счастье на несчастье другого)

Проверенное сочинение ЕГЭ 2020 г. по тексту Ф.М. Достоевского: «Манера глядеть свысока сделала то, что Онегин совсем даже не узнал Татьяну, когда встретил ее в первый раз, в глуши, в скромном образе чистой, невинной девушки, так оробевшей пред ним с первого разу.»
Проблема: Можно ли построить абсолютное счастье на несчастье другого человека?
Количество баллов:17 баллов.

Пример проверенного сочинения ЕГЭ (с выделением ошибок)

Красным выделены орфографические ошибки.
Зеленым выделены пунктуационные ошибки.
Голубым выделены грамматические ошибки.
Желтым выделены речевые ошибки. (серым выделены повторы)
 

Счастье… Кто из нас не мечтает быть счастливым?.. Но какую цену готов заплатить человек за свое счастье? -[А1]  Именно об этом данный текст, автор которого поднимает проблему возможности абсолютного счастья, основанного на несчастье другого.[А2] 

Размышляя о данной проблеме[А3] , Достоевский анализирует поступок Татьяны Лариной, героини романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», отказавшей Онегину, потому   что не могла позволить себе обесчестить своего мужа[А4] : «ее любящего, ее уважающего и ею гордящегося». Тем самым[А5] , героиня отказалась от собственного счастья лишь потому, что ценой этого счастья будут страдания другого человека. В этой связи особое внимание следует уделить следующей фразе автора: «Счастье не в одних только наслаждениях любви, а и в высшей гармонии духа», тем самым Достоевский[А6]  подчеркивает тот факт, что ни один человек, а уж тем более Татьяна, «с ее высокою душой, с ее сердцем, столько пострадавшим» , не смог бы быть абсолютно счастлив, зная, что фундамент его счастья- страдания другого. Достоевский приглашает читателя поразмышлять также над следующим вопросом: «Можете ли вы допустить хоть на минуту идею, что люди … согласились бы сами принять такое счастье, если в фундаменте его заложено страдание, положим, хоть и ничтожного существа, но безжалостно и несправедливо замученного, и, приняв это счастье, остаться навеки счастливыми?». Ответ же самого автора на этот вопрос совпадает с тем, который дала для себя героиня романа «Евгений Онегин»:  «Пусть, пусть я одна лишусь счастья, пусть мое несчастье безмерно сильнее, чем несчастье этого старика, пусть, наконец, никто и никогда, и этот старик тоже, не узнают моей жертвы и не оценят ее, но не хочу быть счастливою, загубив другого!». Таким образом [А7] автор приходит к выводу, что ни один гуманный человек и не захотел бы никогда быть счастливым, зная, что тем самым замучает и обречет на страдания ни в чем не повинную душу.

Читайте также:  Сочинение на тему: почему Чехов назвал свой рассказ «Хамелеон»

Точка зрения автора предельно ясна, Достоевский уверен[А8] , что невозможно достичь абсолютного счастья, обрекая на страдания другого.

Невозможно не согласиться с мнением автора. Действительно, даже если человек уверен, что будет счастлив, предавая другого, это счастье будет недолговечно. Так, например, Анна Каренина, героиня одноименного романа Л.Н.Толстого, бросившая своего мужа и сбежавшая с Ленским[А9] , счастливой так и не стала, и впоследствии обрекла на страдания не только его, но  и себя.[А10] 

В заключение хотелось бы отметить, [А11] что не теряет своей актуальности фраза: «На чужом несчастье счастья не построишь», так и человек, решивший быть счастливым за счет страданий другого, абсолютно счастливым никогда не будет.

Исправления

 [А1]Лишний знак препинания. [А2]Люди многие века рассуждают о «цене счастья». Вот почему Достоевский тоже задается вопросом: возможно ли построить личное счастье на несчастье другого человека? [А3]Важной для понимания проблемы является следующая мысль автора: «Счастье не в одних только наслаждениях любви, а и в высшей гармонии духа». Эти слова доказывают читателю, что истинное счастье больше личного. «Гармония духа» — вот что является самой важной составляющей счастья, по мнению Достоевского. Эту мысль автора подтверждает поведение Татьяны, которая не хочет «быть счастливою, загубив другого!». Поступок героини иллюстрирует мировоззрение автора, помогает понять авторскую позицию, доказывает его мысли. Оба примера взаимосвязаны: поступок героини доказывает размышления Ф.М. Достоевского. [А4]Потому что она не могла «обесчестить» любящего и уважающего ее мужа. [А5]Лишний знак препинания, плюс неправильно выражена связь. Лучше сказать: «Вот причина, по которой героиня отказалась от собственного счастья». [А6]. Этими словами Достоевский… [А7] Обособление вводного словосочетания. Таким образом, [А8]Точка зрения автора предельно ясна: Достоевский уверен, что невозможно достичь абсолютного счастья, если другой человек при этом будет страдать. Замена знака препинания (0.5 балла) [А9]Фактическая ошибка: с Вронским. [А10]Трагический финал ее жизни является подтверждением моей точки зрения. [А11]В заключение хотелось бы вспомнить известную мудрость: «На чужом несчастье счастья не построишь». Анализ текста и примеры из литературы в очередной раз доказывают справедливость этого высказывания.
*Обратите внимание на то, что в 2021 году добавили 1 балл по критерию К2.

Баллы (оценка) за сочинение ЕГЭ по критериям

Название критерия Баллы
К1 Проблема  1/1
К2 Комментарий  3/5
К3 Авторская позиция  1/1
К4 Отношение к позиции и обоснование  1/1
К5 Смысловая цельность, речевая связности, последовательность  1/2
К6 Точность и выразительность  1/2
К7 Орфография  3/3
К8 Пунктуация  2/3
К9 Языковые нормы (грамматические ошибки)  2/2
К10 Речевые нормы (речевые ошибки)  1/2
К11 Этические нормы  1/1
К12 Фактические ошибки  0/1
ИТОГО  17/24

Примечание: (объяснение ошибок) и рекомендации

К 1: Проблема

Не дублируйте проблему, лучше формулировать либо в виде вопроса, либо в форме Р.п. В данном случае, сформулировав проблему в форме Р.п., вы допустили речевую и логическую ошибку. Вопрос звучит: «Но какую цену готов заплатить человек за свое счастье?» Проблема в форме Р.п., которую вы сформулировали, ставит несколько другой вопрос: «возможно ли абсолютное счастье, построенное на несчастье других людей?»

Нельзя сказать «проблема возможности» — это речевая ошибка. Лучше задать один проблемный вопрос и в авторской позиции на него ответить. Иначе возникнет путаница в комментарии.

 

К 2: Комментарий

Чрезмерное цитирование в комментарии. Сконцентрируйте внимания на двух участках текста (примерах), которые вы и будете пояснять (анализировать), а потом свяжете. В данном случае оба примера помогают понять авторскую позицию, Достоевский сам говорит о том, что счастье невозможно (в рассуждениях), во втором случае он доказывает свои мысли поступками персонажа.

В пояснении к примерам-иллюстрациям вы пишете авторскую позицию. Непонятно, к каким конкретно примерам вы даете пояснение. Оно дублируется.

Нет связи между примерами.

В связи с этим засчитан только 1 пример и одно пояснение.

 

К4: Обоснование

Доведите аргумент до логического завершения. Для обоснования важно не просто проиллюстрировать, но и сделать вывод из примера, который вы приводите.

 

К 5: Смысловая цельной, речевая связность, последовательность

В сочинении присутствует повтор одних и тех же мыслей (в комментарии):

«…ни один человек, а уж тем более Татьяна, «с ее высокою душой, с ее сердцем, столько пострадавшим» , не смог бы быть абсолютно счастлив, зная, что фундамент его счастья- страдания другого.»

«…ни один гуманный человек и не захотел бы никогда быть счастливым, зная, что тем самым замучает и обречет на страдания ни в чем не повинную душу»

Также обратите внимание на заключение: в заключении не нужно повторять одну и ту же мысль (авторскую позицию). В заключении должен содержаться вывод всех размышлений. И анализа текста, и ваших примеров.

 

К 6: Точность и выразительность

Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10

 

К 8: Пунктуация

Лишняя запятая, «тем самым» не является вводной конструкцией: «Тем самым, героиня»

Вводные слова и конструкции должны обособляться: «Таким образом автор»

Запятая между однородными членами, соединенными союзом «и», не ставится: «не стала, и впоследствии обрекла»

Замена одного знака препинания другим (знаки препинания в БСП). «Точка зрения автора предельно ясна, Достоевский уверен»

 

К 10: Речевые ошибки

В сочинении есть повторы: «тем самым», «страдание, пострадавшим».

Нарушение лексической сочетаемость: «проблема возможности»

Также присутствует речевая недостаточность.

 

К 12: Фактические ошибки

Вы перепутали «Евгения Онегина» с «Анной Карениной»: «сбежавшая с Ленским». Фамилия героя – Вронский.

 

Советы:

1) Проблему лучше формулировать в форме вопроса. В данном тексте это могут быть следующие вопросы:

Возможно ли счастье, построенное на несчастье другого человека?

Почему невозможно счастье, построенное на несчастье другого?

 

2) Комментарий должен соответствовать следующей структуре:

Пример-иллюстрация из текста

Пояснение примера

Смысловая связь между примерами.

Пример-иллюстрация из текста

Пояснение 

В качестве примера-иллюстрации уместно использовать частичное цитирование с объяснением того, почему именно эти ситуации вы рассматриваете и что автор пытается нам показать этими примерами. Не нужно переписывать целые предложения.

В пояснении необходимо объяснить слова автора, раскрыть их смысл, проанализировать, дать свою оценку происходящему. В качестве пояснения не нужно писать авторскую позицию. Примеры только «подводят» вас к формулированию авторской позиции.

В смысловой связи между примерами необходимо объяснить, почему именно эти примеры помогают ответить на проблемный вопрос, как они связаны между собой. Например, они могут быть противопоставлены, могут дополнять друг друга и т.д.

 

Изучите теорию по написанию комментария в сочинении ЕГЭ (https://rustutors.ru/egeteoriya/1160-sochinenie.html) и посмотрите примеры сочинений (https://rustutors.ru/primersoch/primersochege/)

 

3) Старайтесь упрощать громоздкие синтаксические конструкции, они затрудняют понимание.

4) Повторите условия обособления вводных слов и конструкций.

5) Проверяйте текст на наличие повторов, заменяйте их синонимами.


Оцените статью
Популярный образовательный портал по сочинениям, развитию и постановке речи