Как анализировать композицию романа, рассказа и др. произведений

Как писать сочинение на тему: Композиция романа, рассказа, повести (любого литературного произведения)Темы, предполагающие анализ композиции произведения.

Структура сюжета (анализ сюжета любого произведения)

В первую очередь необходимо рассмотреть структуру сюжета.

Конфликт в произведении

1) Прежде всего — имеются ли в произведении один, два или несколько конфликтов.

Если больше одного — то какие между ними отношения: связаны ли они, развиваются параллельно (как в «Горе от ума») или изолированно друг от друга, но перекликаются по смыслу, с разных сторон раскрывая авторскую идею: например, конфликт Базарова с идейными противниками не связан с любовным конфликтом, но помогает раскрыть образ Базарова, более полно представить его социально-психологический облик.

Строго говоря, абсолютно изолированных друг от друга конфликтов в одном произведении не бывает, иначе это было бы неудачное произведение. В любом случае конфликты, существующие в пределах одного текста, как-то перекликаются. Например, сюжетные линии Раскольникова, Свидригайлова, Мармеладовых и связанные с ними конфликты отвечают авторскому замыслу, они раскрывают тему преступления и наказания, помогают по-разному осмыслить ее. В романе Тургенева «Отцы и дети» любовный конфликт Базарова, конфликт его с Павлом Петровичем и любовный конфликт самого Павла Петровича в конце пересекаются (в ситуации с Фенечкой), и это имеет непосредственное отношение к авторскому замыслу и авторской концепции бытия.

Экспозиция 

2) Есть ли экспозиция (предварительные сведения о героях, о ситуации вообще, еще до начала конфликта). Дается ли она в начале, до завязки (как в «Горе от ума», «Медном всаднике»), или потом (как в «Мертвых душах», «Преступлении и наказании»). В последнем случае имеет смысл объяснить, почему автор пользуется таким приемом.

Завязка

3) Указать, где завязка конфликта (без чего его бы не было). Если конфликтов два — где завязка каждого.

Кульминация

4) Где кульминация (самая острая точка в развитии действия, самый напряженный, переломный момент). Если конфликтов два — совпадают ли их кульминации.

Развязка

5) Где развязка (если конфликтов два — совпадает ли их развязка). Исчерпан ли конфликт после развязки (например, в «Горе от ума» любовный конфликт, по-видимому, исчерпан, а социальный — нет).

6) Есть ли предыстория или последующая история героев, пролог, эпилог и др.

7) Если в композиции имеется перестановка элементов — это надо обязательно отметить: например, экспозиция дается в середине или в конце произведения («Евгений Онегин» начинается с завязки — приезда Евгения в деревню, после чего рассказывается история его жизни, потом опять автор возвращается к началу), или оно начинается с развязки, а потом рассказывается история героев и т. д. Например, в «Герое нашего времени» порядок следования повестей и реальных событий не совпадают; в частности, мы узнаем, что Печорин умер, а потом дается его дневник. В таких случаях от вас требуется прокомментировать, почему в данном произведении перевернутая композиция.

Элементы, усложняющие композицию произведения

Необходимо указать все элементы, усложняющие композицию:

а) побочные сюжетные линии (например, линия Свидригайлова и др. в «Преступлении и наказании»);

б) вставные эпизоды:

  • «рассказ в рассказе» («Повесть о капитане Копейкине» в «Мертвых душах»);
  • песни (песня девушек в «Евгении Онегине», песня рыбки в поэме «Мцыри», песни в поэме «Кому на Руси жить хорошо»);
  • сны (сон Татьяны, сны Раскольникова, сон Гринева, сон Обломова);
  • письма (письма Татьяны и Евгения в «Евгении Онегине», письма родных Раскольникову в «Преступлении и наказании»);
  • дневники (дневник Печорина);
  • авторские отступления, замедляющие действие («Евгений Онегин», «Мертвые души»);
  • отметьте также, если композиция включает много описаний интерьера, пейзажей, портретов.

Во всех случаях постарайтесь понять функцию композиционных вставок:

— они помогают лучше передать идею, заложенную в произведении: например, «Сон Обломова» выражает сущность такого социально-психологического явления, как «обломовщина»; в нем вся старая Россия представлена как «Обломовка», это символический сон;

— они служат характеристике героя (особенно портреты, интерьеры) и/или проливают свет на суть происходящих событий, конфликтов, или даже предсказывают дальнейшее развитие сюжета: сон Татьяны характеризует ее, Онегина, передает в символической форме ее отношения с ним, а кроме того, является пророческим (предсказывает дальнейшие события). Пророческий сон, тоже символический, видит и Гринев. Сны Раскольникова также характеризуют героя, они даются параллельно ступеням его духовного развития. Письмо, полученное им от родных накануне преступления, помимо прочего, играет своеобразную роль катализатора событий: возмущенный описанными в нем событиями, Раскольников еще больше укрепляется в своем намерении. Дневник Печорина служит лучшим средством его характеристики, по сравнению с информацией о нем, полученной из других источников; однако его портрет, данный от лица рассказчика в начале романа, также раскрывает черты его личности;

— если речь идет об авторских отступлениях в повествовательном произведении, то обычно они дают возможность внести в него лирическую струю, автор может таким образом выразить и свою личность («Евгений Онегин», «Мертвые души»);

— то же можно сказать и о пейзажах. Обратите внимание, чьими глазами видится пейзаж — дается он от лица автора или героя (например, в романе «Герой нашего времени» есть пейзажи «от рассказчика» и «от Печорина»: они разные);

— во вставных эпизодах часто сообщаются сведения, играющие роль экспозиции: например, уже упомянутый сон Обломова дает информацию о прошлом героя; рассказ о детстве Чичикова также является экспозицией героя; в той или иной степени экспозиционную роль играют и письмо родных Раскольникова, и первый сон Раскольникова.

Рассказ Аркадия о молодых годах Павла Петровича, во-первых, характеризует последнего, во-вторых, представляет сюжет, перекличку с которым можно найти в последующей истории Базарова (то есть, параллельная сюжетная линия оттеняет главную), а также является своеобразной экспозицией дальнейших сюжетных коллизий (неравнодушие Павла Петровича к Фенечке, напоминающей ему бывшую возлюбленную, ухаживание за ней Базарова и дуэль двух «соперников»).

Хорошо, если вам удастся заметить и передать в сочинении эту множественность функций композиционных вставок.

Образ автора в композиции

От чьего имени ведется повествование: какую роль играет образ автора, есть ли, кроме автора, другие рассказчики, сколько их, в каком порядке они появляются и чему служит такая композиция повествования (см. Композиция романа «Герой нашего времени»).

Читайте также:  Школа будущего сочинение
Оцените статью
Популярный образовательный портал по сочинениям, развитию и постановке речи