Анализ лирического произведения в сочинении

Как раскрыть в сочинении темы, посвященные лирике (стихотворениям)

Ранние и поздние стихотворения автора

1. В сочинении по лирике поэта следует соблюдать принцип максимальной хронологичности. Это значит, что сначала лучше разбирать более ранние, а потом более поздние стихотворения, чтобы можно было сделать вывод об эволюции поэтического мира автора (или данного конкретного мотива, темы и т.п.).

Соблюдать полную хронологичность все-таки невозможно. Вам обязательно придется время от времени нарушать ее. Чтобы такие переходы выглядели естественно и не вызывали сомнений, используйте формулы: «к этому мотиву поэт впоследствии возвращался» или: «этот мотив уже встречался у поэта в таких-то стихотворениях»; «в дальнейшем» этот мотив претерпевает существенную эволюцию…». В тех случаях, когда вам надо указать на эволюцию мотива, вы можете написать: «Совсем по-другому этот мотив звучит в таком-то стихотворении»; «Старый мотив получает здесь новую перепективу/развитие/обработку» и т. п.

Иногда отход от хронологического принципа удобно подчеркнуть датировкой стихотворений. Лучше всего датировать (можно в скобках) каждое стихотворение (по крайней мере, Пушкина). Если вы точно не помните дату создания стихотворения, ни в коем случае не пишите «приблизительно» — лучше просто укажите на период, в конце концов, десятилетие, его начало или конец. (Например: «Эта тема присутствует у Пушкина только в начале 20-х гг., в первые годы южной ссылки».)

Сквозные мотивы поэта, жанра, стиля

2. Отметьте сквозные мотивы, характерные для лирики данного поэта в целом, или для данного жанра (например, элегии), стиля (романтизма). Рекомендуем делать побольше различных сопоставлений: сравните два стихотворения, укажите аналогичные мотивы у других поэтов и т. д. Вы можете приводить любой сопоставительный материал, но должно быть видно, что он носит вспомогательный, второстепенный характер.

Сопоставление с другими стихотворениями

3. Лучше, если в сочинении будут хотя бы упомянуты все стихотворения поэта, имеющие отношение к предложенной теме и входящие в школьную программу. На некоторых стихотворениях (по вашему выбору) необходимо остановиться подробно, проанализировать их образный строй, язык, систему художественных средств и приемов, обратить внимание на выраженное поэтом настроение, на идею, пафос, направленность. Повторим, что иногда очень полезно сравнить два стихотворения.

Читайте также:  «Что такое доблесть?» Сочинение-рассуждение

История написания стихотворения

4. Совсем не обязательно давать подробные сведения об обстоятельствах написания стихотворения. Иногда это действительно необходимо (особенно, если формулировка темы подталкивает к этому, например: «Автобиографические мотивы в лирике Пушкина»), Но в таком случае вы должны хорошо знать все эти реальные обстоятельства создания произведения. Например, в одном из сочинений рассматривалось послание «К Чаадаеву», и разбор начинался такими словами: «Чаадаев — близкий друг Пушкина, известный русский поэт, они вместе учились в Лицее…», — хотя на самом деле Чаадаев не поэт, а философ, публицист, общественный деятель и намного старше Пушкина. Вообще, гораздо важнее раскрыть содержание стихотворения и его внутреннюю структуру, чем сказать какие-то общие слова о том, когда и при каких обстоятельствах оно было написано.

Художественные приемы и средства выразительности стихотворения (лирического произведения)

5. Анализируя отдельное стихотворение, пользуйтесь понятиями, обозначающими художественные приемы и средства (метафоры, эпитеты и т. д.). Но не пытайтесь специально выискивать те или иные приемы, лучше напишите, чем уникально стихотворение. Иногда важнее всего остановиться на образах-символах, иногда на риторических фигурах (восклицание, повтор и т. д.), иногда полезнее говорить о переданном настроении или выраженных идеях. В некоторых случаях анализ может выглядеть как внимательное «медленное чтение», здесь вы можете рассуждать о дополнительных значениях отдельных слов, выявлять всевозможные ассоциации, отсылки, скрытые цитаты. За каждым стихотворением находится целый пласт литературной традиции. Если вам удастся увидеть это (например, найти отсылки к Пушкину в стихотворении Некрасова «Железная дорога»), то вы добьетесь гораздо более полного понимания смысла стихотворения.

В сочинениях по лирике употребляйте понятие «поэтический мир автора». Это совокупность характерных для автора тем, идей, образов, мотивов, а также художественных средств и приемов.

Жанр стихотворения

6. Старайтесь как можно более точно называть жанр стихотворения. Если вы знаете, к какому жанру оно относится, то обязательно так и пишите: не «стихотворение Пушкина «Деревня», а «элегия Пушкина «Деревня».

Литературный стиль стихотворения

7. Обращайте внимание на то, к какому литературному стилю, направлению относится каждое конкретное стихотворение. В сочинении по лирике Пушкина или Лермонтова вы так или иначе должны будете коснуться романтических и реалистических аспектов их творчества.

Читайте также:  Что такое воображение? Определение понятия для сочинения.

Цитирование в анализе стихотворения

8. Напоминаем также о цитатах: большие куски стихотворного текста лучше цитировать в строку, а маленькие — в столбик. Цитируя в столбик, не используйте кавычек — это пунктуационная ошибка!

Советуем знать некоторые стихотворения наизусть или, по крайней мере, очень близко к тексту. Это поможет в использовании цитат. 

Оцените статью
Популярный образовательный портал по сочинениям, развитию и постановке речи
Adblock
detector