Заикание неврозоподобной формы: причины, основные проявления и комплексный подход в терапии

 

Заикание – это форма расстройства речи, которая проявляется нарушением ее плавности и ритма. В 70-х годах начали дифференцировать этот недуг на 2 формы: невротическую и неврозоподобную. Невротическое расстройство речи характеризуется тем, что возникает только в стрессовых ситуациях. Неврозоподобная форма заикания проявляется постепенным ухудшением речи, без видимой предшествующей причины. Подробнее об этой разновидности речевых нарушений далее в статье.

Актуальность проблемы и возраст развития патологии

Заикание не является редкой патологией. От нее страдает 1% взрослого населения и 2-3% детей. Причем мальчики заикаются в 4 раза чаще девочек. В Международной классификации болезней (МКБ) 10-го пересмотра заиканию соответствует код F98.5.

Первые признаки патологии, вне зависимости от формы, появляются в возрасте от 2 до 5 лет. В этот период формируется фразовая речь. Способность говорить становится самой уязвимой психической функцией ребенка.

Первые признаки неврозоподобной формы заикания проявляются в период 3-4 лет. Они нарастают постепенно. В отличие от невротической формы, начало расстройства не сопряжено с влиянием внешних факторов: испуга, стресса.

Особенность патологии в том, что ребенок начинает заикаться без видимых причин.

Причины неврозоподобного заикания

Неврозоподобную форму еще называют органической. Из второго названия понятно, что речевому расстройству предшествует повреждение центральной нервной системы. Чаще всего страдают дети из неблагополучных семей. Те, чьи матери были больны сифилисом или туберкулезом, курили, принимали наркотические вещества во время вынашивания ребенка.

Заболеванию также подвержены дети из социально безопасных семей. Причина развития дефекта – внутриутробное повреждение плода или во время родов. К неврозоподобной форме заикания приводят такие патологии:

  • тяжелый токсикоз беременных;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • инфекционные заболевания;
  • асфиксия при прохождении ребенка по родовым путям;
  • черепно-мозговая травма.

Но далеко не все дети, перенесшие перечисленные выше заболевания, страдают от неврозоподобного заикания. Это объясняется наследственной предрасположенностью к речевому дефекту. Существенно повышается шанс развития заикания у ребенка, если есть генетическая отягощенность со стороны ближайших родственников.

Патогенез речевого дефекта

Патогенез – это этапы и механизмы развития болезни. Появление неврозоподобного дефекта речи связано со снижением активности коры головного мозга. Кора обладает тормозным влиянием на нижележащие структуры нервной системы. При нарушении ее функции подкорковые структуры становятся гиперактивными.

В норме от речевой системы идут импульсы обратно к головному мозгу. Благодаря им речь становится плавной, без запинок. При отсутствии тормозного влияния коры эти связи перестают быть эффективными. Формируются «неправильные» соединения, которые при формировании фразовой речи проявляются заиканием.

Так как в основе неврозоподобного заикания лежит органическое поражение коры, спонтанное выздоровление не характерно. Только усердные занятия с логопедом способны уменьшить выраженность дефекта.

Особенности развития детей с неврозоподобной формой заикания

В первые годы жизни малыша, еще до появления речевого дефекта, наблюдается нарушение поведения ребенка. Он криклив, плохо спит. Отстает от нормы физическое развитие. Детям тяжело сделать свои движения точными и координированными. Они расторможены, не понимают, что можно делать, а чего нельзя.

У некоторых детей можно заметить расстройства работы вегетативного звена нервной системы. Ребенок не может находиться в жарких помещениях, закрытых пространствах. Ему тяжело дается поездка в транспорте.

Клинические проявления

В зависимости от клиники заикание бывает тоническим и клоническим. При клоническом дефекте дети повторяют звуки и слова, при тоническом наблюдается задержка их проговаривания. Встречаются смешанные формы.

Неврозоподобное заикание начинается волнообразно. Периоды усиления дефекта речи чередуются с уменьшением его выраженности.

Полное прекращение заикания практически никогда не наблюдается.

Если вовремя не оказать логопедическую помощь, болезнь быстро прогрессирует. На речевой дефект наслаиваются дополнительные движения, эмболофразия (появление отвлекающих слов). Речевой дефект стабилизируется. Он монотонен, не зависит от факторов окружающей среды.

Еще больше ухудшается координация движений. Они становятся размашистыми, несоразмерными. Детям тяжело запомнить последовательность движений. Им трудно резко перестать делать одно занятие и приступить к другому. В запущенных стадиях нарушается походка, ребенок падает на ровном месте.

При неврозоподобной форме заикания наблюдаются такие сопутствующие проявления:

  • дислексия – проблемы с чтением;
  • дисграфия – нарушение письма;
  • синкинезии – непроизвольные движения.

В зависимости от выраженности перечисленных выше симптомов выделяют 3 степени заикания:

  • легкая – координационные расстройства выражены минимально, грамматика не страдает, речевое нарушение носит фонетический характер;
  • средней тяжести – нарушена статика и динамика движений, грамматическое построение предложений, расстройство речи носит фонетико-фонематический характер;
  • тяжелая – существенно страдает двигательная сфера, усиливается расстройство речи вплоть до общего недоразвития.

Отличие неврозоподобной формы от невротической

Помимо невротической и неврозоподобной форм, в некоторых источниках выделяют смешанное заикание. Основное отличие неврозоподобного заикания от остальных форм – отсутствие триггерных факторов для появления речевого дефекта. Перед появлением невротической формы возникает состояние психогении (сильный испуг или длительный стресс).

Невротическое заикание появляется внезапно в возрасте 2 лет. У некоторых детей возможно позднее развитие в 6 лет. Для этой формы не характерна гипоксия плода или черепно-мозговая травма в анамнезе.

Неврозоподобная форма характеризуется монотонностью. В отличие от нее, невротический дефект речи усиливается, если ребенок перенервничает. Отличаются изменения психики при двух формах болезни. При неврозоподобной ребенок вспыльчив, не слушается родителей, не может усидеть на месте. При невротической, наоборот, робок, плаксив, обидчив, тревожен.

Для последней не характерно нарушение координации, гиперактивность, однако развиваются такие сопутствующие симптомы:

  • мутизм сразу после психической травмы – ребенок «замыкается в себе», не желает общаться;
  • логофобия – страх говорить и сделать ошибку в речи;
  • иногда дети полностью отказываются от общения.

Таким образом, невротическая форма заикания носит психогенный характер, а неврозоподобная развивается при органическом повреждении центральной нервной системы.

Коррекция неврозоподобной формы заикания

Лечение патологии должно быть комплексным. Терапевтический подход был разработан в 1930 году логопедами и психиатрами. Он предполагает одновременную работу специалистов разных областей.

Цели комплексного лечения следующие:

  • избавление от судорог речевой мускулатуры, что приводит к устранению речевого нарушения;
  • укрепление центральной нервной системы;
  • психологическая помощь ребенку, перевоспитание, изменение его отношения к дефекту;
  • социальная адаптация.

Комплексная терапия предполагает коррекционную и лечебно-оздоровительную работу. Один из важных аспектов коррекционного направления – психотерапия. Она направлена на устранение психологических наслоений: страха речи, изменения поведения, адаптации в социуме. Для устранения страха разговаривать используют суггестивную психотерапию. Но она чаще применяется при невротических речевых расстройствах, где эта фобия выступает на первый план.

Еще один вид психотерапии получил название тренировочного. Он разделяется на аутогенную и функциональную терапию. Аутогенный тренинг основан на самовнушении. Его цель – расслабить ребенка и закрепить у него это чувство.

При неврозоподобном заикании хорошо зарекомендовала себя частичная релаксация. Она направлена на устранение клонических судорожных сокращений речевого аппарата. Упражнения оформлены в виде игры, чтобы заинтересовать ребенка. Они также развивают внимание, память, мелкую моторику, мимику.

Важный этап логопедической работы – сделать речь интонационно выразительной. Специалисты корректируют темп речи, паузы, тембр голоса, ударения в предложении. Этим упражнениям сопутствуют занятия для восстановления ритма дыхания, артикуляции.

Помимо упражнений на артикуляцию, интонацию и другие аспекты речи, при неврозоподобном заикании важно корректировать двигательную функцию. Обращают внимание на такие моменты:

  • Тренировки должны быть регулярными и длительными с постепенным усложнением заданий.
  • Упражнения выполняются строго по образцу.
  • Задания распределены на составляющие. Ребенок постепенно повторяет каждый этап, пока не выполнит все задание.
  • Логопед комментирует все упражнения словесно.
  • Дети с неврозоподобным заиканием осваивают двигательные упражнения гораздо дольше, чем малыши с невротическим дефектом.

Каждый урок строится индивидуально с учетом степени речевого расстройства, прогрессом ребенка на предыдущих занятиях, особенности конкретной формы заикания.

Прогноз заболевания

При отсутствии терапии с возрастом дефект укрепляется и прогрессирует. Речевые расстройства проявляются не только заиканием. Нарушается формирование произношения в целом. Предложения лишены смысла и логической последовательности, не закреплены базовые речевые навыки.

К возрасту 18 лет формируется психический ответ на собственный дефект. Возможно развитие логофобии. Хотя это патологическое состояние более характерно для невротического заикания.

Адекватная логопедическая помощь предотвращает значительные речевые нарушения, не дает сформироваться дефекту психики. Эффективность занятий зависит от тяжести патологии.

Важно! Большую роль играет настрой ребенка, его желание сделать речь лучше. Поэтому во время занятий логопед должен мотивировать, заинтересовать маленького пациента.

Заключение

Неврозоподобное заикание – серьезная патология, которая часто сопровождается психическими и двигательными расстройствами. Поэтому в лечении заболевания необходим комплексный подход с вовлечением логопеда, психолога и невролога. Своевременная помощь существенно улучшает прогноз, способствует социальной адаптации.

 

Читайте также:  Когда стоит вспомнить про чахлую цаплю
Оцените статью
Популярный образовательный портал по сочинениям, развитию и постановке речи