Виды и примеры книжной литературы для развития речи у взрослых

 

Искусство правильно разговаривать было популярным еще в древние времена. В Греции практиковали обучение красноречию, чуть позже оно распространилось на другие страны. Сегодня искусство риторики востребовано. Во многих профессиях — это ключевой навык.

Взрослые люди нередко ищут способы развить устную речь. Мало говорить правильно, с точки зрения грамматики и других норм. Необходимо правильно выстраивать предложения, использовать средства выразительности.

Классические источники

Для развития речи у взрослых книги могут быть разными. Некоторые содержат определенные упражнения, другие направлены на расширение словарного запаса. Для качественного обучения нужен комплексный подход.

Взрослый уверен, что в его возрасте мало что можно изменить. Книга Джека Лондона «Мартин Иден» рассказывает о жизни обычного работяги, не обременённого образованием, светским воспитанием.

Он влюбляется в аристократку Руфь, но у них разное социальное положение. Молодой человек начинает активно заниматься самообразованием, писать рассказы, стихи. Смысл романа кроется в другом, в столкновении буржуазии и социалистов. Мартин Иден успешно доказал, что в любом возрасте можно измениться.

Для развития речи читают книги, но не все из них подходят. Классическая литература проверена веками. В школе ее изучают несколько лет, она способствует:

  • формированию представлений об истории и культуре;
  • размышлению над философскими вопросами;
  • расширению словарного запаса.

Умение использовать цитаты, афоризмы, красиво украшать речь помогает взрослому человеку в работе. Примерный список произведений находится в учебниках литературы.

Без должной подготовки процесс будет идти долго и сложно. Классическую литературу тяжело воспринимать неподготовленным. Не нужно бросать читать ее, со временем станет легче.

В русской литературе есть множество великих фамилий. Это и Тургенев, и Достоевский, Лев Толстой и другие. Начинают с легких, коротких произведений. Позже переходят к монументальным трудам.

Художественная литература не ограничивается русскими авторами. Зарубежные, западные и восточные писатели и поэты достойны внимания. Античные философы, известные мыслители помогают расширить словарный запас.

Принципы работы с литературой

Недостаточно почитать книжки. С литературными источниками нужно правильно работать. Незнакомые термины подчеркивают, записывают в блокнот, проверяют значение по словарю.

Часть текста детально разбирается по схеме:

  • выразительные средства;
  • афоризмы;
  • понравившиеся места.

Авторы книги подробно прорабатывали произведения. Одна страница переписывалась 10-20 раз. Сложнее анализировать стихотворения. В них важна не только рифма, но и другие способы подачи информации. Чтение поэтических произведений требует подготовки.

Для грамотного анализа потребуется изучение разных авторов. Сравнивать их, искать особые стилистические черты стихов. Полезно учить их наизусть, декламировать перед зеркалом.

Для выработки любого навыка потребуется время. Для улучшения качества речи читать книги нужно каждый день — 5-10 страниц помогут расширить словарный запас.

Качество получается только в результате потраченного времени. Чтение способствует запоминанию грамматических конструкций, крылатых выражений. Большой словарный запас наполняет речь синонимами.

Красивая связная речь — это результат длительного труда. Процесс обучения сложный, требующий каждодневных занятий.

Научные и другие книги

Художественная литература не единственный способ речевого развития. Точные науки представлены не только занудными исследованиями ученых, но и увлекательными книгами.

Понимание окружающего мира, законов его существования улучшает интеллект. Слушать собеседника, подкованного в науках интересно, увлекательно.

Не старайтесь охватить все существующие сферы. Выбирайте 2-3, изучайте их. Физика, биология, происхождение видов, медицина — темы, которые актуальны во все времена.

Научная литература помогает грамотно и лаконично разговаривать. Книги Докинза интересно читать, в них изложены дискуссионные темы:

  • эволюция видов;
  • разбор теории Дарвина;
  • доказательства эволюции.

Эти материалы дают почву для развития связной речи, изложенные в них сведения помогут обосновать точку зрения, доказать ее. В психологии есть хорошие авторы — Чалдини, Ариели, Мьюир. Они учат невербальной речи: поведению, жестам, мимике. Литература полезна всем будущим ораторам.

О точных науках, физике и математике, писали многие: Перельман, Хокинг, Каку, Дербишир. Для легкого восприятия слушают аудиокниги. Они позволяют учиться в поездках, повседневных делах.

Чтение литературы разных жанров позволяет улучшать стилистику. Научные журналы содержат небольшие заметки. Многие из них выпускаются в электронном виде, читают их с электронных устройств.

Философские труды сложны для восприятия. Они кардинально меняют мировоззрение, мышление, восприятие мира. В них рассматривается ряд дискуссионных вопросов. Авторы книг подкованы в ораторских навыках, которые можно перенять.

Группы упражнений

В книгах по ораторскому искусству изложены разные комплексы упражнений. Они направлены на улучшение дикции, интонации, умения правильно регулировать высоту голоса.

Речь — это сложная структура, ее компоненты работают вместе. Мало расширить словарный запас. Его нужно правильно использовать, уметь подать устную речь и грамотно оформить фразы.

Для улучшения произношения полезна артикуляционная гимнастика:

  • поднятие кончика языка вверх-вниз;
  • цоканье при неподвижной челюсти;
  • растягивание-сжатие губ и другие.

Комплексы направлены на улучшение подвижности мышц. С ними произношение звуков становится чистым, внятным, красивым. Тренировку проводят на скороговорках. В них сгруппированы слова по разным звукам.

Для усложнения зубами зажимают винную пробку. В книге Н. Ром «Хочу говорить красиво! Техники речи. Техники общения» изложены разные комплексы упражнений. Для красивой и внятной речи нужно соблюдать правильное дыхание. Развивать его можно с помощью дыхательной гимнастики Стрельниковой, бега и другой физической активности.

Популярна система Станиславского. Ею пользуются во многих странах. Обязательно проводится расслабление, освобождение голосового аппарата, после – мобилизация сил организма. Выявляются недостатки речи, проводится работа по их устранению.

Система изложена в книге Э. Сарабьян «Научитесь говорить так, чтобы вас услышали». Методику выполняют в домашних условиях, упражнения выложены последовательно.

Популярная специальная литература

Язык, его особенности изучаются на протяжении многих лет. Чуковский в книге «Живой как жизнь» изложил основные варианты развития языка, как саморегулирующейся системы. Труд полезен для осознания того, почему люди говорят так, а не иначе.

В последние годы активно поднимается тема заимствования иностранных слов, допустимости процесса. Чуковский грамотно, четко излагает позицию по этому вопросу.

Книга Норы Галь «Слово живое и мертвое» посвящено разбору удачных, неудачных вариантов речи. Автор выступает против чрезмерного употребления иностранных слов, канцеляризмов. Изучение труда позволяет четко представить приемы построения грамотной и выразительной речи.

Книга И. Левонтиной «Русский язык со словарем» знакомит читателей с изменением употребления слов. Не каждый догадывается о том, правильно ли он использует слова. Речь такого человека не будет правильной, красивой. Перед озвучиванием фразы нужно хорошо проанализировать ее смысловую нагрузку.

Книга Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва» рассказывает обо всех изменениях в языке за прошедший век. Они касаются лексики, грамматики, орфоэпии. Труд полон шуток, интересных фактов. Речь с устаревшими конструкциями будет скучной.

Филлипов в книге «Деловые терки» последовательно излагает систему построения переговоров. Это позволяет получить навык, который важен для работы в сфере менеджмента и продаж. В ней четко изложены инструменты, разобраны наглядные ситуации.

Гандапас, известный оратор и бизнесмен, в книге «Камасутра для оратора» изложил все секреты публичных выступлений. Помимо того, что речь должна быть связной, аудиторию нужно заинтересовать и увлечь.

 

Читайте также:  Развиваем голос с помощью упражнений
Оцените статью
Популярный образовательный портал по сочинениям, развитию и постановке речи