Уровни общего недоразвития речи у детей

 

Визитной карточкой человека является его речь. Без сомнения, все родители желают видеть своего ребенка здоровым, счастливым и успешным. Не последнюю роль в этом играет умение ребенка говорить правильно и красиво.

К сожалению, в последнее время такое явление, как нарушение речи, встречается очень часто. Как показывают данные статистики, каждый третий ребенок дошкольного возраста имеет те или иные дефекты речи. Конечно же, заботливые родители изо всех сил пытаются помочь своему ребеночку. Но как это сделать? Для этого необходимо, как минимум, владеть информацией. С этой целью в статье приводится полезный информативный материал.

Понятие аномальных проявлений речи

Общее недоразвитие речи (ОНР) – под ним подразумевается нарушение речи, когда нормально слышащие дети с сохранившимися умственными способностями имеют неприемлемую и полностью дефективную речь: начиная от ее звучания и заканчивая значением.

Это понятие было вызвано жизненной необходимостью и прочно вошло в обиход учебных структур для детей, при которых формировались логопедические группы. Термин ОНР образован основоположником отечественной логопедии Р. Е. Левиной (внизу даны уровни ОНР по Левиной).

Невзирая на происхождение дефекта, имеются системные осложнения речи. Признаки речевого расстройства:

  • Говорение начинается, примерно, в 3-5 летнем возрасте.
  • Неправильная формулировка слов и фраз.
  • Произносимые звуки имеют искажения.
  •  Малопонятный говор.

Чтобы разграничить речевую недостаточность, логопед должен провести тщательное исследование заболевания конкретно взятого ребенка!

Классификация речевых нарушений (таблица)

Клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификация делает глубокий анализ осложнений в речевой сфере, показывая проблему с разных сторон. Тем самым она рисует полную картину этого недуга, что позволяет выбрать наилучший путь помощи.

Клинико-педагогическая

Психолого-педагогическая

Сбой фона речи (оформления внешне)

Нарушены средства общения

  • Афония, дисфония − неимение, или недостаток голоса из-за аномальных изменений в голосовом аппарате.
  • Брадилалия − ненормально медленная скорость речи.
  • Тахилалия − ненормально ускоренная скорость речи.
  • Заикание − сбой правильной скорости и размеренности речи из-за судорог мышц в голосовом аппарате.
  • Дислалия − искажение, замена или перестановка отдельных звуков (слух и артикуляционный аппарат в норме).
  • Ринолалия − искажено как звучание самого голоса, так и оттенок звуков по причине дефективности речевого аппарата.
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) − это неправильное произношение и восприятие звуков у детей с интеллектом в норме и аналогичным слухом.
  • Общее недоразвитие речи (ОНР) − это сложнейшие расстройства в системе речи, когда нарушаются все ее компоненты.

Дефекты построения языковых средств и их значение

Сложности коммуникации

  • Алалия − неимение навыков говорения (в результате органического поражения речевых зон коры головного мозга).
  • Афазия − невозможность общения из-за потери речи полной или частичной, чему способствовали локальные органические поражения коры полушария головного мозга.
  • Дисграфия, аграфия − невозможность овладения письмом надлежащим образом.
  • Дислексия, алексия – невозможность овладения навыками чтения в полной мере.
  • Заикание − усложненное функционирование речевой  коммуникации, невзирая на правильно сформированные средства общения.
  • Мелодико-интонационные расстройства (дисфония, афония, ринофония).
  • Анормальное чтение или письмо рассматриваются как неотъемлемые части ФФНР и ОНР.

Р. Е. Левина со своими коллегами выработала единый педагогический подход, позволивший увидеть процесс неправильного развития ребенка, учитывая определенные показатели. Педагог систематизировала системные речевые нарушения и обосновала новый метод организации системы корректировочной работы по их преодолению у дошкольников.

Определение речевой аномалии

ОНР часто имеет место при следующих синдромах: дизартрии, ринолалии, алалии, афазии. Исходя из этого выделяют 3 группы:

  • Неосложненные формы ОНР (наблюдается небольшое нарушение мозговой функции).
  • Осложненные формы ОНР (имеющие психические расстройства личности или патологические изменения в развитии ЦНС).
  • Тяжелая патология речи (когда в головном мозге нарушена работа отделов, отвечающих за речь).

Когда выяснится, какая форма аномалии у малыша, определяется уровень речевых навыков.

Определение уровня речевого развития ребенка

Обычно все пациенты с общим недоразвитием речи всегда имеют сбой в артикуляционной и слуховой системе. Также в их лексическом арсенале насчитывается небольшое количество слов.

Уровни ОНР и их характеристика

Первый уровень. Слов практически нет. Пассивный словарный запас очень маленький. Нет разумения смысла большинства слов. В обиходе либо лепетные слова, либо слоги звукоподражательного характера, предложения из одного слова, используемые ситуативно (применяются жесты и мимика). Чаще наследуются одни звукосочетания, состоящие из 1-2 слогов. Грубейшее нарушение восприятия системы значащих звуков и слогового строения слов. Артикуляционная система работает со сбоями, звуки постоянно меняются местами, и, к сожалению, многие из них дети не в состоянии выговорить.

Второй уровень. Первые попытки связной речи. Хотя еще присутствуют лепет и жесты, появляются хотя и искаженные, но уже постоянные слова, находящиеся в общем употреблении. Словарь все еще беден. Переставляются слоги. Появляются простые предложения, имеющие в наличии 2-3 слова. Звуки получаются дефективными, часто смешанными и заменяют друг друга.

Третий уровень. Дети активно пользуются развернутой речью, но, в основном, употребляют простые конструкции. Объем словаря заметно наполняется: используются почти все части речи. Звукопроизношение и фонематические процессы все еще не вписываются в норму, но нарушений уже меньше.

Четвертый уровень (по Филичевой). Характерны незначительные недочеты в фонетике, лексике и грамматике. Все эти нарушения нерезко выражены: искажается строение слогов слов (сложных), нарушается совместная работа органов речи и процесс приема и преобразования звуковой информации, изменение и образование слов. Обнаружить этот уровень речевого недоразвития можно только при тщательном обследовании ребенка логопедом.

Очень важно обнаружить у малыша вовремя возможные нарушения с целью их профилактики или устранения!

Целенаправленность и последовательность действий по устранению речевых аномалий

При корректировании ОНР логопед обязательно учитывает степень речевого развития дошкольника:

  • ОНР 1 уровня − помощь заключается не только в том, чтобы ребенок смог осмыслить то, что ему говорят, но также усиленно мотивировать и активно трудиться над собственным говорением.
  • ОНР 2 уровня − стимулировать практическое использование речевых навыков, и обучать пониманию речи окружающих людей. Увеличивать запас слов и уточнять произношение недостающих звуков, а также ставить новые.
  • ОНР 3 уровня − помочь логопеду расширять свой кругозор, знакомя его с новыми словами, фокусируя внимание на их значении, написании. Детей дошкольного возраста начинают обучать азам письма.
  • ОНР 4 уровня − направление корректировочных занятий на достижение возрастной нормы, что весьма важно для успешного обучения в школе. Поэтому во главу угла ставится самосовершенствование уже усвоенных и становление новых произносительных навыков, много внимания уделяется воспитанию способности распознавать звуки речи, обучению грамматически правильного использования словаря. Обучаемые трудятся над составлением простых предложений в устной форме и пытаются вырабатывать письменные навыки.

Дети с ОНР 1-2 уровня (тяжелыми уровнями недоразвития речи) обучаются в специализированных школах. Школьники с ОНР 3 уровня занимаются в классах корректировочного обучения в общеобразовательных школах, а школьники с ОНР 4 уровня – в обычных классах массовых школ.

Логопедическое корректирование ОНР длится долго и требует огромных усилий, но результат стоит того.

В наше время накоплен немалый опыт успешного обучения как дошкольников, так и детей школьного возраста с различными уровнями недоразвития речи.

 

Читайте также:  Моторная афазия: причины, способы логопедической диагностики и коррекции
Оцените статью
Популярный образовательный портал по сочинениям, развитию и постановке речи