Тотальная афазия – можно ли вернуть речь

 

Речь – это наиболее уязвимое психическое образование человеческой личности. При нарушениях деятельности центральной нервной системы она страдает прежде всего. Так происходит, когда диагностируется полная утрата речевых умений. Тотальная афазия – это речевая патология, при которой больной не понимает то, что ему говорят, не может выражать свои мысли, вести диалог. Утрата речевых умений возникает при массивных кровоизлияниях или при инфаркте в мозге.

О заболевании

Этот диагноз ставят, если после исследования выясняется, что имеется сочетание сенсорной и моторной афазии. То есть пациент утратил речевые умения, он не понимает то, что ему говорят окружающие. Наиболее часто патология локализуется в бассейне левой средней мозговой артерии при обширных инфарктах мозгового вещества.

Одновременно с этой патологией всегда возникает нарушение движений или паралич мышц одной половины тела. Артикуляционный аппарат и слух при этом находятся в полном порядке.

О важности

Тема афазии очень актуальна, так как, по данным мировой статистики, популяция людей, перенесших инфаркт мозга (инсульт), стремительно омолаживается. К ее увеличению приводит участие в военных и криминальных конфликтах, тотальные политические столкновения интересов в обществе.

Статистика

Среди больных, перенесших мозговую сосудистую катастрофу, до 30% − те, кто мог бы еще активно трудиться долгие годы. Количество мужчин среди них в 3 раза больше, чем женщин. Из-за речевой патологии и расстройства движений они становятся нетрудоспособными, получая инвалидность 1 или 2 группы.

Формы афазии у детей и взрослых

Существует несколько форм этого заболевания. Несмотря на различия, они имеют одно общее – в основе лежит поражение зоны мозгового вещества, отвечающего за речевую деятельность.

Какая бывает афазия:

  • Афферентная моторная – больной не может воспроизвести по образцу движения органов артикуляции. Он воспроизводит их непроизвольно, безо всяких усилий, потому что работа мускулатуры лица не поражена.
  • Эфферентная моторная – больной не в состоянии завершить одну артикуляционную позу и перейти к другой, например, сделать губы трубочкой сразу после улыбки.
  • Динамическая – поражен заднелобный отдел левого полушария. Не нарушено произношение звуков, но больной не может на внутреннем уровне сформировать высказывание, слова и фразы не согласованы друг с другом.
  • Сенсорная (акустико-гностическая) – поражена зона Вернике. Пациенты не различают звуки, не понимают то, что им говорят.
  • Акустико-мнестическая. Пациенты не запоминают услышанную информацию, не могут запомнить большой ее объем.
  • Семантическая. Пациент не способен понимать сложные речевые конструкции, не может сам их создать.

Классификация заболевания у детей:

  • Моторная – поражен центр Брока (речедвигательный центр). Дети не могут ничего сказать, хотя слышат и понимают то, что говорят окружающие. Нарушен сам пусковой механизм спонтанных высказываний, способность воспроизводить их.
  • Сенсорная – поражен центр Вернике. Ребенок не в состоянии понять то, что ему говорят, хотя отлично слышит.

Как проявляются формы заболевания

Приведенная классификация соответствует положениям нейропсихологии, у истоков которой стоял академик А. Р. Лурия.

Афазия – дифференциация по признакам:

  • Афферентная моторная – пациент искажает артикуляционные позы, необходимые для произношения, напряженно ищет нужную, речевых высказываний нет.
  • Эфферентно-моторная – высказывания разорванные, больной застревает на отдельных словах, слогах, не может читать, писать, понимать обращенные к нему слова. В отличие от предыдущей формы, при эфферентно-моторной афазии утрачено произношение не отдельных звуков, а целых слов и фраз.
  • Динамическая − пациент разговаривает штампами или примерно так, как пишут текст телеграммы, высказывания скудные, ответы односложные. Слова не согласованы, страдает грамматика и артикуляция.
  • Сенсорная – звуки воспринимаются пациентом искаженно, смешиваются. Он пытается догнать ускользающие звуки, слова и слоги, заменяет их. Пытаясь замаскировать дефектное произношение, он воспроизводит большое количество ненужных высказываний.
  • Акустико-мнестическая – наблюдается дефицит слов, не возникает зрительный образ предмета.
  • Семантическая – больной не в состоянии выделить предлоги, наречия, согласовать слова по грамматическим категориям.

Детскую афазию диагностируют, когда расстройство произошло уже после формирования речевых умений. Это возраст 2,5 – 3 года. Чем старше становятся дети, имеющие эту патологию, тем серьезнее страдают устные и письменные речевые умения, чтение, письмо, различение фонем.

Признаки у детей:

  • Моторная – дети говорят обрывками слов и предложений, не могут воспроизвести то, что им подсказывают. Они совершенно не к месту используют слова и фразы типа «вот, это, я сам». Нарушается восприятие письменной речи, умение читать, страдает личность, так как ребенок не уверен в себе, впадает в депрессию.
  • Сенсорная – дети не могут воспроизвести слова, ранее известные им. При дебюте афазии они могут совсем не понимать обращенную к ним речь, со временем не воспринимают лишь отдельные фразы. Дети искажают и заменяют речевые единицы.

При сенсорных речевых нарушениях школьник не узнает то, что написано, не различает букв, не в состоянии сложить из них слово.

Причины

В основе дефекта находится кровоизлияние в вещество мозга или ишемия, вследствие чего поражается лобная и височные доли. При массивном кровоизлиянии человек впадает в кому, при которой патологии речи просто незаметны на фоне более серьезных проблем, мешающих обеспечивать жизнедеятельность организма.

Причины:

  • Цереброваскулярная катастрофа – кровоизлияние, инфаркт.
  • Травмы головного мозга, контузии вследствие удара по черепу – повреждают мозговое вещество, замедляют и ослабляют память, внимание.
  • Опухоли – сдавливают и разрушают мозговое вещество, при прорастании образования вглубь гибнут нервные клетки.

Клиническая картина и тяжесть протекания тотальной афазии зависят от того, как широко распространилось кровоизлияние или нарушено кровоснабжение, от его расположения, от типа афазии, от того, как компенсируют дефект неповрежденные ткани.

Диагностика

Чтобы выявить величину и расположение пораженного участка выполняют инструментальные исследования:

  • КТ;
  • МРТ;
  • допплерографию сосудов шеи и головы;
  • МР-ангиографию;
  • дуплексное сканирование сосудов головного мозга;
  • анализ спинномозговой жидкости.

Чтобы проверить состояние речевой деятельности пациента, выполняется следующая диагностика:

  • проверка состояния устной и письменной речи;
  • списывание текста;
  • чтение и анализ понимания прочитанного;
  • письмо под диктовку;
  • исследование зрительной и двигательной памяти.

Невролог определяет сохранность интеллекта, внимания, всех видов движений (оральных, мимических, мелкой моторики кисти и пальцев), наличие ориентировки в пространстве.

К кому и куда обращаться

При первых признаках нарушений требуется неотложная помощь невропатолога. Лечение черепно-мозговых травм и последствий кровоизлияний проводит нейрохирург. Последствия афазии компенсируют неврологи, нейропсихологи, педагоги, специализирующиеся на восстановлении речевой функции.

Коррекция

При раннем начале коррекции нарушений быстрее пройдет процесс восстановления. Лучше всего, если она начата в течение первой-второй недели после инфаркта или травмы. На исправление последствий афазии может потребоваться до 2-3 лет.

Основные направления:

  • восстановление динамической схемы произношения слов;
  • восстановление фонетического слуха;
  • восстановление понимания речи;
  • преодоление дефектов слухоречевой памяти;
  • стимуляция речевой активности;
  • обучение внутреннему программированию и планированию речи.

Восстановление речевых умений проходит на фоне приема лекарств, использования лечебной физкультуры, массажа, физиотерапии.

Можно ли вылечить − прогноз

Локализация и величина очага поражения непосредственно влияют на прогноз при тотальной афазии. Однако чаще всего полной компенсации не происходит. Чтобы увеличить вероятность возвращения к нормальной жизни, требуется помощь логопеда, психолога и невролога, использование современных методов лечения.

Профилактика

Рекомендации по профилактике:

  • Нужно регулярно измерять артериальное давление.
  • Контролировать уровень сахара крови.
  • Не включать в рацион продукты с высоким содержанием холестерина.
  • Не курить, не злоупотреблять алкоголем.
  • Следить за весом.
  • Соблюдать режим дня.
  • Поддерживать оптимальный уровень эмоционального состояния.

Чтобы минимизировать возможность появления тотальной афазии, нужно своевременно диагностировать опухоли головного мозга, предупреждать инфаркты и кровоизлияния в мозг.

Тотальная афазия – патология с непредсказуемым исходом. Важно своевременно проводить профилактику, при первых симптомах обращаться к врачу.

 

Читайте также:  Дыхательная гимнастика при заикании: зачем нужна и как делать?
Оцените статью
Популярный образовательный портал по сочинениям, развитию и постановке речи