Смешанная дисграфия: разновидности, причины, коррекция

 

В последнее время количество школьников с нарушением письма стремительно увеличивается. При обследовании учащихся младших классов общеобразовательных школ выявляют детей, страдающих от недоразвития устной и письменной речи – дислексии и дисграфии. Обычно эти два речевых расстройства диагностируются одновременно.

Что касается нарушений письменной речи, то в большинстве случаев у детей наблюдается смешанная дисграфия – представляющая собой сочетание нескольких форм расстройства письма.

Разновидности дисграфии и их симптомы

Единой классификации расстройства письменной речи нет, но обычно в логопедическом заключении фиксируют такие формы нарушения:

  • Акустическая – трудности с распознаванием близких по произношению (звучанию) фонем. Обычно причина – нарушение фонематического слуха. В результате ребенок при написании слова заменяет одну букву на другую. Например, «кора», а не «нора», «бора», а не «пора».
  • Артикуляторно-акустическая – трудности с восприятием и произношением отдельных фонем. Обычно диагностируется одновременно с дислалией, которая не была своевременно скорректирована. Например, когда школьник произносит «балсук», а не «барсук», то и напишет он это слово неправильно.

Иногда школьники с дислалией пишут слово правильно, зрительно запоминая его написание.

  • Отсутствие анализа и синтеза услышанного или прочитанного – школьнику сложно вычленять и распознавать отдельные слова в речевом потоке, а также разделять их на слоги и фонемы. Потому ребенку сложно определить порядок нахождения букв в слове. При таком расстройстве школьник меняет порядок букв – «пешуток» вместо «петушок», вставляет лишние буквы – «ламапа» вместо «лампа», или пропускает нужные – «ит» вместо «кит», не пишет согласные или гласные – «шкла» вместо «школа», «тул» вместо «стул», смешивает слова в предложении – «кошканакресле», а не «кошка на кресле».
  • Оптическая – расстройство зрительного распознавания букв. При этом наблюдается замена букв, имеющих схожее написание, или недописывание элементов буквы.
  • Аграмматическая – отсутствие согласованности членов предложения. Обычно подобное расстройство заметно и при разговоре со школьником.

Смешанная дисграфия

Чаще всего логопеды-дефектологи сталкиваются со смешанной разновидностью дисграфии, когда у пациента не сформирован не один, а несколько навыков письменной речи, что усложняет диагностическую и коррекционную работу. Планирование логопедической коррекции смешанного нарушения письма проводится с учетом выявленных нарушений. Например, чтобы школьник не менял одну букву на другую, развивают умение распознавать отдельные фонемы, а для освоения правильного написания букв – формирование зрительного анализа и синтеза.

Читайте также:  Как правильно поставить звук Ш

Характерные особенности смешанной дисграфии:

  • объединяет 2-3 речевых расстройства;
  • у мальчиков диагностируется в два раза чаще;
  • чем старше ребенок, тем больше речевых нарушений у него выявляют.

Причины расстройства письма

Успешность обучения письму зависит от сформированности устной речи ребенка: фонематического слуха, артикуляции фонем, грамматических навыков и связности повествования.

Поэтому, обычно дисграфия возникает на фоне таких расстройств устной речи:

  • дислалии;
  • ОНР (общего недоразвития речи);
  • алалии;
  • афазии;
  • дизартрии.

Факторы, провоцирующие смешанную форму нарушения, классифицируют на медицинские и социально-психологические. К первым относят:

  • патологии развития коры мозга;
  • проблемы с вынашиванием беременности;
  • травму малыша во время родоразрешения;
  • гипоксию плода;
  • асфиксию;
  • инфекции (менингит, энцефалит);
  • тяжелые хронические заболевания ЦНС (центральной нервной системы).

Вторая группа факторов включает:

  • билингвизм в семье (когда родители разговаривают на разных языках);
  • нарушение дикции или артикуляции у членов семьи;
  • нехватка общения;
  • слишком раннее обучение письму, когда ребенок не готов к этому психологически.

У взрослых дисграфия или аграфия обычно развивается вследствие перенесенных травм головы, ОНМК (острого нарушения мозгового кровообращения), новообразования в головном мозге.

Правила диагностики

Чтобы отличить речевое нарушение от соматической патологии, ребенка направляют на консультацию к отоларингологу (исключает нарушения слуха), окулисту (для проверки зрения), невролога (проверяет нет ли патологий ЦНС). Заключение о сформированности речевых навыков дает логопед-дефектолог.

Главная цель логопедической диагностики – разграничить речевое расстройство от незнания грамматики.

Диагностика проводится поэтапно:

  1. Ознакомление и оценивание сочинений, изложений, диктантов.
  2. Анализ интеллектуального развития и сформированности речевого аппарата.
  3. Исключение неврологических и ЛОР-патологий.
  4. Изучение голосового аппарата, мелкой моторики, выявление ведущей руки.

Повторяющиеся ошибки, выявленные в письменных заданиях, фиксируются в протоколе и анализируются. По результатам тестирования логопед делает заключение.

Как устранить дефект

Работа дефектолога направлена на устранение выявленных дефектов письма. Логопедические упражнения позволяют:

  • улучшить произношение и дикцию;
  • развить фонематический слух (умение распознавать отдельные фонемы в устной и слоги в письменной речи);
  • обогатить лексический запас;
  • сформировать грамматические навыки;
  • развить навык связного повествования.

Коррекция дисграфии невозможна без усовершенствования умения воспринимать и анализировать чужую речь (устную и письменную), ориентироваться в пространстве, развития памяти и мелкой моторики.

После отработки навыков разговорной речи переходят к закреплению их на письме. Если причина дисграфии – соматическое заболевание, требуется прием медикаментов, назначение физиопроцедур, массажа и ЛФК.

Прогноз и меры профилактики

Чтобы коррекция дисграфии была успешной, потребуется скоординированная работа дефектолога, школьника, его родителей и, при необходимости, врача-невролога. Без логопедического вмешательства расстройство письма устранить не удастся. Дети его не перерастают.

Профилактику нарушения рекомендуют начинать с младенчества. Она включает развитие высших психических процессов, правильной артикуляции, дикции, слуховой и зрительной памяти, фонематического слуха, умения ориентироваться в пространстве и моторики пальцев рук.

Важно как можно раньше выявить и скорректировать расстройства устной речи, устранить фонематическое, фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речевых навыков.

Оценка успеваемости младшего школьника с дисграфией по письму и чтению остается проблемной. Во время коррекции рекомендуется проверять работы ученика совместно – педагогом и дефектологом, чтобы дифференцировать дисграфические ошибки, которые не учитываются при оценивании успеваемости.

 

Оцените статью
Популярный образовательный портал по сочинениям, развитию и постановке речи