Скороговорки для отработки буквы Л

 

Очень часто среди дефектов речи встречается искажение звука«л», а также «с». Особенно у детей. Если не предпринимать никаких мер, то и во взрослой жизни дефект прочно закрепится, причем изменить ситуацию будет гораздо сложнее. Вот почему с раннего детства стоит уделить внимание правильному произношению звуков.

Языковерткина «л» в помощь

Обычно помогает логопед. А родители могу помочь закрепить результат веселыми и полезными скороговорками или «языковертками», как называли их в старину. Есть множество вариантов. Это тренировка мягкого звука «л».

  • Не вы ль молили о любви, меня маня в туман лиманов?
  • Ляля любит куклу Лелю. Ляля куколку лелеет. Лелю в люлю и Ляля спит.
  • Пилили, кололи, кололи, пилили. Лиля с Полиной, Полина с Лилей.
  • Ловила налима, линя наловила, меняла линя на налима, а налима ловила, да не выловила.
  • Ла-ла-ла – лодка уплыла. Ли-ли-ли – Лилю отвели. Лю-лю-лю – лениться не люблю.

Это тренировка твердого «л»при чередовании с мягким «л»:

  • Любит Мила мылом мылить, мама Миле мыло даст.
  • Выливали из олова ложку. Допустили маленько оплошку. Полениласьлитейщица Лиля. Половину литья недолила.
  • У Феклы славные свеклы. Все лето не сохли и не мокли. И зимой не поблекли.

Звук «л» у некоторых детей получается вместо «р». И тут на помощь может прийти такая всем известная скороговорка, что тренирует сразу два звука одновременно – Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет.

Тренируем звук «с»

Иногда вместо свистящего звука «с» у детей слышится шипящий звук «ш». Чаще это происходит из-за недоразвитости речевого аппарата, а также из-за родовых травм. Поправить положение можно регулярными тренировками и оттачиванием «с». Для этого есть ряд полезных «языковерток»:

  • Сшила Саша шорты Свете. Света сшила Саше сапожки.
  • Сенька привез подарки семье: сестрам – по сережкам, братьям по сапожкам.
  • Саше купили шашку. Сидит Саша с шашкой и с соседом Сашкой. Стали играть, шашку сломали.
  • Саша – само совершенство и еще самосовершенствуется.
  • Сшила Саша шапку Саше. Саша шапкой шишку сшиб.
  • Устала Прося в поле косить. Все косы Проси в просо. Насыпала Прося просо поросятам. А поросята просят насыпать просо еще.
  • У соседа-непоседы – сосед-домосед. Собирался сидеть домосед у соседа-непоседы весь день без дела, а непоседа не высидел и секунды.
Читайте также:  Симптомы и лечение функциональной дисфонии

Эти и подобные скороговорки помогают проговаривать «с» четко и во всех вариациях.

Скороговорки на «л» и «с» для взрослых

Взрослым также пригодятся «языковертки» для того, чтобы отточить речь, более внимательно следить за произношением звуков. Это актуально для ведущих, спикеров, артистов, конферансье. Примеры самых распространенных «языковерток»:

  • Лилии полили ли? Иль увяли лилии? (продолжение: Мы полили лилии. На лилии все вылили).
  • Потопали до тополя! До тополя потопали! (продолжение: До тополя дотопали, да ноги все оттопали).
  • Клава в колодце клад нашла. Клала в колоду и уронила в воду.(продолжение: Глядит Клава в воду: ни колоды, ни клада).
  • Милая Мила любила белила.
  • В семеро саней, по семеро в сани, уселись сами. (продолжение: скатились сами всемером на санях – и в сугроб).
  • Сказал Сеня Сане: мы сами с усами!

Для взрослых имеет значение быстрое проговаривание сложных фраз. Это способствует хорошей дикции.

Какие скороговорки сложнее

Сложность «языковерток» не определяется их размерами. Трудное сочетание звуков делает ее сложной и трудновыговариваемой. Например, звук «л» в такой вариации будет сложнее выговаривать:

  • Рыла свинья белорыла, тупорыла. Полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
  • Карл клал лук на ларь, Клара крала лук с ларя.
  • Королева с кавалером прогуливались по скверу. В сквере свет не горел. Сквернословить при королеве кавалер не хотел.

Детям в возрасте до 8 лет не рекомендуется давать подобные скороговорки. Они больше подходят для старших детей и взрослых.

Правила произношения «языковерток»

Чтобы максимально добиться результата от повторения чистоговорок, надо придерживаться правил:

  1. Проговаривать фразы надо сначала медленно и четко.
  2. Если речь идет о ребенке, ему надо сначала объяснить смысл фразы, поскольку не всегда есть в ней понятные слова.
  3. Второй раз стоит проговорить чистоговорку быстрее.
  4. На третий раз произнести быстро и снова повторить.
  5. Для взрослых не достаточно просто стремиться к быстрому проговариванию. Следует также менять выражение, интонацию. Поскольку тренировка дикции включает в себя и выразительность речи тоже.

Начинать надо всегда с коротких поговорок. Они легче запоминаются и произносятся. Останавливаться на достигнутом не стоит. После автоматизации коротких «языковерток» можно переходить к более сложным и длинным. Если короткие фразы даются с легкостью и без затруднений, это свидетельствует, что вы готовы к новым шагам навстречу идеальной дикции.

 

Оцените статью
Популярный образовательный портал по сочинениям, развитию и постановке речи