Сенсомоторная алалия: симптомы, причины, коррекция

 

Сенсомоторная алалия – это тяжелое нарушение речевого развития, проявляющееся в задержке или полном отсутствии устной речи. Причина расстройства – локальное поражение участков коры головного мозга, обеспечивающих формирование навыков произношения.

Такие поражения появляются в период внутриутробного развития или до достижения ребенком 3-х лет.

В норме малыши учатся распознавать слова, ассоциировать их с предметом или действием, у них формируются нейронные связи, позволяющие произносить слоги и соединять их в слова, запоминать и воспроизводить порядок слогов. Также вырабатываются и фиксируются связи фонем и других органов чувств (осязание, слух, зрение).

При сенсорной алалии у детей не формируется связь между предметом и словом, его обозначающим. Специалисты дефектологи называют такой симптом замыкательной акупатией.

Характерные признаки речевого нарушения

Для сенсомоторной алалии характерно тяжелое расстройство артикуляции и понимания речи других людей. Обычно нарушение выявляют у дошкольников. В этом возрасте логопедическая коррекция наиболее эффективна и позволяет полностью восстановить речевые навыки. Дети, прошедшие лечение, смогут в будущем пойти в обычную общеобразовательную школу.

Главный признак сенсомоторной алалии – неправильное восприятие произносимых другими людьми слов без патологий слуха. Такой ребенок либо вообще не воспринимает обращенную к нему речь, либо реагирует на нее неадекватно. При этом малыш способен различить шумы – постукивания, шорох, скрип. При этом реагирование не зависит от громкости шума. Часто дефект сопровождается эхолалией – неосмысленным повторением звукосочетаний или слов. Вместо ответа на поставленный вопрос, ребенок просто повторит его.

Малыш может понимать речь мамы, психолога или воспитателя, и не воспринимать те же слова, произнесенные другими людьми.

При сенсомоторной алалии отмечается ослабление фонематического слуха – умения различать и воспринимать звукосочетания и слова. Словарный запас (и активный, и пассивный) у таких детей сильно ограничен. Они используют слова только в именительном падеже, а их фразы отличаются аграмматичностью.

Дошкольники путают слова, заменяя их схожими по произношению. Труднопроизносимых фонем они стараются избегать. Часто это приводит к появлению заикания или задержке умственного развития.

Легкая форма дефекта проявляется в применении коротких двухсложных фраз, измененной последовательности звуков. Но в целом можно понять, что говорит ребенок. При тяжелой форме малыш способен бессознательно копировать звуки или слова, сопровождая свою речь мимикой и жестами. При этом к речевым присоединяются неврологические нарушения.

Сенсомоторную алалию относят к системным заболеваниям. Поэтому для нее, кроме специфических, – речевых, характерны и другие симптомы:

  • нарушение координации и мелкой моторики;
  • медлительность и неуклюжесть;
  • трудности в развитии навыков самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывания шнурков, расчесывания);
  • снижение концентрации внимания;
  • повышенная двигательная активность либо, напротив, – заторможенность и утомляемость (зависит от характера поражения клеток головного мозга);
  • недоразвитие способностей к произношению и восприятию речи других людей;
  • заикание и нарушение артикуляции;
  • скудный словарный запас.

Проявляется речевое расстройство на фоне неврологической симптоматики: повышенная речевая активность, при этом понять, что говорит малыш, невозможно, бесконечные бессвязные повторения звукосочетаний, пропуски слогов в словах, полное или ситуативное отсутствие понимания речи других людей, аутизм, тремор мышц.

Дифференциация нарушений слуха от сенсомоторной алалии

Симптоматика речевого расстройства и снижения слуха проявляется по-разному. У детей с тугоухостью имеется неизменный порог восприятия, ниже которого они не различают никаких звуков. При сенсомоторном дефекте отсутствует указанная граница, слуховое восприятие переменно: на сигналы одинаковой громкости он может то реагировать, то не реагировать.

Это объясняется повышенной возбудимостью или заторможенностью, обстановкой обследования, физическим и психологическим состоянием малыша. Поскольку причиной алалии становятся локальные поражения клеток мозга, вследствие которых нарушается передача нейронных импульсов.

Некоторые дети лучше понимают речь по утрам, так как после полноценного ночного отдыха улучшается работа коры головного мозга, а вечером из-за усталости уровень восприятия снижается. У других все наоборот: утром ребенок действует заторможено, а во второй половине дня после занятий восприятие улучшается, так как нервные волокна работают в полную силу.

Повышение громкости речи способствует улучшению восприятия малышей с тугоухостью и действует с точностью до наоборот при диагнозе сенсомоторная алалия. Сильный раздражитель запускает охранный механизм торможения, происходит блокирование клеток мозга, отвечающих за понимание и воспроизведение речи.

С такими детьми следует говорить чуть приглушенным спокойным голосом. Так он лучше усвоит произнесенное. Применение слуховых аппаратов эффективно только в случае с тугоухостью и бесполезно при речевом расстройстве.

Некоторые клиницисты убеждены, что при сенсомоторном нарушении слух несколько ухудшается на всех частотах, приводя к снижению понимания речи. При таком диагнозе уровень восприятия зависит от темпа, ритмики, артикуляции говорящего.

Отмечается особая чувствительность детей с сенсомоторным дефектом к таким звукам, как трение спичек в коробке, капающая из крана вода, скрип двери, шуршание смятой бумаги. Обычный человек не обращает на такие сигналы внимания, ребенок с тугоухостью их не услышит, а у малыша с речевым расстройством они вызывают нездоровую реакцию – повышенную тревожность, плач, мигрень или боль в ушах. Такая реакция – результат сильного раздражения незрелых клеток мозга.

Малышам с нарушением звукопроизношения сложно долгое время воспринимать то, что им читают или рассказывают. Они устают, поскольку не понимают смысла услышанного. Незнакомые слова усваиваются медленно. Ребенок не критичен не только к своей речи, но и к поведению – часто действует импульсивно и непоследовательно.

Непонимание смысла слов и плохая артикуляция провоцируют неуверенность детей с алалией. Они постоянно оглядываются в поиске поддержки.

На занятиях и в повседневном общении малыши опираются исключительно на лексическое значение слова, упуская грамматическое. Они стараются избегать ролевых игр, поскольку ограниченный словарный запас, неправильное употребление слов и фраз или бессмысленное повторение звуков ограничивают их участие в таком времяпрепровождении.

Причины патологии

Появляется дефект во время внутриутробного развития и до достижения ребенком трех лет. Поэтому провоцирующие алалию факторы связаны с этапами развития организма малыша.

Во время внутриутробного развития плода патологию могут спровоцировать:

  • угроза преждевременных родов или выкидыша на ранних сроках;
  • перенесенная TORCH-инфекция;
  • гипоксия – кислородное голодание, его причиной являются эндогенные (акушерские) патологии и экзогенные причины – курение будущей мамы;
  • токсикоз и гестоз;
  • травма эмбриона при падении беременной;
  • наличие тяжелых хронических заболеваний у будущей мамы – скачки АД (артериального давления), ишемия, недостаточность сердечной мышцы, сахарный диабет, эндокринные нарушения.

Такие осложнения вынашивания малыша провоцируют развитие речевых нарушений, сопровождающихся расстройством аутистического спектра. Также причиной дефекта может стать черепно-мозговая травма во время родоразрешения, асфиксия или появление на свет недоношенного малыша.

Еще одна причина поражения клеток головного мозга – стремительные естественные или слишком затяжные «сложные» роды. Иногда неправильное использование акушерских инструментов и кесарева сечения может привести к речевому недоразвитию.

В первые 3 года жизни спровоцировать алалию может инфицирование менингитом, энцефалитом или травма головы.

Разновидности

В зависимости от клинической картины патологии, механизмов развития и степени речевого нарушения алалию классифицируют на:

  • Экспрессивную (моторную), выражающуюся в нарушении произношения фонем. Малыш понимает смысл слов, может показать предмет или действие (при помощи жестов). Однако артикуляция плохо развита.
  • Импрессивную (сенсорную), когда ребенок не понимает сказанное другими людьми. Говорит разборчиво, но не воспринимает обращение к себе.
  • Смешанную (сенсомоторную) – клинические проявления объединяют симптоматику перечисленных видов.

У 1% малышей дошкольного возраста диагностируют сенсомоторную алалию. У детей школьного возраста патология встречается в два раза реже.

При смешанном виде расстройства поражаются клетки на участках коры мозга, отвечающих за формирование речи. Дети с трудом понимают речь взрослых и медленно осваивают навыки произношения звуков. Эту форму заболевания называют тотальной, поскольку она часто проявляется на фоне задержки умственного развития. Лечить сенсомоторное расстройство сложно, прогноз даже при комплексной коррекционной работе не всегда благоприятный.

Терапия

Дети с сенсомоторным нарушением нуждаются в индивидуальном подходе, обеспечить который в условиях детского сада (городского или частного) практически невозможно. Правильное развитие и социализация возможны только, если лечиться комплексно.

Терапия предполагает:

  • Занятия с логопедом – индивидуальные или групповые. Результата можно добиться только упражняясь систематически. Дефектолог поможет малышу правильно произносить звуки и фонемы, понимать чужую речь. Для этого используют картинки, игрушки. Также полезны занятия, направленные на совершенствование мелкой моторики – складывание мозаики, конструктора, лепка, рисование.

Эффективность терапии зависит от закрепления новых навыков дома. Родители должны повторять с малышом логопедические упражнения. Важно создать развивающую атмосферу, ежедневно работать над увеличением запаса слов, выполнять артикуляционные упражнения, гимнастику для мелкой моторики пальцев.

  • Массаж логопедический выступает дополнением к занятиям с дефектологом. Направлен на укрепление мускулатуры ротовой полости, обеспечивает правильную артикуляцию. Проводится вручную или при помощи зонда. Закрепляется эффект выполнением комплекса специальных упражнений.
  • Физиотерапия проводится курсами. Включает водные процедуры, магнит, воздействие лазера.
  • Рефлексотерапия активизирует отдельные участки головного мозга при помощи электрических импульсов, способствуя формированию новых нейронных связей.
  • Прием медикаментов, стимулирующих мозговой метаболизм, регенерацию клеток мозга (Актовегин, Энцефабол и др.). Также назначают витаминные добавки.

Прогноз

Полное выздоровление возможно только при грамотном планировании комплексного лечения и точном соблюдении рекомендаций логопеда-дефектолога. Постепенно артикуляция нормализуется, уровень умственного развития соответствует возрастной норме. Если своевременно не начать коррекцию, симптомы усугубляются, появляется дизартрия, заикание, неврозы и нервный тик. В таких ситуациях логопедическая работа малоэффективна.

Профилактика сенсомоторной алалии не существует. Но можно минимизировать негативное воздействие факторов, провоцирующих патологию. Своевременное лечение способно восстановить пораженные клетки головного мозга. В запущенных случаях окончательно сформировать речевой аппарат удается только к 8-9 годам. Поэтому, при появлении подозрений на речевое расстройство следует обратиться к специалисту и пройти обследование.

 

Читайте также:  Как определить ОНР 1 уровня, какие основные характеристики у этой степени патологии
Оцените статью
Популярный образовательный портал по сочинениям, развитию и постановке речи