Развиваем речь играя

 

У детей дошкольного возраста ведущей является игровая деятельность. Поэтому лучше всего в занятия по развитию речи включать игры и использовать наглядный материал. Дети лучше усвоят материал, процесс коррекции будет эффективнее.

Но подбирать игры развивающие, речь улучшающие, нужно учитывая возраст ребенка и цели занятия.

Что такое дидактическая игра

Использование игровых элементов на занятиях − это не значит, что с детьми просто играют без педагогической цели. Такие упражнения нужны для того, чтобы ребенок легче усваивал учебный материал. Дидактическая игра является методом педагогического воздействия, используя этот прием, взрослый повышает детский интерес к занятиям.

Почему этот способ способствует мотивации детей? Потому что для них создают комфортные условия, не акцентируя внимание на процессе обучения. Игровая деятельность для дошкольников − их естественное состояние, поэтому на такие занятия они ходят с удовольствием.

Для результативности взрослый должен понимать, что дидактическая игра имеет педагогическую цель. В случае развития речи − это коррекция звукопроизношения, фонетико-фонематических процессов. Их обязательно нужно подбирать по возрасту, чтобы ребенку были понятны инструкции, игра была ему интересной.

Разновидности и особенности игр

Дидактические игры подразделяются на три группы:

  • с предметами;
  • настольно-печатные;
  • словесные.

Игры с предметами

Для игр с предметами используют игрушки, вещи, подходящие по изучаемой теме. Таким образом дети учатся сравнивать, выделять главные признаки. Педагоги «приглашают» игрушку как гостя, но любой предмет, используемый на занятии должен подходить тематике. Игрушки и предметы облегчают изучение лексических тем («Овощи», «Мебель», «Дикие и домашние животные» и другие).

Для детей младшего возраста выбирают вещи, резко различающиеся по признакам, потому что им трудно находить менее выраженные различия между предметами. Для дошкольников 4-5 лет используйте предметы с небольшими различиями, включайте задания на классификацию, развитие памяти.

Кроме того, вы можете обыгрывать различные ситуации («Покупатель и продавец», «Воспитатель в детском саду» и другие), что способствует не только автоматизации звука, но и обогащению словарного запаса и формированию связной речи. При работе с детьми 6-7 лет игрушки и предметы используют в небольшом количестве, потому что теперь ведущей деятельностью становится учебная − подготовка к школе.

Настольно-печатные игры

Они состоят из картинок разных видов (парные, разрезные), лото, домино. Лучше всего сделать картотеку, чтобы их было удобно хранить. Настольно-печатные игры должны быть основой для ваших занятий, потому что являются наглядным материалом, который помогает скорректировать все стороны речевого развития.

Детям предложите разделить картинки по определенному признаку («В одну стопку положи карточки, в названии которых есть звук С, в другую – Ш»). Или попросите поделить картинки по месторасположению звука в слове. Цель этих заданий − развитие фонематических процессов.

Для обогащения и уточнения словарного запаса попросите выбрать картинки только на определенную тематику. Во время выполнения этих заданий задавайте уточняющие вопросы, малыш будет учиться четко формулировать свою точку зрения, аргументировать ее.

Настолько-печатные игры удобно использовать для коррекции связной речи. Предложите детям составить рассказ по картинке или пусть расположат изображения в верном порядке. Изображения подбирайте, чтобы они соответствовали возрасту и изучаемой лексической теме, корректируемому звуку.

Словесные игры

Этот вид чаще всего используют в логопедической работе. Во время выполнения заданий детей просят выделить основные признаки, описать вещь или явление, отгадать описываемый взрослым предмет. Словесные игры особенно важны на этапе автоматизации звука, поэтому для удобства поделите их на группы по звукам.

Иногда для постановки звука используют такую словесную игру, как сказка. Взрослый рассказывает малышу (а для детей младшего возраста дополняет картинками) сказку, так ребенку легче освоить правильную артикуляцию. Для автоматизации в самостоятельной связной речи (когда малыш самостоятельно рассказывает, а не повторяет за взрослым) предложите ему продолжить сказку, которую вы начали ему рассказывать.

Словесные игры помогают не только отработать правильное произношение нужного звука. При помощи них дети дошкольного возраста учатся формулировать свою точку зрения, составлять развернутые предложения, делиться своими впечатлениями.

Для детей 2-3 лет

Заниматься детским развитием нужно с возраста 2 лет, хотя большинство родителей считают, что в этом возрасте с малышом можно только играть. Но если вы используете дидактические игры, имеющие образовательную и воспитательную цели, то сможете играя заниматься обучением дошкольника.

Учитывайте, что в два года малыш начинает понимать обращенную к нему речь и различает интонации окружающих. К трем годам он активно использует речь как инструмент для познания окружающего мира и общения с людьми. Задачи родителей в этот период:

  • поддерживать стремление ребенка к общению;
  • обогащение словарного запаса;
  • коррекция звукопроизношения;
  • научить составлять и общаться простыми предложениями.

Задания нужно подбирать, чтобы они решали перечисленные задачи и способствовали речевому развитию ребенка. В этот возрастной период речь не является основным инструментом для изучения окружающего мира. Поэтому в дидактических играх задействуйте все органы чувств.

Пускай малыш внимательно рассмотрит игрушку, потрогает ее, спрашивайте его об ощущениях. Маленьким детям нравится, когда им разрешают поиграть с природным материалом. Называя предметы или явления, объясняйте их значение, так вы обогатите, уточните словарь. Это важно, потому что в возрасте трех лет запас слов у ребенка резко увеличивается.

Нужно помочь овладеть малышу простыми грамматическими категориями: образование единственного и множественного числа не только у существительных, но и у глаголов, род существительных, прилагательных. Используя настольно-печатный наглядный материал, взрослый учит малыша находить общие признаки у предметов или явлений, объединять их. Также используйте игры на соотнесение вещей по простым признакам. Предложите ребенку собрать картинку из маленьких кусочков. Или можете использовать для этого кубики.

Словесные игры для детей 2-3 лет построены на повторении гласных, отработке их артикуляции, соединении их с согласными. Играйте с высотой голоса, интонациями − вы сформируете базу для выразительной речи. Предлагайте ему изобразить эхо, показать, как разговаривают животные, их детеныши. Описывайте артикуляцию во время произношения звуков, в сопровождении стихов и картинок выполняйте простые артикуляционные упражнения.

Включите в словесные задания потешки, двустишия, сопровождайте их движениями рук, ног. Вы не только формируете темпо-ритмическую сторону речи, но и общую и мелкую моторику. Многократно повторяйте простые слоги, следите, чтобы звуки малыш произносил четко.

Для детей 4-5 лет

В этом возрасте дети активно познают окружающий мир через речь, уже понимают сюжетно-ролевые игры. Звукопроизношение полностью сформировано, ребенок использует сложные предложения и делится своим мнением и впечатлениями с окружающими. В этот возрастной период нужно работать над:

  • развитием грамматического строя;
  • развитием диалогической речи;
  • умением составлять короткие рассказы по картинке;
  • соотнесением образа буквы и звука.

Просите малыша описать предмет, который вы ему показываете или какая на улице погода. В этом возрасте с детьми активно играют в сюжетно-ролевые игры, потому что они улучшают их коммуникативные навыки. Темой таких занятий является не просто отработка лексического материала, но и улучшение диалогической речи. На этапе автоматизации используйте фразы с отрабатываемым звуком.

Детям 4-5 лет предложите не просто объединить предметы по одинаковым внешним признакам, но и по их назначению. Ребятам этого возраста интересно собирать картинки, только они должны быть сложнее. В этот период начинают изучать алфавит, поэтому предложите собрать картинку с изображением изучаемой буквы. С этой целью можно делать аппликации из природного материала.

Используйте в занятиях такие дидактические игры:

  • «Четвертый лишний»;
  • загадки;
  • «Подбери нужное слово»;
  • «Закончи предложение»;
  • «Поймай звук».

В словесных заданиях уделяйте внимание развитию грамматического строя. Ваша задача − научить дошкольника составлять сложные предложения. Вначале предложите ему закончить его, потом взрослый предлагает ребенку самостоятельно составить вторую часть предложения. Следите за тем, чтобы слова были согласованы в роде, числе, падеже.

Потренировать склонение по падежам можно при помощи дидактической игры «Закончи фразу». Взрослый: «Я даю конфету кому?». Ему отвечают: «Бабушке». Или: «Кошка убегает от кого?» − «От собаки». Дети 4-5 лет начинают активно использовать в речи прилагательные. Подбирайте игры, в которых ему нужно называть похожие признаки, отрабатывайте не только антонимы, но и слова-синонимы.

Для улучшения дикции используйте скороговорки, частушки, чистоговорки. Для нормального речевого развития важной составляющей являются фонематические процессы. Тренируйте слуховое внимание и восприятие дошкольника, включите в картотеку игры на развитие звукового анализа слова.

Особенность занятий с детьми 4-5 лет − умение найти баланс между игровой и учебной деятельностью. Дидактический материал должен носить больше образовательный характер, подготавливать ребенка к овладению грамотой.

Для детей 6-7 лет

В этом возрасте ребят начинают готовить к школе. Ведущей деятельностью становится учебная, но игры используют, чтобы они не уставали и были сконцентрированы на занятии в течение нужного количества времени. В норме звукопроизношение и грамматический строй в этом возрасте полностью сформированы, ребенок овладел не только диалогической формой речи, но и связной. Он может составлять рассказы по картинке, говорить о своих впечатлениях сложными предложениями, активно используя прилагательные.

Основная цель − это формирование навыков письма и чтения. На занятиях используют букварь, прописи. Взрослый не просто теперь учит соотносить образ звука и буквы, но и показывает, как правильно ее писать. Поэтому обязательно отрабатывают базовые элементы письма.

Используйте больше игр для тренировки мелкой моторики: пальчиковые игры, «вышивание» ниткой, раскрашивание буквы. Также добавьте в настольно-печатный наглядный материал «Домики с окошками» для послогового чтения.

Формируйте плавную речь, сильный выдох при помощи следующих заданий:

  • «Кто быстрее забьет мяч в ворота» (дети соревнуются у кого быстрее получится задуть ватку);
  • «Ветряная мельница».

В качестве физминутки предложите поиграть на дудочке или подуйте мыльные пузыри. Возраст 6-7 лет не означает, что с детьми нужно проводить занятия без отдыха и игр. Просто их используют не в таком большом количестве.

В подготовительной группе ребятам нравится принимать участие в спектаклях. Вы можете обыгрывать сказку в домашних условиях. Это способствует развитию темпо-ритмической стороны, улучшает дикцию, диалогическую и связную речь. С детьми нужно учить стихотворения, обучать пересказу, правильно использовать интонацию.

Использование компьютерных технологий в обучении

В современной логопедии их активно используют для обучения детей дошкольного и школьного возраста. Но некоторые родители сомневаются в целесообразности использования компьютеров. Появилось большое количество развивающих обучающих мультфильмов для детей разного возраста.

После просмотра мультика спросите у малыша понравилась ему серия, о чем она, что нового узнал. Следите за тем, чтобы он составлял простые и сложные предложения. Такое общение улучшает диалогическую форму речи. Кроме того, малыш учится говорить о своих впечатлениях окружающим.

Существуют определенные нормы, сколько времени дети дошкольного возраста могут смотреть телевизор или проводить время за компьютером. Кроме обучающих мультфильмов, вы можете приобрести логопедические игры, которые сделают занятия занимательнее. Они могут состоять не просто из заданий, в которых нужно выбрать правильный ответ, а быть в виде квеста. Открывается доступ к другому заданию после того, как он даст правильный ответ.

Примеры дидактических игр

«Помощники»

Дидактическая игра для детей 2-3 лет. Цель − научить малыша образовывать глагол множественного числа. Взрослый показывает игрушку, говорит, что это их гость и предлагает малышу придумать имя. Ему говорят, что у игрушки есть помощники и показывают части тела/туловища. Малыш называет их, а взрослый предлагает сказать, что помощники умеют делать (руки рисуют, берут, гладят и т. д.)

«Кто как говорит»

Цель − научить произносить гласные с согласными и использовать интонацию. Взрослый показывает малышу игрушки или картинки с животными и их детенышами. Он спрашивает, как кто говорит и уточняет, что детеныша нужно изображать тонким голоском. Перед проведением игры покажите животных и опишите их.

Задание для детей 4-5 лет. Цель − развитие слухового внимания, восприятия. Используйте игрушку, чтобы занятие было интереснее для детей. Взрослый просит малыша внимательно слушать рассказ. Если он услышит ошибку, поднимает руку и поправляет. Например, «Кошка ест конфету». Малыш отвечает: «Неправильно, потому что кошки едят рыбу».

«Доскажи словечко»

Для занятий с ребятами среднего и старшего дошкольного возрастов. Цель − научить четко произносить звуки, автоматизировать их в слогах. Взрослый предлагает досказать словечко: РА-РА-РА − начинается (игра).

Дидактические игры используют не только для занятий с дошкольниками, не имеющих речевых нарушений. Если у ребенка есть задержка речевого развития, такие задания помогут сделать коррекционную работу эффективнее. Дидактические игры для детей на развитие речи − это не просто развлекательный занимательный элемент занятия, а поддержание интереса к процессу обучения.

 

Читайте также:  Роль мультфильмов в развитии речи и рекомендации для родителей
Оцените статью
Популярный образовательный портал по сочинениям, развитию и постановке речи