Развитие речи в 5-6 лет: нормы, симптомы нарушения, коррекция

 

Формирование речевых навыков – важный этап личностного становления ребенка. Особенно важно развитие речи у детей 5−6 лет. Это время подготовки к школе, где без связной речи малышу будет сложно овладевать новыми знаниями и навыками. Чтобы последовательно излагать свои мысли, уметь их аргументировать, дошкольник должен иметь большой запас слов, правильное произношение и уметь грамотно строить предложения.

Развитие речи у дошкольников

В норме к 5-6 году жизни детская речь аналогична взрослой. Главная задача формирования умения грамотно излагать свои мысли в разговоре – подготовить дошкольника к обучению чтению и письму. Если у малыша имеются сложности с дифференциацией звуков, у него неминуемо возникнут проблемы с написанием букв.

Ограниченный лексический запас, неумение последовательно излагать мысли не позволят школьнику пересказать прочитанное или пояснить решение примера.

И начинать подготовку к школе следует заранее и постепенно. Репетитор сможет ускоренно подготовить малыша. Однако эффективность таких интенсивных занятий потеряет свою актуальность уже после 1-2 четверти, если у дошкольника присутствуют речевые нарушения. Поэтому начинать готовиться к поступлению в 1 класс стоит за 1,5-2 года.

Запас слов

В 5 лет ребенок должен активно использовать около 3-3,5 тысяч слов. Он умеет обобщать понятия (растения, звери, посуда, одежда). В речи дошкольника присутствуют не только названия предметов быта, но и отвлеченные понятия – любовь, обида, планета, вселенная и т. д.

Дети 5-6 лет любят лексические игры с перестановкой слов или ошибками в тексте. К примеру:

  • Пробежала банька мимо мужика, а на нашу кошку рычали ворота.
  • Я своим блокнотом разрубил топор, а по коту Егорке проскакал забор.

Грамматика

Короткие ответы становятся более длинными и развернутыми. Дети уже умеют правильно склонять сложные формы существительных. Однако могут допускать ошибки, говоря – котенков вместо котят или теленков вместо телят. Развивать грамматику помогают такие речевые игры:

  • «Скажи наоборот» – игра на нахождение антонимов.
  • «Сломанный телефон».
  • «Угадай, о чем я рассказываю».
  • «Закончи предложение».

Образец грамотности – взрослые, которые окружают малыша. Если у членов семьи наблюдаются проблемы с правильной постановкой ударений, речевые нарушения, или злоупотребление сленговыми и ненормативными словами, ребенок будет их копировать.

Артикуляция

Голосовой аппарат у дошкольника соответствует взрослому. Если нет анатомических нарушений – укороченная уздечка, неправильный прикус, дети большую часть фонем выговаривают верно. Чаще всего у детей 5-6 лет возникают трудности с произношением звука «р». Они либо подменяют его более простым «л» или «й» – балсук, а не барсук, йак,− а не рак, либо вообще пропускают – баабан вместо барабан, ваеник вместо вареник.

Если до 5 лет малыш не научился выговаривать звук «р», самостоятельно он с этим уже не справится. Не стоит ждать, что ребенок перерастет проблему. Требуется консультация дефектолога и посещение логопедических занятий.

Еще один важный аспект – большие паузы в разговоре, или заикание. Это сложное речевое нарушение, на устранение которого может потребоваться не один год. Причиной может послужить:

  • повышенная нервная возбудимость;
  • строгие родители;
  • слишком большая нагрузка на речевой аппарат в раннем возрасте;
  • подражание родственнику или другу, который заикается.

Логичность и последовательность

Связная речь у дошкольника – результат многолетних усилий родителей, занимавшихся ее развитием. Такие дети говорят выразительно, используют эпитеты и сравнения, сочиняют собственные истории. В то время как малыш, речевые навыки которого никто не развивал, говорит монотонно, нечленораздельно.

В 5-6 лет ребенок составляет связный рассказ по картинке, пересказывает услышанный текст, выражая свое мнение к услышанному или увиденному.

У малышей, проводящих 90% свободного времени за компьютером или смартфоном, наблюдаются трудности со связностью и логичностью повествования. Ему сложно развернуто ответить на вопрос. Однако о любимых персонажах игры он готов говорить часами. Если не ограничить время использования гаджетов, это негативно скажется на речевом развитии.

Общепринятые нормы

В норме дошкольник:

  • Знает и соблюдает правила грамматики. Он может неправильно поставить ударение в незнакомом слове или допустить ошибку при его изменении. Однако, если родитель или воспитатель его поправил, дети запоминают и больше ошибок не допускают.
  • Дает развернутый ответ на вопрос.
  • Произносит звуки членораздельно и внятно.
  • Умеет составить логичный рассказ по картинке или серии фотографий, придумать свое начало или окончание сказки, пересказать услышанный текст, поделиться эмоциями от просмотренного мультфильма или совместного отдыха, игры.
  • Описывает предмет и угадывает его по описанию.
  • Может менять интонацию, громкость голоса, скорость речи.
  • Участвует в театрализованных постановках (дома или в детском саду), артистично декламирует стихи, делает интонационные паузы.
  • Подбирает слова, близкие или противоположные по значению: радостный и веселый, смеющийся и плачущий.
  • Активно применяет приставочные глаголы: белая дверь открыта, а зеленая закрыта.
  • Умеет обобщать понятия: вилка, тарелка, кастрюля – посуда; кошка, мышка, собака, кролик – домашние животные; орел, дрозд, синица – птицы.
  • Правильно произносит большинство фонем. Исключение – звук «р».

Признаки речевого недоразвития

Главный признак речевых нарушений – нарушение дикции и артикуляции. Ребенок с задержкой речевого развития произносит слова нечетко, его сложно понять, в результате отследить грамотность речи крайне сложно. Нарушена артикуляция, большинство фонем вызывают трудности при произношении.

У таких детей ограниченный лексический запас. Любому взрослому заметно, что он уступает сверстникам в умении логично и последовательно излагать свою мысль. Дошкольники с речевыми нарушениями ограничиваются короткими фразами, включающими только существительное и глагол. Им сложно описать предмет, сформулировать и аргументировать свою мысль.

Если присутствует хотя бы один из перечисленных признаков, требуется помощь логопеда-дефектолога.

Диагностика нарушений речи

Для выявления речевых нарушений у малышей 5-6 лет просят:

  • Описать действие человека или предмета на картинке. К примеру: что делает орел? (летит). Что делает девушка? (расчесывает волосы).
  • Обозначить действие, противоположное названному логопедом: «лег – поднялся», «бежал – стоял», а также антоним предложенного признака: «веселый – грустный, медленный – быстрый».
  • Сказать, как называют детеныша того или иного зверя. К примеру: у кошки – котенок, у лисы – лисенок, у собаки – щенок, у слона – слоненок.
  • Назвать форму и цвет нарисованной фигуры (треугольник, круг, овал, квадрат).
  • Описать предмет. «Кресло какое?» – «Мягкое, уютное, теплое, с деревянными подлокотниками, серое, большое».
  • Взять игрушку, которая лежит НА столе, ПОД табуреткой, В ящике, ПЕРЕД сумкой, ЗА книгой, МЕЖДУ стульями. Это позволяет определить, правильно ли малыш понимает предлоги.
  • Преобразовать единственное число во множественное. Один соловей – два соловья, одна капля – три капли, одно село – пять сел.
  • Изменить существительное по падежам. Что? Кровать. Полежу на чем? Кровати. Застелили что? Кровать. Придвинули к чему? К кровати. Расскажу, о чем? О кровати.
  • Согласовать глагол и существительное по родам. Кот пришел на кухню. А как сказать про кошку? Кошка пришла на кухню.
  • Назвать, что изображено на картинках. Для этого задания подбирают картинки в одной цветовой гамме. Красная рыбка, красная вишня, красная кофта, красный цветок.
  • Повторить за логопедом сложные слова: экскаватор, электричество, перестройка, кораблекрушение, пропеллер. Каждое слово малыш повторяет 2-3 раза. А специалист следит, не переставляет ли ребенок слоги местами, не заменяет и не пропускает ли звуки, правильно ли ставит ударение.

Как справиться с нарушением

Уровень речевого развития дошкольника зависит от дикции окружающих его взрослых, специфики воспитания в семье, приложенных родителями усилий.  Выполняя простые задания на развитие речи, малыш в игровой форме обучается навыкам, которые пригодятся ему в школе.

Немаловажное значение имеет совместное с родителями времяпрепровождение: активный отдых, посещения музеев и театров, рисование, лепка, складывание пазла, обсуждение картинок в книге, с параллельным комментированием своих чувств и эмоций. Все это мощный стимул речевого развития ребенка.

Выполнение упражнений на тренировку дикции, заучивание считалок, скороговорок, загадок и стихов позволяет скорректировать произношение, обогатить словарный запас. Важно разъяснять непонятные слова и фразеологизмы, чтобы в дальнейшем дошкольник применял их правильно.

Логопеды рекомендуют как можно больше читать ребенку вслух. После прочтения следует обсудить сказку или рассказ, объяснить значение новых слов, дать оценку поступкам героев.

Сформировать навыки логичного изложения и аргументации мыслей позволяют задания по развитию речи для детей 5-6 лет:

  • составление рассказа по картинке;
  • развернутый ответ на вопросы по тексту;
  • пересказ услышанного.

Следует останавливать малыша, исправляя неправильно произнесенные слова и просить его повторить слово без ошибки. Домашний театр позволит ребенку проявить свои актерские способности, научиться использовать голос, делая его тише или громче, пользоваться интонацией, расставлять паузы.

Развитие устной речи – база для освоения чтения и письма, а также залог успешного обучения в школе. Поэтому начинать занятия стоит как можно раньше. А при обнаружении нарушений, консультироваться с логопедом и корректировать произношение.

 

Читайте также:  Тахилалия в практической логопедии
Оцените статью
Популярный образовательный портал по сочинениям, развитию и постановке речи