Работа над дикцией у взрослых

 

Речевое расстройство у взрослого человека может возникать в результате осложнения болезни или если у него не скорректировали речь в детском возрасте. Если у маленького ребенка неправильная речь не вызывает особого дискомфорта (хотя, есть и исключения), то в старшем возрасте (особенно в подростковом) могут появиться комплексы. Поэтому взрослые с невнятной речью обращаются за помощью к логопеду, чтобы он составил план коррекционной работы.

Что это такое

Дикция − это одна из характеристик речи, обозначающая правильное и четкое проговаривание всех звуков. Человек должен даже в самых сложных словах четко произносить все звуки. Кроме того, для хорошей дикции нужно обладать и выразительным голосом, чтобы окружающим было хорошо слышно говорящего.

Важная составляющая правильной дикции − это умение пользоваться интонацией. Таких людей приятно слушать, они являются хорошими рассказчиками, поскольку могут передавать настроение персонажей. Темп речи должен быть таким, чтобы окружающим была понятно, о чем говорит человек.

Признаки нарушений дикции

Когда у взрослого человека имеется нарушение дикции, это сразу заметно по следующим признакам:

  • затруднения в произношении одного или нескольких звуков (замена, искажение или отсутствие);
  • слишком быстрый темп речи, при котором окружающие не понимают говорящего;
  • замедленная речь, которую людям трудно воспринимать;
  • нечеткое проговаривание окончаний слов;
  • слабый тихий голос или слишком громкий;
  • затруднения в использовании интонаций.

При нарушениях дикции речь получается смазанной, нечеткой, невыразительной. Окружающим трудно ее воспринимать. Поэтому иногда им даже приходится переспрашивать, что вызывает у оратора определенный дискомфорт. Взрослые люди с такими особенностями дикции стесняются своей речи, и обращаются за помощью к специалисту или записываются на курсы «Красивой речи».

Виды и причины нарушений дикции

Они выделены в отдельный блок классификации речевых расстройств:

  • Нарушения голосообразования: афония (человек говорит только шепотом), дисфония (нарушения голосообразования и управление его высотой).
  • Нарушения темпо-ритмической стороны (тахилалия − слишком быстрый темп речи, брадилалия − замедленная речь).
  • Заикание − у человека сформированы средства для оформления высказывания, но из-за судорог в речевом аппарате возникают запинки в речи.

Кроме того, нечеткая смазанная речь может быть признаком более сложных речевых расстройств:

  • дизартрии;
  • афазии.

Если у взрослого человека только проблемы с дикцией, логопед будет подбирать упражнения для ее коррекции. Но если это входит в симптоматику более сложных речевых расстройств, педагог составляет коррекционную работу по преодолению этого речевого дефекта, а не только делает упор на исправление дикции.

Этиология нечеткой речи различна. Она может быть обусловлена как биологическими факторами, так и социальными и психологическими причинами.

Биологические:

  • анатомические особенности речевого аппарата;
  • нарушения в артикуляционной моторике;
  • травмы головы;
  • органическое поражение центральной нервной системы;
  • недоразвитие речевых центров коры головного мозга.

Социальные:

  • в окружении человека есть люди с неправильной дикцией;
  • неправильная речевая среда.

К психологическим стоит отнести неуверенность человека в себе, боязнь публичных выступлений. Бывает так, что при общении с близкими людьми не возникает затруднений, а при выступлении на широкую публику у оратора возникает волнение, из-за которого и появляется нарушение дикции. Или запинки в речи могут возникать у замкнутых некоммуникабельных людей. Поэтому логопед обязательно проводит диагностику, чтобы определить точную причину расстройства и подобрать подходящие коррекционные упражнения.

Особенности логопедической диагностики

Специалист всегда обследует все составляющие речевого развития. Чтобы оценить состояние дикции, он обращает внимание на следующие компоненты:

  • силу и высоту голоса;
  • владение интонаций;
  • темп речи;
  • звукопроизношение;
  • артикуляционную моторику;
  • силу и длительность выдоха.

Логопед сначала смотрит на анатомические особенности органов артикуляции, потому что это может быть одной из причин нарушения дикции. Также предлагает выполнить задания на статику и динамику.

Далее он обследует звукопроизношение всех фонем. Нужно произносить их изолированно, в слогах и словах. Также в диагностику включают обследование слоговой структуры, во время которого логопед оценивает, насколько четко человек произносит звуки в слове (даже со стечением согласных).

Для оценки темпо-ритмической стороны используют задания на прочтение фраз с различной интонацией и высотой голоса. Человек проговаривает скороговорки и чистоговорки, которые помогают оценить четкость слов. Логопед оценивает и темп обычной речи человека.

Также во время диагностики специалист проверяет сформированность речевого дыхания, силу и длительность выдоха. Для этого он просит «пропеть» гласные как можно дольше, поиграть на духовых инструментах.

Обязательно специалист беседует с человеком, чтобы узнать о его речевом анамнезе в детском возрасте, точнее определить причины нарушения дикции и возможное речевое нарушение. По результатам диагностики логопед подбирает необходимые упражнения.

Дыхательная гимнастика

Одна из причин нарушений темпа речи, следовательно, и дикции у взрослого человека, − это несформированное речевое дыхание. Каждое занятие начинают с дыхательной гимнастики:

  • Вдыхая, медленно наклоняйтесь вперед. Спина должна быть  прямой. Далее распрямитесь. На выдохе проговаривайте слово «ГИМ», пропевая гласную, и шагайте на месте.
  • Рот открыт, вдох сделайте носом. Медленно выдыхайте через рот.
  • Это упражнение направлено на формирование диафрагмального дыхания. Исходное положение − ноги на ширине плеч, одна рука находится на груди, вторая − на животе. Дышите медленно, спокойно, при этом округляя живот, а грудь должна оставаться неподвижной.

Дыхательную гимнастику можно совместить с тренировкой силы и высоты голоса.

  • Ртом нужно сделать как можно более глубокий вдох. На выдохе произносите гласные звуки, стараясь тянуть их как можно дольше. У вас должны получиться плавные переходы между гласными. Каждый звук должен звучать громко и четко.
  • Выполняя это задание, рот должен быть закрыт. Сделайте как можно более глубокий вдох через нос. На выдохе «мычите», растягивая как можно дольше М. Его звучание должно быть максимально громким.
  • Петь гласные можно не только громко, но и тихо. Усложняйте задание, постепенно понижая и повышая высоту голоса.

Эти задания помогут взрослому сформировать речевое дыхание и научиться управлять высотой и силой своего голоса.

Артикуляционная гимнастика

Если у взрослого человека сформировано произношение всех фонем, но оно нечеткое, причиной может быть недостаточная артикуляционная моторика. Поэтому в занятия обязательно нужно включить базовые упражнения для органов артикуляции.

Для губ:

  • «Улыбка»;
  • «Трубочка» (губы вытягивают вперед);
  • «Окошечко» (губы вытягивают немного вперед так, чтобы получилось окошечко).

Для нижней челюсти:

  • поднимание−опускание;
  • движение из стороны в сторону.

Для языка:

  • делать его поочередно широким и узким;
  • поднимать−опускать;
  • двигать из стороны в сторону;
  • «Чашечка»;
  • «Варенье» − поглаживание верхней и нижней губы;
  • «Лошадка».

Артикуляционную гимнастику нужно делать перед зеркалом, чтобы взрослый мог оценить правильность выполнения упражнения.

Рекомендации по коррекции дикции

Для тренировки четкого произношения используют скороговорки. Начинать работу с ними нужно в медленном темпе, постепенно ускоряя его. Все звуки должны проговариваться четко, и окружающие должны понимать, о чем говорит человек даже при быстром темпе речи. Поэтому лучше всего на занятия приглашать кого-нибудь, кто мог оценить прогресс. Для большего психологического комфорта это может быть кто-то из родных или близких.

Чтобы сделать речь выразительной, взрослым помогает чтение любимых стихотворений. При их прочтении нужно делать акцент голосом на самых важных словах. Человек на их примере будет учиться использовать интонацию, чтобы передать окружающим смысл произведения.

Взрослым полезно потренировать свои навыки на публичных выступлениях. Это могут быть выступления в театральном кружке или произнесение тостов. Если нарушения дикции сочетаются с психологическими проблемами, то стоит заниматься под расслабляющую музыку, заняться плаванием. А публично выступать перед малым количеством людей.

Обязательно нужно выполнять все задания перед зеркалом. Взрослый человек должен не только выразительно говорить, но и использовать невербальные средства − мимику и жесты. Тогда речь будет не только понятной и красивой, но и эффектной.

 

Читайте также:  Импрессивная речь в логопедии
Оцените статью
Популярный образовательный портал по сочинениям, развитию и постановке речи