Повтори-ка первоклашка скороговорку

 

По статистике более половины детей в России, что идут учиться в начальную школу, имеют логопедические нарушения. А это мешает учебе, чтению и даже письму.

Лидируют по сложности выговаривания такие звуки, как «л» и «ль», «ч», «ш», «с», «з», «р». Поставить правильный звук не считается такой уж сложной задачей для логопедов. Если, конечно, за этим не стоят какие-то очень серьезные проблемы в здоровье.

В помощь логопедам родители также могут проводить с первоклашкой веселые тренировки. Для этого есть скороговорки.

Подборка лучших скороговорок для первоклашек

Выбирая чистоговорки для отработки определенных сложных звуков, надо учитывать возраст ребенка. Чтобы он понимал смысл, узнавал что-то новое и мог выговорить. А иначе будет просто не интересно, отсюда и эффект не велик.

Лучшие скороговорки для детей 1 класса на шипящие:

  • Тише Миша, это мыши. Тише мыши, это Миша. (отработка звука «ш», а также идет чередование слогов, в которых «м» звучит, как твердый звук и как мягкий).
  • Солнышко светит, искрится снежок. Сестры на санках несутся в сугроб. (это наиболее легкое задание для отработки звука «с»).
  • Сшила Саша Сеньке шапку. Сенька шапкой шишку сшиб. (более сложное задание для отработки «с» и «ш»).
  • Щу-щу-щу – в чаще шишки поищу. Щи-щи-щи – ты, щеночка поищи. Ща-ща-ща – Саша ходит без плаща. Ащ-ащ-ащ – мы наденем плащ. (звук «щ» можно проговаривать в разных сочетаниях).
  • Ча-ча-ча – была Оля у врача. Чу-чу-чу – я лениться не хочу. Чи-чи-чи – продаются калачи. Оч-оч-оч – я купить калач не проч. (в разных вариациях проговаривается «ч»).
  • Бегает курица по улице, а цыплята за курицей. Цыпа-цыпа – курица, где твои цыплята? (звук «ц» некоторые дети произносят, как «с»,но это поправимо).

Проговаривание звонких гласных через не сложные и смешные «языковертки» очень хорошо формирует речевой аппарат. Вот примеры скороговорок для начальной школы:

  • Обрадован баран – подарили ему барабан. Барабанит баран в барабан. (это легкое задание для первоклашки для автоматизации «р», когда звук уже поставлен логопедом).
  • Кашевар кашу недоварил, варил опять и переварил. (отличная тренировка непослушного языка и всего речевого аппарата, когда легко удается сказать твердое «р», а мягкое «ре», «ри» не получается).
  • Купил Прокоп на рынке укроп. Отварил Прокоп для рассола укроп. Ушел Прокоп кипит укроп. Пришел Прокоп пропал укроп. (сложное чередование «к» и «п», заставляют сосредоточить внимание на произношении, отсюда и «р» звучит четче).
  • Мама Милу мылом мыла. Мыло Мила не любила. (здесь не только проговаривается «л», но также эта короткая фраза требует внимательности).
  • Зоя Зайку зовет Зазнайкой. (это для тех, кому сложно четко произносить «з»).

Как нужно произносить скороговорки

Если у первоклассника есть проблемы с произношением звуков, то придется наверстывать то, что было упущено в детском саду. В школах также есть логопеды. Они могут помочь поставить звук. А отрабатывать следует дома, разучивая чистоговорки. Как это правильно делать:

  • В первый раз произнести медленно, проговаривая каждую букву.
  • Еще раз произнести медленно, постараться выучить наизусть.
  • Если в книге дана картинка к скороговорке, следует ее рассмотреть и прокомментировать. Она поможет получить образное представление у младших школьников. А образное мышление помогает запомнить фразу.
  • Воспроизвести выученную фразу снова, но уже быстрее. Если сразу не получится, можно дружно посмеяться. Но не насмехаться, это разные вещи. Занятие должно быть интересным и веселым.
  • Если получилось быстро проговорить «языковертку» без ошибки, можно попробовать снова и еще быстрее.

Очень важно закрепить полученный результат и в последующие дни. Обучение должно быть системным.

Потешные считалочки-скороговорки для отработки звуков

Чтоб обучение шло интереснее, придуманы считалочки, которые надо говорить быстро. Отлично подходит для тренировки «р», «с» и других звуков:

  • Раз, два, три, четыре.

Сосчитаем дыры в сыре.

Если в сыре много дыр,

Значит, вкусным будет сыр.

Если в нем одна дыра,

Значит, вкусным был вчера.

  • Слышь, малыш!

С крыши кыш!

Шишел-мышел,

Первый вышел!

  • У нас под порожком живет сороконожка.

Нужны сороконожке новые сапожки.

Сосчитаем ножки у сороконожки: раз, два, три, четыре, пять…

Польза чистоговорок

Если правильно произносить скороговорки со школьником, делать это регулярно, то занятия будут способствовать:

  • развитию внимательности, памяти, концентрации внимания;
  • расширению словарного запаса;
  • оттачиванию звуков;
  • хорошему настроению и лучшей успеваемости в школе.

Правильная речь и произношение играют огромную роль в становлении личности, делают человека уверенным в себе, способствуют развитию общения.

 

Читайте также:  Животные в русских скороговорках
Оцените статью
Популярный образовательный портал по сочинениям, развитию и постановке речи