Когда и во сколько дети начинают говорить и что на это влияет?

 

Развитие каждого ребенка идет определенным образом. Навыки и умения появляются при созревании определенных зон головного мозга. При разных проблемах они могут запаздывать или вовсе отсутствовать. С первенцем родители могут не заметить своевременно нарушения развития.

Поэтому нужно знать, в каком возрасте ребенок начинает говорить и какие этапы он проходит. Только это позволит выявить любые отставания и предпринять меры. Речь – это критерий оценки психического и физического состояния.

Общая информация

Каждый здоровый малыш уже рождается с предпосылками для использования речи. У него есть слух с первой секунды появления на свет, способность концентрироваться на лице взрослого. Новорожденный проявляет эмоции:

  • телом;
  • голосом;
  • лицом.

Плачем и криком он выражает чувства, желания. Позже появляются жесты, первый – это дотянуться и получить предмет. Именно он является основой для формирования указательного жеста.

Появление разных рефлексов (улыбки и прочих) означает, что развитие идет нормальным путем.

Двигательная сфера становится основой для появления речи. В головном мозге две зоны — моторная и речевая — находятся рядом. Поэтому они стимулируют друг друга.

Важно контролировать сроки появления навыков – вставания на ножки, самостоятельных шагов и других. Иногда родители специально затягивают грудное или искусственное вскармливание, пользуясь сосками — это мешает развитию жевательной мускулатуры.

В год дети пользуются жестами:

  • кивок головы;
  • качание головы;
  • указание пальцем;
  • машут рукой.

В младенческом возрасте малыши смотрят на лицо взрослого и реагируют на него улыбкой, хмурым выражением, смехом. Они пытаются повторить артикуляционную позу. После чего появляются звуки и слоги.

Основные этапы

Оценивает развитие ребенка детский доктор. Послабления допустимы для недоношенных детей, младенцев с критично низкой массой тела. В остальном анализ психомоторных навыков проводится аккуратно.

Врач смотрит на состояние общей и мелкой моторики, координации, зрительного восприятия. У ребенка оценивают социальные и эмоциональные навыки.

В первые пять месяцев жизни формируется недифференцированная привязанность. Малыш радуется, реагирует на контакт со взрослым, стремится к телесному контакту.

В норме к году младенец начинает различать людей. Он выделяет главного человека, реагирует на него. Расстраивается при уходе, радуется по возвращении, смеется и улыбается. Отказывается контактировать с определенными взрослыми, проявляет страх и тревогу.

На третьем этапе привязанность распространяется на 2-3 человека – бабушек, дедушек, теть, дядей.

Речевое развитие тоже делится на несколько этапов. На первом малыш должен уметь кричать, к трем месяцем гулить (произносить отдельные звуки). После приходит период лепета – осознанного употребления звуков, эмоционально окрашивается плач.

Первые слоги (ба-ба, агу-агу, ма-ма) появляются в полгода. Постепенно их количество увеличивается, они соединяются в слоговые дорожки. К году малыш понимает свое имя, отзывается на него.

Отсутствие одного из этапов тревожный знак, повод насторожиться, обратиться к специалистам.

В год появляются слова, примерный объём словаря – 12 слов. Фразы простые, к году усложняются до распространённых предложений. Происходит накопление пассивного словаря.

До пяти лет дети не могут чисто произносить определенные группы звуков – это нормально. Шипящие, свистящие, соноры появляются в дошкольном возрасте.

Дошкольный период

Детский сад является хорошим стрессом для малышей. Переживания от смены обстановки, контактирование с разными людьми приводят к резкому скачку развития речи.

Малыши знают 1500 слов, используют глаголы, существительные, прилагательные. Речь аграмматична, группы звуков еще искажены или отсутствуют.

Дошкольник стремится рассказывать о действиях, а не показывать их. Логика предложений страдает, как и умозаключения. Мышление привязано к наглядной ситуации. Речь ситуативна, сложна для понимания. Речевой слух плохо сформирован, дети путают звуки, искажают их, не контролируют себя.

В четыре года дошкольники активно рифмуют слова, придумывают новое. Об этом феномене писал Чуковский в книге «От двух до пяти». В процессе происходит освоение норм словообразования.

В пять лет речь детей грамматически правильная. Они пользуются предлогами, частями речи, правильно строят предложения, используют сложноподчиненные конструкции.

Только после того, как устная речь закончила развитие, начинают обучение чтению и письму. Без соблюдения этого фактора возможно развитие проблем с усвоением новых навыков.

Способы стимулирования речи

С младенчества малышу поют колыбельные, рассказывают сказки, потешки, стишки. Он контактирует со взрослым, смотрит на его лицо, перенимает эмоции и мимику.

В год начинают развивать предметную деятельность. Малышу дают игрушки, краски для рисования, материалы для лепки. Развитие моторики сказывается на формировании речевых навыков.

Чем больше ребенок слышит речь взрослых (грамотную и правильную), тем выше шансов на нормальное развитие. Существует множество специальной литературы, где детально описаны игры и упражнения.

Развитие фонематического слуха проводят на основе неречевых звуков. Малыша учат прислушиваться к окружающей среде, выделять шум: гул машины, шуршание колес по асфальту, льющуюся воду. После чего переходят на различение звуков.

Родители не оценивают разницу между буквенной и звуковой системой. Буквы пишут, звук говорят. Есть разное количество знаков (звуков больше), различается произношение (звук «Л» и буква «эЛ»). Дошкольникам дают звуковую систему.

С малышом учат стихи, сказки, играют в словесные игры. На его вопросы нужно отвечать, учить интересоваться окружающим миром. Существуют специальные тетради для занятий с дошкольниками. В них собран материал по лексическим темам.

Не торопитесь переходить к новой теме, пока не усвоена старая. Дети в разном темпе усваивают знания.

При возникновении проблем обращаются к логопеду. Он проводит диагностику. При подтверждении диагноза назначает коррекционное обучение.

Половые различия

Есть теория, что мальчики развиваются позднее девочек. Родители полагают, что задержки у сильного пола нормальное явление, беспокоиться не о чем. Окружающая среда влияет на детей, любой фактор ускоряет или замедляет появление навыков.

Психологи условно выделяют две группы малышей: молчунов и болтунов. Для первой характерна созерцательность, длительная адаптация к среде, они быстро начинают говорить. Им важно быть услышанными и понятыми. Родители должны отвечать на вопросы малыша.

Болтуны интересуются окружающим миром, везде лазят, трогают предметы, задают вопросы. Легко адаптируются, рано начинают говорить.

Специалисты полагают, что мозг девочек созревает быстрее: к двум годам у них обширный словарный запас. Они эмоциональны, делятся впечатлениями с окружающими. Мальчики сдержаны, молчаливы.

Есть мнение, что многое зависит от двигательной активности ребенка. Девочек приучают сидеть на одном месте и играть тихо, в то время как мальчикам дают активные игры.

Мультинациональная семья

В некоторых странах употребляют два-три языка. Семья говорит то на одном, то на другом. Билингва растить непросто, есть множество сложностей. Разное звучание порождает сложности воспроизведения звуков. Они могут искажаться или заменяться.

В английском языке принято межзубное произношение, когда кончик зубов находится между зубами. В русском это считается неправильным. Ребёнок может путаться и перенимать не те фонемы.

Двуязычная семья должна четко разграничивать употребление языков – один для улицы, сада или школы, другой – для дома. Иначе ребенок запутается. Маленькие дети могут осознанно использовать тот или иной язык в разных ситуациях.

В раннем возрасте родители могут пытаться привить владение иностранным языком. Для этого нанимают няню, отдают в специализированный детский сад, кружки. Это не выращивание билингва, скорее ребенок запомнит некоторые песенки и слова.

Чрезмерное увлечение иностранными языками, стрессовая обстановка приводят к заиканию. Поэтому родителям стоит все хорошо взвесить перед началом обучения.

Разграничение проблем

Отставание в развитии может происходить по разным причинам. При выявлении проблем необходимо обращаться к консилиуму специалистов. Внимательные родители могут заметить, как их ребенок не пытается разговаривать, не реагирует на обращенную речь.

Причиной этого могут быть разные нарушения. От правильной постановки диагноза зависит успех коррекционной работы. При расстройствах аутистического спектра с младенчества наблюдается:

  • отсутствие зрительного контакта;
  • стереотипные движения;
  • нестандартные эмоциональные реакции.

Отклонением считается нарушение коммуникативной сферы. Ребенок произносит некоторые слова либо вовсе не говорит. Малыш осваивает алфавит, механически читает, говорит фразами из рекламы или фильмов.

Родители замечают, что ребенок не реагирует, когда его начинают звать по имени. Это может быть как проявлением аутизма, так и проблем со слухом. В таком случае нужно бить тревогу, применять аппаратные методики исследования слуха.

При нарушениях интеллекта отстает развитие. В норме ребенок должен не только говорить определенное количество слов к году, но и владеть навыками ходьбы, манипуляцией предметов.

При мутизме у ребенка нормально развивается речь, но он отказывается общаться с детьми, взрослыми. Причины в психологических проблемах.

При диагностике врач оценивает не только, сколько слов знает малыш, но и понимание обращенной речи. Для этого даются инструкции, если дошкольник хорошо их выполнил, то у него все в порядке с этой стороной.

Не понимать обращенную речь дети могут по разным причинам: при низком слухе, аутизме, сенсорной алалии. Для уточнения диагноза необходим консилиум специалистов.

Проблемы с речью

Родители не всегда понимают последствий отставания в развитии. Они считают, что стоит ребенку пойти в детский сад, задержка пройдет сама. Но малыш заговорит на уровне годовалого возраста. Для исправления нужна помощь специалистов.

Психика − взаимосвязанная система. Проблемы одной части неизбежно вызовут нарушения в другой. Будут проблемы с мышлением, вторично нарушится работа интеллекта.

Проблемы с устной речью приведут к плохому усвоению письменной. Дошкольнику трудно будут даваться буквы, чтение, письмо. Возникнет дисграфия, дислексия.

При любых отставаниях в развитии нельзя пренебрегать помощью специалистов. Чем раньше оказана коррекционная помощь, тем больше шансов на излечение.

 

Читайте также:  Мозжечковая дизартрия: как распознать и вылечить болезнь
Оцените статью
Популярный образовательный портал по сочинениям, развитию и постановке речи