Классификация различных речевых нарушений

Речевые нарушения не возникают просто так, ниоткуда. Для любого из них есть своя определённая причина. Классификация речевых нарушений начинается с поиска причин.

Причины нарушения речи

Причины речевых нарушений – это воздействие на организм неблагоприятных факторов: внешних и/или внутренних.

Внешние, или социально-биологические, причины нарушения речи:

  • Неблагоприятные условия жизни, отсутствие положительных эмоций в семье, педагогическая запущенность.
  • Подражание неправильной речи (повторение за младшими братьями и сестрами, за сверстниками в детском саду).
  • Коверканье взрослыми собственной речи (т.н. сюсюканье).
  • Стрессы.
  • Физическая ослабленность.

Внутренние причины речевых нарушений заключаются в следующем:

  • Внутриутробные патологии, вызванные наследственностью, инфекциями, болезнями матери в течение беременности, прием лекарств и алкоголя, радиоактивное облучение.
  • Натальные и постнатальные вредности, а именно: родовая травма, кислородное голодание плода, недоношенность.

В логопедии учитываются и такие факторы, как нарушения слуха, психические отклонения, аутизм. Классификация речевых нарушений в науке учитывает всё, что воздействует на речь ребенка, прямо или косвенно.

Клинико-педагогическая классификация

Все виды нарушений речи подразделяются на два направления:

  • Нарушения устного высказывания,
  • Нарушения на письме.

Виды речевых нарушений устной речи учитывают семантику, т.е. осознание ребенком фраз и предложений. Если понимание присутствует, но страдает звукопроизносительная сторона, то речевые нарушения делятся на следующие виды:

Таблица расстройств фонационного оформления предложения

  • Алалия – это отсутствие или явное недоразвитие речи по причине поражения мозговых центров речи.
  • Афазия – утрата сформировавшейся речевой деятельности по причине травм или болезней (инсульт и пр.).

Речевые нарушения, выявляемые при письме и чтении, называются дисграфией и дислексией.

  • Дисграфию определяют как по неразборчивому почерку, так и по характеру неорфографических ошибок («не на правила»), когда пропускаются буквы, не дописываются слова, нет четкого разделения парных согласных звуков, нет четкого понятия мягкости-твердости согласных, смешиваются гласные даже под ударением).
  • Дислексией называют неумение свободно, без ошибок читать, переводя зрительный буквенный образ в звуковой.

Письменные речевые нарушения имеют степени проявления, которые варьируются от легких до тяжёлых.

Нарушение средств общения

Системные нарушения речи занимают в науке особое место. На сегодняшний день они настораживают своей распространенностью. По мнению учителей дошкольной подготовки, сегодня среди будущих первоклассников каждый второй имеет нарушение.

Психолого-педагогическая классификация включает в себя:

  • Общее недоразвитие речи как нарушение всех речевых сторон (смысла, произношения, грамматики) требует пристального внимания и, конечно, своевременной профилактики.
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи выделяется в отдельную группу, но очень часто входит в комплекс ОНР, ведь фонетические нарушения влияют на осознание речи, а значит, и на грамотное чтение и письмо.

Профилактика речевых нарушений заключается в систематических занятиях с детьми дома и в детском саду, она в колоссальной степени зависит от родителей, ведь ни одно упражнение не может дать должного эффекта без постоянной, ежедневной, кропотливой тренировки.

На что стоит обратить внимание при обследовании речи ребенка:

  • Соотношение активного и пассивного словаря. Пассивный словарь это те значения слов, которые осознаются ребенком, однако сами слова не произносятся. Именно актуализация словаря вызывает большие сложности.
  • Неточное употребление лексического значения слов. Речь бедна словами, обозначающими признаки, качество. Сложность могут представлять и некоторые глаголы (поезжай, пылесошу, надеть/одеть пр.).
  • Трудности в подборе однокоренных слов, образование их при помощи суффиксов и приставок.
  • Ряд затруднений вызван узким кругозором. Так ребенок может просто не знать, что индюк болбочет, а голубь воркует. Многие профессии оказываются для детей загадкой, названия ягод, птиц, плотницких инструментов. Здесь очевидна роль семьи в общем развитии ребенка. Этот недостаток называют бедностью словаря.
  • Неумение выделить основные признаки предметов приводит к тому, что лось вполне может стать оленем, а оса – пчелой. Это же относится и к именам прилагательным. У детей с ОНР всё большое и маленькое. Высокий, длинный, узкий, тонкий – все эти слова требуют обязательной проработки в речи у детей дошкольного возраста.
  • Детям с ОНР трудно дается подбор синонимов и антонимов ко многим словам. Основными ошибками является употребление слова с частицей не, слова другой части речи, слова, антонимически близкие, но не являющиеся антонимами (морозный теплый).
  • Затрудненное использование предлогов, особенно таких, как: через, сквозь, между.
  • Аграмматизмы в речи у детей дошкольного возраста. Это достаточно тяжелые нарушения, так как исправляются с большим трудом, требуют постоянного контроля и дополнительной работы (неправильное использование родовых, падежных окончаний, игнорирование чередования и пр.).

Профилактика нарушений речи этого вида, тем не менее, под силу родителям, которым необходимо уточнять значения слов, тут же исправлять неточности в речи ребенка, а не игнорировать их.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Классификация нарушений речи включает в себя и фонетико-фонематическое недоразвитие, которое мешает полноценному общению. Этот вид нарушений средств общения является наиболее сложным, и без помощи специалиста здесь не обойтись. Его определяют по следующим трем признакам:

  • Звука нет.
  • Звук искажен.
  • Звук заменён другим.

Чем большее количество звуков у ребенка не сформировалось, тем выше фонематические нарушения. Ребенку сложно понять звуковой состав слова, он не различает глухость и звонкость, твердость и мягкость. Способность различения фонем (фонематический слух) можно проверить специальными заданиями:

  1. Дать возможность прослушать разницу между правильной и неправильной речью, активизируя слуховой контроль.
  2. Произнести цепочку слогов с оппозиционными фонемами: ба-ба-па, да-та-да.
  3. Узнать контрольный звук в последовательности звуков.
  4. Выделить слог из ряда слогов (га, на, па, та, ра). Ребенок может поднять фишку, услышав заданный звук.
  5. Определить наличие заданного звука в ряде слов. Ребенок выполняет задание на слух без дефектного проговаривания, поднимая фишку.

Правильно выполненные задания – профилактика речевых нарушений.

Недостаточный уровень развития фонематического слуха проявляется и в неумении ребенка:

  • угадать звук в начале и в конце слова (чаще выделяют слог);
  • подобрать иллюстрацию, в наименовании которой есть контрольный звук;
  • самому сочинить слово с заданным звуком в начальной, в серединной  или в конечной позиции.

Для речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием характерно нарушение просодики, речь неясна, артикуляция «сжата». Зачастую это дети с дизартрией, дислалией и другими серьезными нарушениями. Для них характерны низкий уровень внимания, отвлекаемость. Игра таких детей требует постоянного контроля взрослого, так как дети сложно перестраиваются с одного вида деятельности на другой, могут возникать трудности со сверстниками из-за непонятных для других высказываний, отчего дети могут сильно переживать.

Когда стоит бить тревогу

Речевое развитие проходит в дошкольном детстве несколько стадий, пропуск одной из них или запоздалое появление должны насторожить родителей. Наслушавшись историй о позднем начале связной речи у детей подруг или знакомых («Наш заговорил после 3-х, теперь не остановишь»), мамы упускают драгоценное время, ведь объем речи не равен его качеству. Стоит такого разговорчивого ребенка попросить составить рассказ по картинке – и сразу талант говорить куда-то исчезает!

А дело в том, что речевая задача, связанная с мышлением, куда сложнее обычных бытовых разговоров. Поэтому при наличии задержек в развитии речи нужно как можно скорее обратиться к специалистам: логопеду и неврологу. Иначе речевое запаздывание потянет за собой вниз и мышление.

  • 2-3 мес. Ребенок начинает гулить, проявляя таким образом реакцию на окружающий мир.
  • 9-10 мес. Появление лепета. Это чрезвычайно важный подготовительный этап, на котором ребенок учится произносить слоги в определенном порядке и ритме (мамама, баба-ба). Неслучайно логопеды интересуются этим этапом, когда к ним обращаются с той или иной речевой проблемой.
  • 1 год. Первые слова.
  • 1,5-2 года. Фразовая речь. Стремительное речевое развитие. Наивысшая способность к овладению языком именно в этот период. Происходит профилактика речевых нарушений.
  • 3 года. Возраст речевого взрыва. Объёмный словарь ребенка позволяет строить предложения, даже сложноподчиненные. Некоторые с удовольствием заучивают большое количество стихов.
  • 5 лет. Развернутая монологическая и диалогическая речь.
  • 6-7 лет. Поставлены все звуки родного языка. Если к моменту школьного обучения у ребенка останутся дефекты звукопроизношения, велика вероятность появления дисграфии.
  • Ротацизм неверное произношение звука «р».
  • Ламбдацизм – дефект звука «л».
  • Сигматизм – страдают свистящие и шипящие звуки.
  • Йотацизм не даётся звук «j» (буква Й).
  • Каппацизм – гортанный или голосовой «к».
  • Гаммацизм – дефектное звучание «г».
  • Хитизм – отличный от нормы звук «х».
  1. Показ. Правильное произношение звука с показом верной артикуляции иногда помогает вернуть звук на место.
  2. Артикуляционные упражнения. Это важный метод, без которого никакой прогресс невозможен. Большая часть упражнений выполняется дома с родителями, так это ежедневная работа. Разнообразие форм подачи материала, его доступность как в печатных, так и в видеоматериалах не представляют особой сложности для заботливых мам и пап.
  3. Механическое воздействие. Использование логопедических зондов, массажа лучше доверить специалистам.
  4. Опора на сохранные звуки. Чтобы научить ребенка правильно произносить тот или иной звук, нужно выяснить, какие звуки у него сохранны. Оттолкнувшись от них, можно поставить нужный звук. Так звук «р» чаще всего ставят от «д» или «т» (реже от «ж» или «з»).
  5. Слуховой, зрительный контроль необходим для сверки собственных действий с образцом.

Чем серьезнее нарушение речи, чем глубже затронут мозг, чем более системные нарушения речи, тем раньше необходимо начать коррекционную работу. Совместная работа логопеда, невролога и родителей обязательно дадут положительный эффект. Степень его находится в прямой зависимости от усердия всей семьи.

Читайте также:  Нарушение речи во взрослом возрасте
Оцените статью
Популярный образовательный портал по сочинениям, развитию и постановке речи