Как обучить ребенка правильно произносить звук С

 

Звук С является одним из самых простых в произношении звуков. Появляется он довольно рано. И если у ребенка нарушено его произношение, то с большой вероятностью будут проблемы с другими группами звуков.

Кроме того, нарушение этой группы чаще всего встречается, если у ребенка фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Артикуляция свистящих − одна из самых простых для ребенка, поэтому работу всегда начинают с этой группы.

Правильная артикуляция и нарушения произношения

Правильная артикуляция С аналогична артикуляции И. Только зубы сомкнуты, язык за ними и находится внизу, по его центральной части проходит воздушная струя. Выдох получается сильным и холодным. Если органы артикуляции принимают неправильное положение, тогда получается искажение звукопроизношения. Поэтому при диагностике логопед обращает внимание на состояние артикуляции и речевое дыхание.

Неправильное произношение свистящей группы называется сигматизмом, а их замена в речи на другие – парасигматизмом.

Основные типы нарушения:

  • У ребенка отсутствует звук в речи.
  • Межзубный − когда ребенок говорит С, язык находится между зубов. Появляется свистящий звук с призвуком как в слове «that». При этом нарушении воздушная струя не холодная, а теплая.
  • Боковой − во время произношения язык занимает положение сбоку или поднимается. Воздушная струя направлена вбок, один уголок губ может быть опущен, а щель между зубами становится больше.
  • Носовой − при данном виде сигматизма получается гнусавый звук, больше похожий на Х. Артикуляция при этом следующая: губы не растянуты в положении улыбки, язык отодвинут вглубь рта, а выдыхает ребенок через нос, что придает звуку гнусавый оттенок.

Чаще всего в речи свистящие заменяют на шипящие, может быть озвончение. В таких случаях большое внимание следует уделять этапу дифференциации.

Причины нарушений

Одна из причин появления сигматизмов − это нарушение артикуляции. Оно может быть обусловлено анатомическими особенностями, например, неправильный прикус. Тогда вам нужно посетить ортодонта. Или это может быть наличие аденоидов, которые нужно удалить.

Нарушения звукопроизношения С могут быть обусловлены следующими особенностями работы артикуляционного аппарата:

  • слабый мышечный тонус языка;
  • тремор кончика языка.

Отсутствие или нарушение произношения С может быть проявлением дислалии (простой и сложной форм) или быть частью более сложных речевых нарушений: дизартрии, ринолалии, алалии. Исходя из причины нарушений, логопед составляет план коррекционной работы.

Логопедическая диагностика

Логопед смотрит на состояние артикуляционного аппарата: состояние прикуса, мышечный тонус языка и губ. Для этого он просит дошкольника выполнить упражнения на удержание определенного положения и динамические задания. Кроме этого, логопед оценивает речевое дыхание: смотрит, как малыш делает вдох-выдох, просит сыграть на дудочке.

Для диагностики звукопроизношения специалист подбирает речевой материал, в котором С находится в начале, середине и конце слова. При этом в словах не должно быть смешиваемых звуков. Это З, Ц и шипящая группа. Сначала логопед просит сказать звук изолированно, затем в слогах, словах, фразовой речи и предложениях. Потом он просит ребенка составить рассказ или описать то, что нарисовано на картинке и обращает внимание на то, как звучит С в обычной речи.

Затем делают диагностику фонематических процессов. Логопед называет звуки, а ребенок должен сделать определенное действие, когда услышит нужный. Постепенно специалист усложняет речевой материал, называя слоги и слова. Затем пациенту предлагают назвать нужное слово из пары паронимов, выбрать из списка слова с нужным звуком.

На основе данных диагностики логопед составляет план коррекционной работы. Если речевое нарушение сложное, то малышу необходимо оказать комплексную помощь. Она включает совместную работу логопеда, невролога, дефектолога.

Подготовительный этап

Поставить С можно самостоятельно дома, если вы будете выполнять специальные упражнения. Подготовка к постановке состоит из артикуляционной гимнастики и формирования правильного речевого дыхания. Если у языка нарушен мышечный тонус, то необходимо делать массаж. В аптеке вы можете приобрести специальный набор для логопедического массажа.

Ребенок может делать самомассаж языка:

  • «Непослушный язычок» − широкий язык на нижней губе. Ребенок проговаривает «пяпяпяпя», язык не убирает.
  • Положение языка аналогичное, только теперь ребенок должен слегка его покусывать − кончик и серединку.

Кроме такого массажа, на подготовительном этапе делают комплекс артикуляционных упражнений. Основное положение для губ во всех заданиях − улыбка, а язык занимает нижнее расположение. Ваша задача − научить делать язык широким и расслабленным и удерживать в таком положении внизу за зубами. Хорошее упражнение «Горочка»: кончик языка упирается в нижние зубы, а его серединка и боковые края выдвигаются вперед − получается горка.

Кроме гимнастики для артикуляционного аппарата, вам нужно выработать сильный выдох.

  • «Кто забьет гол». Для этого вам понадобится два маленьких кусочка ваты и предметы, которые будут воротами. Вытянуть губы трубочкой, сделать вдох носом и на выдохе задуть мячик из ваты. Выполняя это упражнение, ребенок должен, не надувая щек, сдвинуть ватку на одном выдохе.
  • Делайте все то же самое, только теперь губы в положении улыбки, а широкий язык находится на нижней губе. Ребенок сдувает ватку, произнося удлиненный Ф.

Подготовительный этап нужен для формирования основы для постановки правильного произношения С. Также упражнения для свистящих являются основой для постановки других групп звуков. Именно поэтому, если нарушено звукопроизношение нескольких групп, работу начинают со свистящих.

Способы постановки

В домашних условиях взрослые могут самостоятельно поставить С. В качестве опоры можно использовать артикуляцию И. Попросите несколько раз ребенка длительно произнести И, а после выполните артикуляционные и дыхательные упражнения. Есть два способа постановки С:

  1. Попросите ребенка улыбнуться как при произношении И. Зубы должны быть вместе, а язык находиться за ними. Затем малыш дует на ватку перед ним. Вы можете услышать легкий свист. Чем сильнее ребенок будет выдыхать, тем более четким получится звук.
  2. Механический способ − для его выполнения вам понадобится ватная палочка. Исходное положение как при артикуляции И. Только посередине языка поместите кончик ватной палочки и слегка надавите, чтобы получился желобок. Ребенок дует на язык − вы услышите С. Обязательно поднесите тыльную сторону ладони: на выдохе струя получается холодная, сильная и узкая.

Механический способ можно использовать на этапах автоматизации изолированного произношения и отработки звука в слогах. Когда органы артикуляции «запомнят» нужное положение, ватную палочку можно убрать.

Многие родители спрашивают: «Как научить ребенка выговаривать букву С?» Ставят звук, а буквы изучают на занятиях по обучению грамоте. Человек слышит и произносит звуки, а читает и видит буквы. Эту разницу нужно объяснять ребенку, чтобы ему было легче усвоить звуковой анализ слова.

Рекомендации родителям

Автоматизацию начинают с изолированного произнесения, постепенно усложняя речевой материал от слогов к самостоятельному составлению рассказов по картинке. В начале работы речь должна быть максимально насыщена звуком С, затем постепенно приближайте ее к обычной разговорной речи. Ребенку можно предлагать учить небольшие стихотворения. Также вначале выбирайте слова, в которых не будет похожих по акустическим признакам звуков.

В русском языке звук С − согласный глухой. Поэтому следите за тем, чтобы при его произнесении у ребенка голосовые связки не работали. Для этого тыльную сторону ладони приложите к голосовым связкам − они не должны вибрировать. Эта особенность вам пригодится, если ваш ребенок путает С и З. Именно на тактильном ощущении вы сможете показать ему различие между этими звуками.

Как быстро происходит постановка и закрепление правильного произношения? Чем старше возраст, тем дольше может проходить работа. Например, у подростка этап автоматизации звука в разговорной речи может длиться дольше, потому что неправильное произношение закрепилось прочнее, чем у трехлетнего малыша, который только осваивает речь. Поэтому заниматься речевым развитием нужно с раннего возраста, тогда у вашего ребенка речь будет правильной и красивой.

 

Читайте также:  Характеристика и особенности фонетико-фонематического недоразвитие речи у детей
Оцените статью
Популярный образовательный портал по сочинениям, развитию и постановке речи