Как научиться произносить звук Л взрослому человеку

 

Влияние нарушений звукопроизношения на жизнь человека довольно велико. Часто возникает комплекс неполноценности, особенно сильно проявляющийся у подростков. Если человек к подростковому возрасту не сможет преодолеть его, то высока вероятность возникновения психических расстройств, комплексов, стеснения самого себя и невозможности выражать собственную индивидуальность в желаемой мере. Многим людям удается преодолеть барьер, принять свое отличие от других. Но не каждый взрослый способен чувствовать себя комфортно при общении с другими людьми из-за имеющихся речевых нарушений. И, если дефекты речи не были скорректированы в детстве, возможно их устранение во взрослом возрасте.

Причины нарушенного звукопроизношения у взрослых

Чаще всего нарушенное звукопроизношение у взрослых − это результат не устраненных в детстве речевых проблем. Как правило, речевое нарушение сопровождается низким тонусом и небольшой дискоординацией артикуляционных органов: языка, губ, челюстей.

Нередко отмечаются и разнообразные аномалии строения речевого аппарата: неверно сформированный прикус, короткая подъязычная связка, завышенный или узкий нёбный свод. Диагностировать их может стоматолог либо ортодонт. Также на состояние речи влияют такие факторы, как ухудшение физического слуха и неврологические проблемы. Речевые проблемы могут возникнуть из-за травмы или сильного стресса.

Виды и механизмы нарушения звука [Л]

При верном артикулировании звука [Л] губы приоткрываются, принимают артикуляционную позу идущего за ним гласного, между резцами небольшой промежуток, язык расслабляется, его кончик поднят к альвеолярному отростку и притрагивается к деснам, боковые края создают с молярами щели, сквозь них с выдохом проходит воздушный поток, корень языка чуть поднят, голосовые складки соединяются и дрожат. Звук [Л] согласный, твердый, звонкий, ротовой, сонорный, смычно-проходной, переднеязычный.

Нарушенное произношение звука [Л] носит название ламбдацизм. Существует несколько его типов:

  • Межзубный. Раздается верное звучание, но артикуляционная позиция нарушена: кончик языка располагается снаружи, зажимается зубами.
  • Носовой. Произношение сильно отклоняется от правильного артикуляционно и акустически. Язык задевает небо, часть воздуха или вся выдыхаемая струя идет в нос. Раздается смазанное сочетание [НГ].
  • Губно-губной (двугубный). Звучание похоже на [У], или английский [W]. При таком ламбдацизме фонему воспроизводят губы, кончик языка располагается глубоко во рту, не задействован в артикулировании.
  • Губно-зубной. Звучание, сходное с [В]. Нижняя губа смыкается с верхними зубами, язык располагается глубоко во рту.
  • Боковой. Воздушный поток выходит сквозь одну боковую щель, вторая сторона языка соединена с верхними молярами.
  • Смягчение. Промежуточное звучание между твердым и мягким [Л]. Середина язычной спинки поднимается сильней, чем требуется.

Замена звука Л другими звуками именуется параламбдацизм:

  • Замена на [Ы]. Спинка языка выгибается, а кончик опускается. Человек даже не распознает замену, часто думает, что фонема просто отсутствует.
  • Замена на [Г]. Кончик языка не приподнимается, а расслаблен и расположен глубоко во рту, задняя часть язычной спинки, изгибаясь, прилегает к мягкому небу.
  • Замена на [Й]. При подобном искажении кончик языка располагается на дне рта, а не приподнимается к альвеолярному отростку, а середина спинки изгибается кверху.
  • Замена на [У]. В артикулировании вместо языка задействованы губы.
  • Замена на [В]. При данном варианте параламбдацизма нижняя губа примыкает к верхним зубам. Человек обычно считает это речевое нарушение простой нечеткостью речи.

Помимо перечисленных вариантов неправильного произношения фонемы [Л], возможно ее полное отсутствие.

Процесс работы над звуком [Л]

При дефектном проговаривании нескольких фонем, а также при возникновении речевых нарушений во взрослом возрасте после перенесенного стресса или полученной травмы, необходимо обратиться за квалифицированной помощью логопеда. Если взрослый неверно произносит только одну-две фонемы, он может справиться с речевой проблемой самостоятельно в домашних условиях, без помощи специалиста.

Процесс устранения дефектного произношения любого звука состоит из четырех этапов: подготовительного, собственно постановки, автоматизации, дифференциации.

Нельзя пропускать этап и переходить на следующий, полностью не освоив предыдущего.

Подготовительные упражнения для звука [Л]

Подготовительный этап служит для создания верной артикуляционной позиции. Он предполагает выполнение специальных логопедических упражнений. Для верного воспроизведения звука [Л] важно добиться подъема кончика и спинки языка, научиться расслаблять боковые края и совершать целенаправленный выдох.

Для отработки подъема кончика языка применяются такие упражнения:

  • Открыть рот, губы не напряжены, расслабленный язык быстро кладут вначале на верхнюю губу, потом на нижнюю. Поэтапно усложнять действие, переставляя язык в рот, фиксируя у альвеолярных отростков.
  • Открыть рот. Плоским языком облизнуть расслабленную верхнюю губу, передвигаясь сверху вниз, потом спрятать язык к середине неба.
  • Улыбнувшись открыть рот. Плоским языком прижаться к верхним альвеолам и громко оторваться. Начинать медленно, плавно ускоряясь.
  • Улыбнуться, открыв рот. Совершать расплющенным краешком языка шлепки по верхней губе вперед-назад, пытаясь не отсоединять язык от губы. Начинать выполнение действий замедленно, плавно набирать скорость и подключать голосовые связки, добиваясь сочетания [Бл-бл].
  • Напрячь согнутый кончик языка и перемещать по небу вперед–назад с разной скоростью. Межзубный промежуток равняется толщине пальца. Губы приоткрываются и не задевают резцы. Челюсти статичны.

Подъем задней части язычной спинки отрабатывается пропеванием гласных фонем [О], [У], [А], [Ы]. Для тренировки навыка опускания боковых сторон языка и целенаправленного выдоха потока сквозь щель между ними и молярами надо плотно держать плоский кончик языка зубами, выдохнуть воздух, надув щеки, одновременно пальцами легонько стукнуть по ним, чтобы послышалось хлюпанье.

Когда артикуляционные органы будут готовы и упражнения получится выполнить безошибочно, в довольно ритмичном темпе, можно заняться постановкой звука.

Способы постановки звука [Л] у взрослых

Постановка звука [Л] у взрослых проводится такими же методами, как и у детей, выбор приема зависит от механизма дефекта.

Постановка звука в случае его отсутствия возможна тремя способами:

  1. От опорной фонемы [А]. Расположить плоский край языка на нижней губе и легонько прижать его резцами. Язык неподвижен. Выполнить многократно. Потом нужно протягивать звук [А] в момент прикусывания языка, плавно увеличивая скорость. Должны послышаться слоги АЛ и ЛА. После получения необходимых слогов язык переместить за зубы, в верное для артикуляции [Л] положение.
  2. Механическим путем от опорной фонемы [У]. Расположить язык между вытянутыми губами. Протягивать [У], одновременно пальцами разъединять губы, придвигая их к передней стенке резцов.
  3. От опорной фонемы [Ы]. Постановка выполняется так же, как и от фонемы [А].

Аналогичные методы постановки [Л] применяются при межзубном [Л] и при замене его фонемами [Ы] и [Г]:

  • При носовом ламбдацизме нужно добиваться точного движения воздушного потока: воздух должен выдыхаться ртом.
  • При замене [Л] фонемой [Й] надо учиться удерживать кончик языка, сильно прижавшись им к верхним резцам, расслаблять середину язычной спинки, приподнимая корень. Чтобы язык смог занять эту позицию, надо положить плоский кончик на нижние резцы и протянуть [Ы] или поместить на середину языка круглый предмет, приподнимая кончик языка к верхнему альвеолярному отростку.
  • При замене на [У] следует добиться статичного состояния губ.
  • Если есть замена на [В], надо устранить активность нижней губы. Для этого надо вначале научиться опускать ее, открывая резцы, и задерживать в данной позиции, потом приподнимать язык к верхним молярам. Выполнять неоднократно. Если не удается сделать правильно, можно расположить под нижней губой напряженный палец и помочь им.

Постановка завершается, когда человек может выговаривать звук изолированно.

Автоматизация и дифференциация звука [Л]

Правильное выговаривание звука требует обязательной автоматизации, то есть закрепления в спонтанной речи. Ее следует начать с проговаривания прямых и обратных слогов. Вначале нужно говорить слоги медленно, протягивая каждый звук. Это помогает речевым органам принять верную позицию. Плавно скорость проговаривания слогов увеличивается, приближаясь к привычному темпу речи. После удачного проговаривания звука в слогах можно автоматизировать его в словах, а затем в предложениях. На автоматизацию положительно влияют заучивание стихотворений, насыщенных закрепляемым звуком, пересказы и сочинение текстов.

Завершающим шагом работы над звукопроизношением становится этап дифференциации. Это различение похожих по артикулированию и звучанию фонем. На данном этапе человек учится не заменять их в речи и не путать буквы на письме. Это наиболее важно для тех, у кого ранее наблюдались параламбдацизмы.

Начинается дифференциация по аналогии с автоматизацией с различения фонем в слогах, потом приступают к словам и фразам. При дифференциации актуально использование скороговорок. После завершающего этапа дети свободно применяют правильный звук в собственной речи. Но взрослому может понадобиться гораздо больше времени из-за слишком долгого неправильного произношения.

Таким образом, научиться правильно говорить звук [Л] взрослому человеку можно самостоятельно при отсутствии других речевых проблем. Трудность состоит в том, что довольно продолжительное время потребуется самоконтроль. Он нужен для того, чтобы устранить имеющийся автоматический навык неправильного произношения.

 

Читайте также:  Внезапное нарушение речи или афазия
Оцените статью
Популярный образовательный портал по сочинениям, развитию и постановке речи