Характеристика, возникновение и коррекция общего недоразвития речи 3 степени

 

Общее недоразвитие речи (ОНР) − логопедическая патология, характеризующаяся замедлением формирования речевых навыков. 3 уровень ОНР связан с нарушением развития лексических и грамматических единиц. При заболевании, речь ребенка неграмотна при неразборчивом звукопроизношении. Выявить степень ОНР можно с помощью логопедического исследования. Устранение патологии основывается на коррекции речевых навыков ребенка с логопедом, направленной на усвоение лексических и грамматических категорий, и улучшение фонематических процессов.

Общая информация

Общее недоразвитие речи принято делить на четыре различных уровня или степени, отличающиеся выраженностью речевого дефекта. Подобная классификация позволяет оптимизировать выявление нарушений и последующее логопедическое лечение. Говоря об ОНР 3 степени, специалисты отмечают сохранение развернутых фразовых высказываний при наличии фонетико-фонематических и лексико-грамматических ошибок.

Важно понимать, что симптоматика данного уровня нарушений близка к нормальной речи, однако, нуждается в коррекции с помощью психологической и речевой работы с логопедом. ОНР 3 уровня часто выявляется у детей дошкольного возраста и у школьников младших групп.

Причины возникновения

Возникновение общего недоразвития речи 3 уровня может быть связано с различными причинами, которые имеют либо биологическое, либо социальное происхождение. Время воздействия биологических факторов может происходить в любой период жизни малыша − от внутриутробного периода до поступления на обучение в школу. Социальные причины, как правило, влияют на формирование речевых навыков в первые годы жизни.

Для устранения речевых дефектов, специалисты должны выявить непосредственную причину их развития, так как в противном случае мероприятия по коррекции будут иметь низкую эффективность.

К биологическим факторам относят большое количество состояний, сопровождающихся повреждением головного мозга, приводящих к изменению речевой артикуляции и восприятия речи на слух. К ним относятся родовые травмы, перинатальная энцефалопатия, черепно-мозговые травмы, нарушенное течение беременности в результате токсикоза или вредных привычек. При обследовании у логопеда, дошкольнику могут быть выставлены различные клинические диагнозы: дизартрия, афазия, заикание и др.

ОНР 3 уровня формируется и при неблагополучном окружении ребенка в семье. Частые стрессовые ситуации, низкий уровень социальных контактов с родителями и другими детьми, низкий уровень внимания воспитателей в детском саду, а также неграмотность речи окружающих, приводят к речевым дефектам и замедляют психическое развитие. Подобная ситуация может возникнуть при многоязычном окружении и при дефиците общения дома, например, если оба родителя глухонемые.

В каждом случае общего недоразвития речи причины носят индивидуальный характер. Следует отметить, что исправить речевые дефекты можно только при нормализации окружения ребенка и на активных логопедических занятиях.

Клинические признаки

Ребенок с ОНР 3 степени общается с помощью развернутых фраз. Предложения носят простой характер и состоят из трех-четырех слов. Более сложные предложения отсутствуют либо носят единичный характер. Фразы не структурированы и неграмотны. Дети часто ошибаются в правильном склонении слов по лицам, родам, падежам и не согласуют слова друг с другом, при этом наблюдаются сложности со словообразованием. Если попросить ребенка пересказать какой-либо речевой отрывок, то последовательность изложения меняется, а сам рассказ приобретает сокращенный характер.

Дети с третьей степенью ОНР воспринимают речь окружающих в соответствии со своим возрастом. В восприятии нарушено понимание логических конструкций, связанных с пространственными, временными или причинно-следственными взаимоотношениями предметов. Кроме того, особенностью ОНР 3 степени является обеднение словарного запаса, которое выявляется только при логопедической диагностике.

Несмотря на общий связный характер речи, имеются фонетические дефекты − преобладание простых по артикуляции звуков, нарушение смягчения и озвончения отдельных букв. Если слово состоит из сложных слогов, то при разговоре ребенок может их переставлять местами или вовсе редуцировать.

Негативные последствия

ОНР любой степени − опасное состояние. Несмотря на минимальный характер изменений речи, в отдаленной перспективе патология способна привести к нарушению усвоения знаний и навыков. Если ребенок посещает школу, то затрудняется восприятие материала на слух. Кроме того, для детей с нарушениями речи характерны нарушения письма, что приводит к малоразборчивому почерку. При выставленном диагнозе и проблемах с речевой коммуникацией, ребенок отдаляется от коллектива, у него формируются психологические комплексы, что начинает дополнительно осложнять социальную адаптацию.

Диагностические мероприятия

Для постановки точного диагноза и выявления причин развития речевого недоразвития, обследование ребенка проводят в три этапа. Вначале с детьми работает врач-педиатр и невролог, которые проводят физикальный осмотр и исследуют функции головного мозга с помощью дополнительных методов исследования: электроэнцефалографии, магнитно-резонансной томографии и др.

На втором этапе обследования диагностикой занимается детский психолог. Его задача − оценить степень развития когнитивных и психических навыков, дать характеристику личности ребенка. Третий этап диагностики проходит у логопеда, который исследует различные стороны речевых навыков: лексико-грамматические, фонетические, фонематические, слоговую структуру и связность речи.

Логопедическое исследование является наиболее важным, если в заключении врачей и психолога не выявлено возможных органических причин развития ОНР. В процессе обследования специалисты должны установить конкретную степень нарушения развития речи для подбора эффективного лечения.

Родители должны принимать активное участие в коррекции речевых навыков у ребенка, так как логопед может общаться с ним ограниченное количество времени в неделю. Общение в семье и активное взаимодействие с детьми позволяют ускорить формирование у них правильной речи.

Методы коррекции

В детских образовательных учреждениях существуют специальные логопедические группы, направленные на устранение речевых дефектов. В среднем, коррекция ОНР занимает 1-2 года. Подобные занятия проводятся как индивидуально, так и группами. Логопеды рекомендуют родителям продолжать заниматься упражнениями для развития речи и в домашних условиях.

Лечить с помощью коррекции ОНР 3 степени можно различные нарушения речевых навыков. Как правило, перед логопедом стоят следующие задачи:

  • Обеспечить усвоение грамматических правил формирования речи. Детей учат строить простые и сложные предложения по нормам русского языка. Отдельное внимание уделяют работе с падежами, временем и родами.
  • Увеличить лексический запас ребенка с помощью изучения слов, подходящих для различных категорий: природа, семья, инструменты и пр. Важно научить детей правильно образовывать новые слова с использованием приставок и суффиксов.
  • Добиться формирования связной речи. Для этого дети пересказывают рассказы, свои собственные воспоминания, описывают иллюстрации и отвечают на вопросы.
  • Развитие артикуляционных навыков для формирования правильного произношения слов.
  • Логопедическая и психологическая подготовка ребенка к обучению письму и чтению. Начинать ее следует как можно раньше, так как подобная работа может занимать до одного года и более.

Коррекция должна носить комплексный характер, так как речь − это совокупность различных навыков.

Ребенок с ОНР 3 степени может обучаться в обычной общеобразовательной школе. Для предупреждения проблем с усвоением материала, ему необходимо пройти лечение у логопеда, которое наиболее эффективно на дошкольном этапе роста. Как правило, регулярные логопедические занятия, работа над речевым режимом и активное участие родителей в процессе, позволяет ребенку справиться с ОНР и восстановить связную и грамотную речь.

 

Читайте также:  Когда и во сколько дети начинают говорить и что на это влияет?
Оцените статью
Популярный образовательный портал по сочинениям, развитию и постановке речи