Характеристика ОНР 1-го уровня: памятка для логопеда и родителей

 

«У ребенка ОНР (общее недоразвитие речи) 1 уровня» − такое логопедическое заключение может услышать родитель трехлетнего неговорящего малыша. В этом возрасте некоторые дети по различным причинам наблюдаются у невролога, и не каждый родитель склонен консультироваться у логопеда по поводу отсутствия речи.

Многие думают, что дефекты речи возникают только у детей со сниженным интеллектом, глухих или слабослышащих. Увы, это мнение ошибочно. 1 уровень ОНР характерен также для детей с первично сохранным интеллектом и нормальным слухом. Если вовремя обратить внимание на эти трудности, начать коррекционную работу со специалистом, выполняя все рекомендации, то можно с ними справиться.

Определение понятия ОНР 1 уровня

Отечественные авторы определяют ОНР 1 уровня как почти полное отсутствие речи у ребенка. Речевая деятельность человека состоит из нескольких компонентов – это активный и пассивный словарь, звукопроизношение (правильное произношение отдельных звуков и звукокомплексов, а также способность услышать именно эти звуки), грамматический строй речи (взаимодействие слов между собой), связная речь (способность четко и ясно излагать свои мысли, не отвлекаясь на детали).

У ребенка с ОНР 1 уровня все эти компоненты, так или иначе, нарушены.

Актуальность

Речь, а особенно правильная – важнейший компонент коммуникации. Для того чтобы ребеночек, а в дальнейшем и взрослый, был успешен, он должен говорить понятным и доступным способом. Грамотное повествование развивает личность ребенка, позволяет передавать свои мысли и эмоции, делиться впечатлениями, расширять свой кругозор.

Статистика

Анализ статистических данных неутешителен – у всех детей с речевыми нарушениями ОНР диагностируется более чем в 70%.

Подтипы

Общее недоразвитие речи 1 уровня характеризуется нарушением всех элементов речевой системы.

ОНР 2 уровня – использование в своей речи нескольких слов, при этом характерно не всегда правильное их произношение.

ОНР 3 уровня – ребенок уже способен говорить длинными фразами, словарный запас увеличивается.

ОНР 4 уровня – на данном этапе остаются незначительные сложности, иногда допускаются ошибки. Важно не прекращать заниматься, так как отдельные трудности могут мешать первокласснику или дошкольнику справляться с чтением и письмом.

Сравнительные особенности нарушения развития речи

Характеристика выявленной у ребенка патологии зависит выраженности симптомов:

Лексический запас Звукопроизношение Фонематическое восприятие/ фонематический слух Грамматический строй Слоговая структура Связная речь Понимание
ОНР 1 ур. Звукоподражания, лепетные слова Множественные нарушения В начальном состоянии/ грубо нарушен Нарушен Нарушена Отсутствует Зависит от ситуации
ОНР 2 ур. Маленький (значительно меньше нормы) Различные и многообразные искажения, замены, отсутствие звуков Недостаточность Не сформирован Грубо нарушена Фраза из 2-3 слов Значительно развивается
ОНР 3 ур. Значительно увеличивается Имеют место все виды звуковых нарушений Недостаточно развито/ навыки звукового анализа и синтеза самостоятельно не формируются Правильное употребление простых предложений, специфические ошибки (неправильное согласование, пропуск и замена предлогов, ошибки в ударениях) Слоговая структура нарушена меньше, но остаются ошибки (сокращение слогов, перестановка, замена) Преобладание простых предложений Уже ближе к норме
ОНР 4 ур. Практически норма Могут оставаться искажения звуков, трудности постановки [Р] Недостаточно сформировано Могут оставаться ошибки в употреблении существительных, в падежных окончаниях  (родительном и винительном), множественном числе, употреблении сложных предлогов Остаются отдельные нарушения – сокращение, перестановки звуков, намного реже – пропуск и перестановка слогов, добавление слогов Пропуск и замена союзов, инверсии (перестановка обычного порядка слов в предложении) Практически норма

Как видно из таблицы, каждый уровень имеет свои характерные особенности и первый – самый тяжелый.

Причины возникновения

Существует несколько групп причин, под воздействием которых могут возникать эти нарушения:

  • Патологии во внутриутробном развитии – токсикоз у матери на ранних сроках (когда идет закладка и формирование нервной системы малыша), различные заболевания, перенесенные матерью во время первого триместра беременности (особенно опасны вирусы и инфекционные заболевания в I триместре беременности), резус-конфликт.
  • Родовая патология – черепно-мозговая травма, удушение пуповиной (асфиксия), в результате чего новорожденный испытывает кислородное голодание, а это, в свою очередь, негативно отражается не только на речевых центрах коры головного мозга, но и на всех других органах и системах.
  • Перенесенные ребенком заболевания в первый год жизни – вирусные, инфекционные, различные травмы.
  • Наследственный фактор.
  • Негативное влияние окружающей обстановки – отсутствие или недостаточность правильно говорящего окружения ребенка – нарушения речи у родителей, отец и мать со снижением слуха (у слышащих детей), различные психотравмирующие ситуации, частые и длительные госпитализации детей.

Механизмы

Недостаточное развитие речи у дошкольника – системное нарушение. Пациенты с данным уровнем развития сильно отстают от своих сверстников. Если пустить этот процесс на самотек, ребенок не сможет учиться в школе, он будет испытывать не только трудности при овладении школьной программой, но и психологический дискомфорт.

Механизм формирования данной патологии связан с тем или иным поражением центральной нервной системы (например, гипоксия плода во время беременности, асфиксия во время родов, травма головы).

Диагностика

Распознавание и выявление различных речевых расстройств – это не только функция логопеда. Первичная диагностика осуществляется родителями или ближайшим окружением ребенка. В эпоху развития современных технологий каждый заинтересованный взрослый способен самостоятельно отслеживать РР (речевое развитие) своего малыша, а также способствовать активизации этих процессов. Первые признаки задержки развития речи могут отмечать и взрослые.

Также за развитием речи и общим физическим состоянием наблюдают детские специалисты (в том числе невропатолог и педиатр). Их заключения помогают логопеду составить полную картину − изучить так называемый «речевой анамнез» − особенности протекания беременности, родов, первого года жизни ребенка.

Специалисты, к которым следует обратиться

Зачастую нарушения речи сопровождаются неврологической патологией, которая выражается замедленными темпами созревания нервной системы. Поэтому грамотный специалист назначит специальные препараты, которые будут способствовать и стимулировать ее дозревание. Соответственно, лечить маленького пациента будет врач-невропатолог.

Некоторые дети испытывают психологические трудности, когда их слова, словосочетания и предложения непонятны сверстникам и родным. Поэтому для того чтобы справиться с ними и не довести ребенка до логофобии (боязни говорить), подключается детский психолог. К тому же у дошкольников с ОНР страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление.

Логопед. Основная роль в преодолении вышеуказанных нарушений отводится именно этому специалисту, который проведет грамотную диагностику, определит степень речевого развития, наметит план занятий, цели и задачи. При ОНР 1 уровня необходим индивидуальный подход к каждому конкретному ребенку, так как нарушения речи многообразны. Идеальным решением будет посещение ребенком логопедического детского сада.

Принципы терапии

Коррекция и лечение данной патологии проводится несколькими специалистами, которые используют различные методы и методики:

  • Начинать работать логопеду следует с развития понимания речи окружающих.
  • Постепенно накапливать средства общения (увеличение словарного запаса, расширение значений слов, формирование правильного звукопроизношения).
  • Усвоение различных форм общения.

Коррекционная логопедическая работа должна сочетаться с сопутствующим лечением – приемом лекарственных препаратов, физиотерапией, которые будут способствовать и стимулировать созревание центральной нервной системы.

Особое внимание следует уделять мелкой моторике, так как тренировка мышечного тонуса пальцев рук способствует активизации центров головного мозга, ответственных за речь. Доказали свою эффективность пальчиковая гимнастика, игры со льдом, с тестом, наждачной бумагой, контрастные ванны для рук, аппликатор Кузнецова и др.

Благоприятный прогноз в том случае, когда патология выявлена вовремя и начато своевременное лечение и логокоррекционное воздействие. Если же родители не заинтересованы, то последствия будут печальными.

Профилактика

Профилактические мероприятия плавно вытекают из причин появления нарушений:

  • Для женщины, планирующей стать мамой, важно подготовить себя и свой организм к вынашиванию малыша, тщательно следить за собой, наблюдаться у врача, следовать всем его рекомендациям.
  • К сожалению, момент родов не всегда зависит от будущей матери – основную роль здесь играет медицинский персонал, а точнее профессионализм и ответственность каждого конкретного работника. Женщина, в свою очередь, может позитивно настроиться на процесс родов.
  • Первый год жизни малыша – самый важный. Чем раньше удается обнаружить нарушение, тем скорее можно начать лечение и коррекционную работу.

Рекомендации

Одна из самых главных и важных рекомендаций – совместная работа ребенка, родителей и специалистов (врачей, логопеда, психолога, воспитателя).

Ведь если дошкольник посещает логопеда, занимается с ним, а дома не прикладывает никаких усилий к закреплению отработанных навыков, должного и нужного эффекта не будет или придется его ждать значительное количество времени. Многие родители считают, что если с ребенком занимается логопед или психолог, то этого вполне достаточно и им ничего не нужно делать. Это не так, все новые умения и достижения детей должны повторяться и совершенствоваться в привычных ситуациях, у них должна вырабатываться привычка произносить звуки или слова правильно.

 

Читайте также:  Разбираем коммуникативные качества речи
Оцените статью
Популярный образовательный портал по сочинениям, развитию и постановке речи