Характеристика и особенности речевого развития детей с ОНР

 

Общее недоразвитие речи (ОНР) − тяжелое нарушение речи при условии первично сохранного слуха и интеллекта. Вследствие него нарушаются все структурные компоненты речи, а конкретно: фонетика, фонематика, лексика, грамматический строй. ОНР может выступать отдельным нарушением или являться результатом других, более сложных дефектов. Характеристика детей с общим недоразвитием речи состоит из психологического и педагогического аспектов.

Впервые особенности развития речи детей с общим недоразвитием речи обозначились Р. Е. Левиной. Она же предложила условно разделить ОНР на три уровня по мере выраженности речевой недоразвитости.

Психологическая характеристика при ОНР

Дошкольники, имеющие общее недоразвитие речи, отличаются невысоким уровнем становления ведущих свойств внимания. Наблюдается слабая устойчивость внимания, невозможность его распределения. Речевой дефект негативно действует на формирование памяти. Регулярно забываются сложные инструкции, опускаются части поручений, меняется последовательность выполнения. Распространены повторения при описании предметов, изображений.

Есть отставание от ровесников в развитости наглядно-образного мышления, проблемы овладения аналитико-синтетическим процессом, сравнением. Таким дошкольникам присущи трудности при обучении по программам общеобразовательных учреждений.

Характеристика детей с ОНР затрагивает и моторную деятельность. Им свойственна нарушенная координация тяжелых движений, низкая скорость и ловкость у большего числа дошкольников. Они плохо перекидывают мяч из одной руки в другую, прыгают на одной ноге, не могут танцевать под музыку, опираясь на ритм.

По особому формируется мелкая моторика. Это заметно при выполнении простых действий, таких как застегивание одежды, завязывание шнурков.

Изначально сохранные интеллектуальные способности тормозятся в формировании из-за первичной речевой патологии. Но в процессе коррекционной работы происходит корректировка и становление мыслительных процессов.

Характеристика речи при ОНР I уровня

При ОНР I уровня отсутствует большинство звуков. Чаще всего не нарушенными остаются звуки раннего онтогенеза. Сохранные звуки отличаются нестойкостью использования. В речи лидирующее место занимают короткие слова из одного или двух слогов. Пытаясь произнести более длинное слово, ребенок пропускает слоги.

Детям тяжело дается различение даже неречевых звуков, далеких по звучанию. Резко ограничен как пассивный, так и активный словарный запас. Малыши в основном общаются невербально, у них прекрасно развита мимика, жесты, интонация.

При словесном общении используются фразы-звукоподражания, их обрывки, слова, не похожие ни на какие другие, «облегченные, детские», используемые кем-то из старших в разговорах. Одно и то же слово может использоваться для обозначения нескольких понятий. У дошкольника нет фразовой речи, а также монолога. ОНР I уровня диагностируется в трехлетнем возрасте.

Характеристика речи детей с ОНР II уровня

У лиц, имеющих ОНР II степени, отмечаются тяжелые нарушения в звукопроизношении (до 20 дефектных звуков). Характерны все типы его нарушений: дошкольники заменяют звуки, искажают их, смешивают и пропускают. Они осознают значение слова, но не могут повторить слоги в верной последовательности.

В двух-, трехсложных словах дети с ОНР II уровня повторяют один и тот же звук или слог (персеверация), переставляют их местами (парафазия), заменяют звук на следующий за ним (антиципация), смешивают отрывки нескольких слов (контаминация), вставляют добавочные части, сокращают количество слогов (элизия). Они отлично справляются с различением неречевых звучаний, но ошибаются при дифференциации речевых звуков, далеких по звучанию.

Детям недоступно освоение элементарных основ грамоты. Пассивный словарь скуден, в активном словарном запасе много именных частей речи, присутствуют наречия и глаголы. Недоступным для них является словообразование, которое заменяется словоизменением. Предложения строятся из 2-4 слов с допуском аграмматизмов, связная речь обычно заменяется перечислением событий, предметов. Диагностируется ОНР II степени после четырехлетнего возраста.

Характеристика речи при ОНР III уровня

При ОНР III уровня разбег проблемных звуков от 2 до 20. Характеризуется всеми типами нарушения звукопроизношения. Слоговая структура искажается по тому же принципу, что и при II уровне, но проблемно употребление слов из большого числа слогов. Трудно даются пятисложные слова.

Дети различают звуки, далекие по звучанию и произношению, но затрудняются при дифференциации приближенных по параметрам звуков. Начинают знакомство с процессами чтения и письма. У детей остается скудный пассивный словарь. Активного словарного запаса хватает для бытовых ситуаций. Присущи множественные замены слов, похожих по смыслу. Типично неверное понимание и употребление обобщающих понятий.

Становится доступным словообразование. Но при образовании слов дошкольник допускает много ошибок: неверно использует суффиксы, неправильно подбирает основу. Для монолога свойственен малый объем, пропуск больших частей, инверсии, нарушение логических и временных связей.

Гораздо реже появляются ошибки в словоизменительных процессах. Диагностируется ОНР III уровня после 5 лет.

Характеристика речи детей с НОНР

С недавнего времени обосабливают IV уровень ОНР или НОНР (нерезко выраженное общее недоразвитие речи). У дошкольников с НОНР отсутствуют серьезные проблемы со звукопроизношением, но при быстрой речи звуки смешиваются, либо заменяются. Повествования невнятны, невыразительны, вялые.

Словарный запас таких детей не отличается от словаря сверстников без речевых проблем. Для связной речи типичным становится «зацикливание» на незначительных деталях и пропуски главных, повторение отдельных моментов. Рассказы малоинформативны. Диагностируется НОНР с 6 лет.

 

Читайте также:  Сколько стоят занятия с логопедом
Оцените статью
Популярный образовательный портал по сочинениям, развитию и постановке речи