Характеристика и особенности фонетико-фонематического недоразвитие речи у детей

 

Фонетико-фонематическое недоразвитие или ФФН означает неправильное развитие системы произношения родной речи у малышей, сопровождающееся речевыми изменениями, спровоцированными неправильным восприятием и проговариванием звуков.

Главная особенность речи детей с ФФНР – снижение навыков анализировать и воспроизводить фонемы (звуки). Такой ребенок плохо выговаривает звуки, сложные для восприятия и воспроизведения.

Разновидности нарушений

Характеристика речи детей с ФФНР дает возможность классифицировать расстройство на три подвида:

  • замена сложных в произношении звуковых фонем простыми;
  • проблема с восприятием звуков;
  • особенность нестойкого произношения правильных фонем.

В первом случае ребенок дошкольного возраста подменяет звонкие согласные глухими, а свистящие и шипящие – простыми для произношения взрывными согласными. В результате получается «котка» вместо «кошка» и «тамотвал» вместо «самосвал».

При нарушении функции восприятия дошкольник вместо двух близких по звучанию фонем воспроизводит нечто среднее и неотчетливое. К примеру, смягченное Ш вместо С и Ш, смягченное Ч вместо Т и Ч.

Неустойчивость речи ребенка с ФФН заключается в том, что по требованию малыш выговаривает звук правильно, а в речи заменяет его или пропускает. Так, он может произнести «кошка» и «шуба», но вместе получается «У коткисуба». (У кошки шуба), «пешок» вместо «петушок». Либо в разном контексте одно и то же слово дошкольник произносит по-разному. В начале предложения слово произносится правильно, а в середине – нет.

Указанная характеристика речи детей с фонетическим недоразвитием речи нередко сочетается с пропуском звука, его искажением или слиянием с другими.

Количество неустойчивых и неверно выговариваемых фонем достигает 15-20. Обычно возникают трудности с произношением шипящих, согласных «Д» и «Т», «Л» и «Р», пропускаются гласные «И» и «Ы». Фиксируются и другие специфические особенности произношения при фонематическом нарушении.

Причины появления нарушения

Основная характеристика нарушений речи при ФФН – неправильное понимание фонем. Благодаря непродолжительным логопедическим упражнениям такие дошкольники выговаривают звуки правильно, но воспринимать их на слух не умеют. Проблемы речевого развития выражаются также в непонимании малышом основных языковых элементов. ФФНР – коморбидное расстройство. Оно сопровождается нарушением таких компонентов языка, как мелодика, тембр и темп.

Причина появления дефекта в неправильном звуковом восприятии, бедности словаря, психической задержке появления навыков построения предложений.

Это проявляется в «смазанном» произношении и сжатой артикуляции.

Диагностика

Заметить ФФНР можно при выполнении детьми заданий на различение звуков:

  • поднятие руки при произнесении указанного слога;
  • повтор за воспитателем 4–5 слогов с парными фонемами (ПА-БА, РА-ЛА, СА-ША);
  • называние слов на выбранную букву;
  • определение звука, с которого начинается слово;
  • выбор картинки на выбранную фонему.

Особенности психического развития детей с ФФН выражены неярко. Обычно наблюдается дефицит словарного запаса и нерезко выраженная задержка построения речевого ряда. Во время углубленного анализа речевых особенностей детей 5–6 и 6–7 лет отмечаются неправильные окончания при склонении слов по падежам, употреблении сложных предлогов и согласовании числительных и прилагательных с существительными. Такие ошибки может выявить только специалист по логопедии.

Кто диагностирует и куда обращаться

Направление дошкольников с фонетической патологией речи 5–7 лет в специализированные логопедические группы детских садов проводится психологической медико-педагогической комиссией (ПМПК) по месту жительства. Перед экспертизой малыша членами комиссии родители должны собрать пакет документов:

  • Заключение психоневролога, основанное на анамнезе имеющихся у малыша органических нарушений ЦНС (центральной нервной системы) или их отсутствии, а также характеристика уровня интеллектуального развития.
  • Заключение отоларинголога о наличии патологии слухового аппарата ребенка, хронических поражений ЛОР-органов.
  • Заключение логопеда о степени формирования отдельных компонентов речевой системы с примерами речи ребенка, подтверждающих расстройство фонетико-фонематической системы с сохранением лексического языкового запаса.
  • Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФНР, описывающая степень заинтересованности малыша в занятиях с логопедом; задания, выполнить которые ребенку не удается; степень усидчивости и скорость переключения с одного вида деятельности на другой; уровень критичности во время анализа своих результатов по выполнению заданий; умение пользоваться помощью педагога при появлении трудностей с выполнением задания.

Особое внимание уделяется анализу игровой деятельности: игровой драматургии, сюжетно-ролевым играм и уровню речевой активности во время игры.

На основании изучения предоставленных документов и проведенного обследования Комиссия готовит заключение о целесообразности зачисления ребенка в логопедическую группу сроком на 10 месяцев. Предельное количество детей с ФФНР в таких группах составляет 12 человек. По окончании срока обучения оценивается степень соответствия фонетических признаков речи возрастной норме.

Коррекция нарушения

Логопедическая коррекция основывается на возрастных характеристиках детей с ФФН речи. Коррекционная работа направлена на развитие у малышей дошкольного и раннего школьного возраста концентрации внимания, способности к запоминанию, навыков управления психологическими процессами и контроля психических реакций.

Главные задачи коррекционно-логопедической работы по формированию правильной речи у дошкольников предполагают:

  • Формирование нужного восприятия фонем и их соединений, навыков звукового анализа, доступного для их возраста.
  • Увеличение словарного запаса, умения составлять новые слова, понимания значения новых слов.
  • Развитие навыков составления простых развернутых и сложносочиненных предложений, употребления разных речевых конструкций в самопроизвольной спонтанной речи.
  • Формирование связной речи во время анализа рассказа, ответа на вопросы, пересказа услышанного или прочитанного.
  • Автоматизация речи, использование уточненных в проговаривании фонем.
  • Появление внимания к звуковому составу слов, их изменений и сочетаний при составлении предложений.
  • Обучение чтению и письму с использованием техник, направленных на исправление произношения сложных звуков и полноценного их восприятия.

Обучение чтению и письму способствует появлению правильной устной речи у малышей с фонематическим нарушением речи.

Одновременно проводятся занятия по увеличению лексического запаса, формированию повествовательной, описательной и разговорной речи. Перечисленные логопедические техники по исправлению фонетических нарушений взаимосвязаны. Для эффективной коррекции фонематического недоразвития устной речи применяется комплексный подход.

 

Читайте также:  Артикуляционная гимнастика у людей дизартрией
Оцените статью
Популярный образовательный портал по сочинениям, развитию и постановке речи