Эффективные методики улучшения дикции

 

Согласно риторике, четкость речи имеет значение не только для публичных выступлений, но и повседневного общения, работы, обучения. При наличии плохой дикции у человека или ребенка возникают трудности во время разговора с окружающими. Невнятная речь затрудняет восприятие информации слушателями, поэтому очень важно правильно и четко произносить слова. Это значительно облегчит жизнь, приведет к успеху в работе и учебе. Развивать звукопроизношение помогает тренировка дикции. Она включает комплекс мероприятий, которые улучшают состояние органов артикуляции, повышают качество звукопроизношения.

Важность поставленной дикции для человека

Правильно поставленная дикция включает в себя адекватное произношение слов и хорошее состояние артикуляционного аппарата. Плохое произношение часто спровоцировано физиологическими особенностями, патологией или недоразвитием органов речи (форма языка, мимические мышцы, прикус, мышечный аппарат гортани), протезированием. Также нарушение речевой функции вызывают заболевания головного мозга, травмы в течение жизни, во время родов, гипоксия внутриутробно, во время родовой деятельности, а также другие факторы.

Даже если дикция нарушена, человек может улучшить четкость произношения слов. Для этого имеются специальные упражнения, которые развивают работу артикуляционного аппарата. Но тренировка дикции требует длительных занятий, а также упорства. Чем сильнее выражены речевые нарушения, тем больше понадобится времени для устранения дефектов.

Цели развития дикции:

  • Достижение понимания своей речи. Человек, который имеет невнятную речь, не может добиться понимания аудитории. Окружающие не способны полноценно усваивать информацию, особенно те, которые впервые слышат речь оратора.
  • Возможность произвести хорошее впечатление о себе.
  • Привлечение внимания. Информация воспринимается лучше, если речь оратора четкая и ясная. При наличии дефектов, люди не будут слушать говорящего.

Как повысить качество речи

Как улучшить дикцию? Дефекты произношения у детей быстро поддаются коррекции. Ребенку 4-7-летнего возраста намного проще исправить дефекты речи, так как мозг развивается, образуются новые нервные связи. Гибкость нервной системы значительно ускоряет процесс обучения.

Чаще с детьми и подростками занимается логопед. Он пишет рекомендации родителям, составляет план занятий. Уроки могут быть индивидуальные и групповые.

У взрослых процессы обучения и исправления речевых нарушений происходят значительно медленнее. Взрослому человеку нужно больше времени для исправления дефектов. Достигнутые результаты следует постоянно поддерживать на протяжении всей жизни при помощи регулярных занятий по отработке дикции.

Основные направления, помогающие исправлять звукопроизношение:

  • Дыхательные упражнения.
  • Запись своего разговора, прослушивание его.
  • Применение упражнений с орехами, карандашом, чтение скороговорок.

Существует несколько методик для улучшения речевой функции. Они имеют немного разные способы. В некоторых делается упор на скороговорки, в других на дыхание, успокоение или обдумывание своих слов.

Способ 1: не торопиться во время речи

Методика основана на контроле над своим дыханием, исключении торопливости, обдумывании каждого сказанного слова. Способ также направлен на обучение правильного заглатывания слюны, повторение трудновыговариваемых слов. Тренируют речевую функцию обычно дома. Занятия по технике произношения осуществляют ежедневно.

Дыхание

Для постановки речи большое значение имеет дыхание. Оно дает возможность вовремя наполнять легкие, чтобы предложения были полноценными и не прерывались на вдохе в ненужных местах. Дыхательная гимнастика и контроль за своевременным набором воздуха позволяют сделать речь понятной и плавной.

Для правильного дыхания есть специальные упражнения. Наиболее известным и распространенным является следующее: одну руку следует положить на живот, а другую на грудную клетку. Испытуемый должен во время разговора добиться того, чтобы рука на животе поднималась и опускалась, а на груди – не двигалась совсем. Это называется диафрагмальное дыхание. Метод позволяет увеличить объем вдоха и повысить качество голоса.

Говорить рекомендуется после полноценного вдоха. Выдох должен быть медленный и ровный. Правильное дыхание обеспечивает плавность, внятность разговора, устраняет торопливость в речи.

Без торопливости

Другим правилом является отсутствие торопливости. Не следует спешить во время произношения речи. Нужно обязательно снизить волнение на публике. Для этого рекомендуется чаще выступать, постоянно напоминать себе, что нужно снизить темп. Во время выступлений обязательно должны внятно проговариваться слова, что облегчит восприятие речи окружающими и расположит слушателей к оратору.

Сглатывание слюны

Во время разговора огромное значение имеет своевременное сглатывание слюны. При проглатывании секрета нужно выбирать момент, когда закончилось предложение или необходима пауза. После сглатывания можно сделать очередной вдох и продолжать говорить. Избытка слюны во рту допускать не желательно. Это снижает четкость произношения звуков: «с», «к».

Смысловое содержание сказанного

Во время произнесения речи оратору или актеру следует обдумывать каждое слово, которое он собирается сказать окружающим. Это имеет значение как при выступлениях, так и в повседневной жизни. Говорить нужно связно, не торопиться. Обдуманная речь дает возможность правильно донести свою мысль до слушателей, расположить к себе.

Частые выступления на людях

Чтобы чувствовать себя более уверенным, не волноваться, нужно чаще выступать перед широкой аудиторией. Со временем волнение самостоятельно уйдет, не будет мешать говорить. Перед выступлением нужно потренироваться в воспроизведении речи во время прогулки или пробежки.

Повторение труднопроизносимых слов

При наличии у оратора труднопроизносимых слов, ему рекомендуется постоянно повторять их в повседневной жизни. Слово, которое проговаривается нечетко нужно воспроизводить медленно и максимально разборчиво. Как только уйдут ошибки и запинки в трудных словах, речь будет плавной, четкой, понятной.

Методика 2: повышение качества дикции

Этот комплекс включает в себя проговаривание скороговорок, чтение вслух, использование пробки, грецких орехов, карандаша во время произношения слов, работу над интонацией и выразительностью. Все эти методики позволяют в короткие сроки улучшить качество дикции. Уроки должны осуществляться постоянно, чтобы навык хорошего звукопроизношения со временем не пропал.

Применение скороговорок

Хорошо развивают звукопроизношение скороговорки. Они могут читаться медленно и быстро. Сначала скороговорку заучивают на небольшой скорости. Пациент должен медленно и четко проговаривать все слова. После того как ошибки исправлены, скорость проговаривания скороговорки увеличивается. Эта методика считается наиболее эффективной в самостоятельном исправлении речевых нарушений.

Примеры скороговорок:

  • Во дворе трава, на траве дрова.
  • Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Скороговорки сначала повторяют в медленном темпе, пока они не будут четко проговариваться. После достижения четкого произношения темп прочтения увеличивают с каждым разом, добавляют интонацию и выделяют слова.

Чтение вслух, запись разговора, аудиокниги

Очень полезно читать вслух. При прочтении рассказов, стихов, газет или других произведений следует внятно и четко произносить слова. Интонацией лучше выделять знаки препинания. Читать вслух нужно не меньше 30 минут.

Отлично зарекомендовало себя в тренировках дикции прослушивание своей речи. Пациент во время прослушивания разговора сам находит ошибки, старается поправлять себя. После выявления дефектов идет направленная коррекция ошибочно произносимых звуков, интонации. При домашнем прослушивании аудиокниг, пациент должен обращать внимание, как говорит диктор. Можно скопировать интонацию специалиста.

Использование грецких орехов, пробки и других приспособлений для тренировки четкости звукопроизношения

Специалисты по коррекции речевых нарушений советуют применять грецкие орехи, пробку или карандаш во время тренировок. Грецкие орехи или пробку закладывают за щеки, начинают произносить текст или скороговорку. Можно зажать в зубах карандаш. Использование карандаша допускается и у детей. Не рекомендуют делать упражнение очень долго, так как это сильно утомляет мышцы артикуляционного аппарата. Помимо орехов, пробки и карандаша допускается использовать салфетку, если во время занятий отмечается сильное слюнотечение.

Тренировка интонации

Правильно поставленная интонация дает уверенность в себе, облегчает восприятие сказанного слушателями, улучшает четкость звукопроизношения. Во время разговора следует вырабатывать интонацию. Обязательно нужно следить за высотой голоса. Восходящие интонации лучше не допускать, так как они часто говорят о волнении, неуверенности в себе. Пример восходящей интонации: Я врач? Я уверенный в себе человек?

Голос во время восходящей интонации имеет оттенок извинения. Во время разговора предложение лучше заканчивать утвердительно. Пример: Я уверенный в себе человек.

Способ 3: тренировка мышечного аппарата

Тренировка мышц аппарата артикуляции позволяет повысить их подвижность, податливость во время воспроизведения звуков, слов и предложений. Есть большое количество специальных упражнений для укрепления артикуляционного аппарата. Регулярное проведение занятий позволит говорить четче и яснее.

Упражнения по развитию мускулатуры артикуляционного аппарата:

  • Осуществление широких жевательных движений. При этом следует напевать, мямлить песенку или стихотворение.
  • Растягивание мускулатуры лица и челюсти. Рот открывают как можно шире (как при зевоте), нижнюю челюсть при этом двигают по дуге вправо и влево.
  • Открыть рот, как при зевоте, потом закрыть. Сделать до 5 подходов.
  • Губы сомкнуть, челюсти слегка разомкнуть, попробовать извлечь жужжащий звук.

Правильная осанка

Очень большое значение для четкости речи играет осанка. Во время произношения требуется расправить плечи, выпрямить позвоночник. Это позволит полной грудью набирать воздух, говорить ровнее, спокойнее. Для поддержания осанки специалисты предлагают осуществлять наклоны вправо и влево из положения стоя.

Разогрев голосовых связок

Разогрев связок помогает подготовить их к длинной речи, сделать звукопроизношение четче. Для разогрева есть специальные упражнения. Их начинают выполнять за 10-15 минут до выступления.

Виды подготовки:

  • Пение нот, мурлыканье под нос песни, пение скороговорок.
  • Произношение звука «Уууууу» 2-4 раза. При этом чередуют повышение и понижение интонации (голос опускается и поднимается).
  • Воспроизвести звук «Жжж», при этом похлопывать себя по груди. Такое упражнение помогает очистить трахею и бронхи от мокроты. После тренировки можно прокашляться.

Исключение разговора со стиснутыми зубами

Специалисты не советуют говорить со стиснутыми зубами. Это сильно напрягает мышцы артикуляционного аппарата, снижает четкость звукопроизношения, не позволяет в полной мере открывать рот. Чтобы избежать стискивания челюсти, нужно чаще делать разогревающие упражнения (разминку).

Употребление достаточного количества воды

Звук в гортани образуется за счет голосовых связок. Они требуют постоянного увлажнения. Без нормального количества влаги связки подсыхают, искажается звук, уменьшается его громкость во время разговора. Для полноценного функционирования голосового аппарата следует употреблять нормальное количество воды (2-3 литра за сутки). Это сохранит чистоту голоса и силу звука.

Заключение

Нельзя игнорировать плохую четкость звукопроизношения. Правильно поставленная дикция значительно облегчает жизнь человеку. Оратор с четкой и грамотной речью с легкостью привлекает внимание аудитории, добивается успехов в личной жизни и на работе. Дети с хорошей дикцией легче поступают в университеты культуры, управления и другие учебные заведения. Четкое произнесение речи − это прямой путь к успеху.

 

Читайте также:  Основы делового общения
Оцените статью
Популярный образовательный портал по сочинениям, развитию и постановке речи