Дислексия: болезнь, расстройство или что-то еще?

 

Около 10-15% детей и подростков страдают дислексией. Некоторые из основных ее симптомов могут сохраняться во взрослой жизни.

Дислексия (dyslexia) − это «специфическое расстройство обучения» нейрологического происхождения, характеризующееся недостаточным развитием способностей к чтению, что не может быть объяснено задержкой развития когнитивных способностей или низкого интеллекта. Тем не менее предрассудки, что дети с дислексией являются неинтеллектуальными и не подходят для обучения в школе, широко распространены. Многие одаренные дети-дислексики имеют сверхсредний интеллект.

Леонардо да Винчи − дислексический и гениальный?

Ряд исследований, и в частности, диссертация о Леонардо да Винчи, написанная в 1962 году психоаналитиком Эйсслером, предполагает, что гений страдал от дислексии.

Церемония чтения

Речь и письмо сделали людей уникальными. Механизм приобретения навыков свободного чтения – это многогранный процесс, в котором начинающий читатель должен объединить визуальный элемент (букву) со слуховым элементом (речевым звуком) в новую аудиовизуальную единицу.

С точки зрения нейробиологии, грамотность поддерживается двумя эволюционно-развитыми нейронными системами, преимущественно расположенными в левом полушарии: одна для разговорного языка, а другая для распознавания визуальных объектов. Поскольку чтение является недавним культурным изобретением, эти системы должны адаптироваться к вновь полученному навыку.

Бороться с дислексией можно только познакомившись с ней!

Шесть имен расстройства

«Отталкиваясь» от вида нарушений процесса чтения, Р. И. Лалаева (доктор педагогических наук) установила следующую классификацию дислексии:

  • Фонематическая. Система фонем (звуков) языка выполняет ряд функций, необходимых для воспроизведения устной речи. Если образовалось «слабое звено» − недоразвитие функциональных связей, то возникают проблемы при чтении:
    • нарушается способность воспринимать звуковой состав слова (д − т, б – п; ж − ш; с − ш);
    • нарушается фонематический анализ:
      • вставляются гласные между рядом стоящими согласными (маска — «масака»);
      • не замечаются рядом расположенные согласные (паста — «паса»);
      • звуки меняются местами (утка — «тука»);
      • опускаются слоги, путаются местами (собака — «сака», «сокаба»).
      • пропускаются и вставляются звуки при отсутствии рядом стоящих согласных в слове;
    • побуквенное чтение (сначала называются буквы, а затем читается сам слог).
  • Семантическая. Теряется смысл текста. Но сами слова не искажаются, техника сохраняется. Процесс осуществляется механически; «рвется» синтаксическая связь, слова в предложении усваиваются изолированно.
  • Аграмматическая. Проявляется нарушением системного развития речи (закономерностей грамматики), при которой происходит:
    • неправильное использование падежа, рода, числа, прилагательного и существительного («игрушка новое», «кошек ласковую»);
    • изменение числа существительных и падежных окончаний («из-под
    • кроватях», «в домов»);
    • искажение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени («это был кукла», «ураган промчалась»);
    • неверное применение родовых окончаний местоимений («такая дом», «комната наш»).
  • Мнестическая. Нарушается механизм формирования: буква – звук. Трудно составить ряд из 5 звуков или слов, поэтому они могут пропускаться. Нарушается ассоциация звуко-буквенного определения.
  • Оптическая. Возникают сложности в дифференцировании похожих графических букв. Происходит взаимозамена и смешивание:
    • Л — Д>В;
    • Ь>Р; Т>Г; Н>П>И;
    • нарушаются оптико-пространственное восприятие, зрительное расчленение и соединение.
  • Тактильная. Присуща слепым детям. Им сложно опознать шрифт Брайля (рассчитанный для чтения слабовидящими). Буквы с одинаковым набором точек (тактильно похожие) – путаются: (В>И; Ж>Х).

Незрячий дислексик улавливает изолированно новую букву, при этом не происходит глобального чтения. Содержимое прочитанного искажается из-за пропуска букв, поиска слова.

Дислексия − это просто другое имя для плохого чтения!

Демонстрация

Признаки расстройства чтения и правописания:

  • Сниженная скорость. Дислексикам требуется в два-три раза больше времени, чем другим детям. Более медленное чтение приводит к большому затруднению понимания того, что было прочитано, особенно в длинных предложениях.
  • Связывание отдельных букв с соответствующими звуками происходит очень медленно, и часто делаются ошибки. Вместо слов, которые трудно читать, дети склонны читать другие слова с похожими буквами.
  • Некоторым детям удается выводить содержание предложения на основании других слов, которые он содержит, даже если отдельные слова читаются неправильно.
  • Ограниченная скорость чтения также является основным симптомом расстройства чтения у взрослых. Это происходит со сложными, многосложными и редкими словами. В стрессовых ситуациях симптоматика усиливается. Может проявляться в подсчете (например, при чтении математических словесных задач) и при изучении иностранных языков.
  • Значительно большим количеством орфографических ошибок. В свободном письме слова избегаются, когда дети подозревают, что они не могут правильно их написать. Это часто воспринимается как ограниченная лексика или отсутствие лингвистических способностей. Тем не менее, обычно это стратегия компенсации, чтобы избежать орфографических ошибок.

Визуальный стресс:

  • Около трети детей с дислексией жалуются на напряжение глаз или зрительные искажения во время чтения. Эта субъективная симптоматика (синдром Марса-Ирлен) включает в себя:
    • просмотр букв, перемещающихся по странице;
    • размытие или формирование странных паттернов;
    • пространственные искажения;
    • частые мигания;
    • потерю места на странице;
    • головную боль.
  • Яркие огни, флуоресцентные лампы или глянцевая бумага ухудшают симптомы во время чтения.

Каждый ребенок с дислексией должен проходить тестирование зрения, и если какая-либо ошибка рефракции обнаруживается, следует использовать предписанные очки или линзы.

Негативные мысли:

  • 40-60% детей и подростков с дислексией испытывает психологические проблемы – депрессии, мрачное настроение и беспокойства. Они чувствуют себя отверженными и не одобряемыми учителями.
  • Частота попыток самоубийства у подростков с дислексией в три раза выше, чем у подростков одного возраста без дислексии.

Клиническое интервью

Диагностика чтения и орфографии

Должна учитывать способности к чтению: скорость, точность и понимание; способности к написанию. Для проверки необходима комбинация различных диагностических тестов. Это предполагает индивидуальное тестирование. Производительность ребенка сравнивается с показателями детей в том же учебном году.

Оценка интеллекта

Тест на лингвистические способности, логическое мышление, скорость обработки и память − позволяет дифференцировать диагноз слабости чтения и орфографии из-за более низкого интеллекта и дислексии с когнитивными способностями.

Дополнительный опросник:

  • История школы: развитие чтения, орфографии и других предметов.
  • Развитие навыков письменного языка (образцы диктанта).
  • Оценка эмоционального состояния.

Парадокс дислексии

Как правило, дислексия у детей не диагностируется до тех пор, пока ребенок не научится читать. В результате дислектики часто имеют большой разрыв в способности к чтению, чтобы достичь уровня их типичных сверстников. Поэтому терапевтические воздействия, применяемые в детском саду и первом классе – наиболее эффективны.

Дислексия обычно диагностируется после того, как наиболее эффективное время для терапии прошло.

Поэтому если имеется риск семейной истории дислексии, то в сочетании с поведенческими оценками, для дополнительной диагностики у маленьких детей необходимо использовать методы нейровизуализации: магнитно-резонансную томографию (МРТ) и электроэнцефалографию (ЭЭГ). Они обеспечивают высокое пространственное и временное разрешение, не будучи инвазивными.

Коморбидность – «друзья по несчастью»

Несмотря на сильную взаимную связь между расстройством чтения и психическими расстройствами, мнение, что дислексия − это психическое заболевание – ошибочное. Их совместное появление часто неправильно интерпретируется, что приводит к менее оптимальным результатам лечения. Тщательное рассмотрение возможности возникновения сопутствующих расстройств имеет решающее значение для дифференциальной диагностики.

Коморбидность патологических процессов между дислексией и сопутствующими психическими расстройствами:

  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (встречаются вместе в 30-50% случаев).
  • Обсессивно-компульсивное расстройство.
  • Нарушения аутистического спектра.
  • Генерализованное тревожное расстройство.
  • Депрессии.

Признаки сопутствующей группы: слуховая и визуальная невнимательность; дефицит в скорости обработки (словесной рабочей и фонологической кратковременной памяти); ослабленное понимание прочитанного; внешнее поведение; низкая самооценка; плохой почерк.

Общие риски: гены (MRPL19 и DCDC2); структурные и функциональные нервные расстройства; недоразвитие устной обработки и языковых навыков; семейные факторы.

Дислексия не является феноменом «все или ничего», но подобно весу или росту, выражается в разной степени.

Траектории развития

Как и все другие поведенческие расстройства, этиология дислексии является многофакторной. Разработано несколько теорий для описания основных процессов, лежащих в основе расстройства.

Молекулярно-генетическая

Недавняя идентификация и клонирование генных мутаций, связанных с дислексией, позволяет исследователям добиваться более точного определения патогенеза заболевания.

Связанные с дислексией гены участвуют в контроле миграции некоторых нейронных линий, а также в регулировании роста аксонов. Существует некоторое соответствие между их дисфункцией и некоторыми структурными и функциональными аномалиями, обнаруженными у лиц, страдающих дислексией.

У ребенка с родителем, страдающим дислексией, риск развития расстройства составляет 40-60% и увеличивается, когда затрагиваются другие члены семьи. В относительном риске для брата наблюдается увеличение в 3-10 раз и встречается у 68% идентичных близнецов.

Фенотипические аспекты и нейрофизиологические теории

Предполагают нарушение обработки:

  • Фонологической – связи между фонемами и графемами (звука с буквами).
  • Слуховой – коротких или быстро меняющихся звуков. Аномальные нейрофизиологические реакции на звуковые раздражители.
  • Визуальной – зрительных, быстро движущихся стимулов. Нарушена чувствительность клеток внутри «магноцеллюлярного зрительного пути».
  • Работы мозжечка – расстроена автоматизация когнитивных процессов и моторного контроля.

Терапевтические интервенции

Принимая в качестве отправной точки модель «портфель причин» в возникновении дислексии, основой для лечения должен быть принцип системного подхода. Области наук, занимающиеся таким расстройством речи, − нейробиология, психология, логопедия, психиатрия – исследуют новые пути преодоления дислексии.

Коррекционное обучение

Является наиболее распространенным. Логопедические методики используют специальные стратегии обучения и учебные материалы. Врач-логопед составляет индивидуальную образовательную программу, чтобы сократить или устранить недостатки у ребенка, выявленные во время оценки состояния. Для достижения результатов ребенок должен проходить учебные курсы по коррекции два или три раза в неделю несколько лет. Во время этих занятий ребенок систематически выполняет структурированные учебные упражнения, чтобы узнать, что слова могут быть разделены на более мелкие единицы звука («осведомленность о фонеме») которые связаны со специфическими шаблонами букв. Практикует чтение историй: для изучения слов в контексте и понимания смысла; учится правильно ставить ударение в словах. Из-за высокой пластичности нервной системы в ранние годы коррекция должна начинаться в начальной школе.

Компьютерные тренинги

Тренировки улучшают определенные компоненты внимания и качество чтения у дислексиков. Обучение состоит из видеоигры, в которой неявно изучаются новые ассоциации, формирующиеся быстро движущимися объектами на экране, пространственной и временной непредсказуемостью, акцентом на периферийном поле зрения и высокими двигательными и когнитивными нагрузками.

Фармакологические подходы

Отсутствуют долгосрочные исследования, подтверждающие эффективность медикаментозного вмешательства, а побочные эффекты от препарата «Метилфенидат» продолжаются даже после завершения лечения.

Обзор роли пирацетама, производного нейротрансмиттерной гамма-аминомасляной кислоты, при лечении дислексии показал, что результаты не были успешными. В лучшем случае его можно использовать в качестве дополнения к «коррекционному обучению».

Стереоскопические упражнения для глаз

Метод коррекции основан на гипотезе о том, что дислексия имеет визуальное происхождение. Используется принцип цикловергенции: при взгляде вниз глаза вращаются к носу, а при взгляде вверх вращаются в боковом направлении. Таким образом тренируется бинокулярное зрение.

Цветные накладки

Дислексики часто жалуются на зрительный стресс при чтении. Обнаружено, что цветные накладки (прозрачные пленки) уменьшают напряжение глаз и головные боли, улучшая показатели чтения.

Медитация внимательности

Внимание играет важную роль в свободном чтении. Основой метода является: «осознание, которое возникает благодаря обращению внимания на цель, в настоящий момент».

Музыка

Реабилитация направлена на восстановление функциональных связей между речевыми областями мозга, посредством восприятия музыки, что положительно отразится на навыках чтения.

Омега-3

Исследования демонстрируют, что существует зависимость между дефицитом метаболизма полиненасыщенных жирных кислот и дислексией. Омега-3 необходимы для регуляции функции мозга и структуры нейронных мембран.

Аюрведа

Может помочь в улучшении функционирования мозга, внимания и памяти у людей с дислексией. Лечить аюрведическими препаратами детей можно только после 12 лет.

Профилактика

В качестве первичной профилактики разработаны схемы, основанные на дошкольной поддержке лингвистических способностей. В течение нескольких лет в детских садах должна применяться ранняя программа поддержки «Слушай и учись». Она используется с небольшими группами детей за полгода до того, как они пойдут в школу. Основное внимание должно уделяться языковым играм, распознаванию рифм, «хлопающим» слогам, обучению правильному звукопроизношению. Ранняя поддержка также снижает риск для детей, которым угрожает дислексия.

Значимость семей в поддержке языковых навыков у дошкольников хорошо известна. Домашняя программа «Давай читать!» связывает поддержку дошкольного языка с чтением вслух и поощрения знания алфавита. За последние полгода, прежде чем ребенок начнет учиться в школе, один из родителей должен ежедневно проводить 15 минут занятий с ребенком дома. Издано много книг с играми и заданиями, включающими распознавание и создание рифм; изучение слов и предложений, буквенно-звуковых ассоциаций. Мероприятия очень интересны для детей, а также такая схема готовит их к школе.

Регулярное чтение вслух с детьми.

 

Читайте также:  Развиваем речь играя
Оцените статью
Популярный образовательный портал по сочинениям, развитию и постановке речи