Действенные методы лечения шепелявости

 

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи − это патология речевой функции, характеризующаяся несформированностью произношения звуков. Одним из ее проявлений, является шепелявость. Логопеды считают, что она развивается в результате нарушения тонуса мышц артикуляционного аппарата, проблем со слухом и других факторов. Исправление дефекта у взрослых и детей требует длительных логопедических занятий под контролем специалиста.

Общая информация

Шепелявость характеризуется нарушением произношения шипящих и свистящих звуков. У человека сохраняется грамматика, лексикон и понимание речи окружающих людей. Патология развивается в результате различных причин:

  • наследственной предрасположенности;
  • нарушения подвижности языка;
  • расстройства слуха, не позволяющего человеку правильно слышать фонемы;
  • сопутствующих изменений речи;
  • если сформирован неправильный прикус;
  • травматических повреждений ротового аппарата и др.

Указанные факторы способны приводить к развитию шепелявости у ребенка или взрослого человека. В этом случае речь больного изменяется характерным образом: нарушается произношение свистящих и шипящих звуков, отмечается расстройство движений языка и возникает перешептывание.

В зависимости от конкретных причин, человек может шепелявить по-разному. В некоторых случаях речевой дефект может быть едва заметен, а иногда приводить к выраженному нарушению общения между людьми.

Выявление причин патологии

Почему всем людям с шепелявостью и другими дефектами речи следует обращаться к терапевту? Часто, речевое расстройство связано с органическими изменениями в ротовой полости, например, с неправильным прикусом. Занятия с логопедом в этом случае будут иметь ограниченную эффективность.

Обследование проводится по следующему алгоритму:

  1. Специалист беседует с обратившимся человеком и узнает давность развития шепелявости, возраст его появления, а также факторы, с которыми больной сам связывает появление дефекта.
  2. При осмотре полости рта может быть выявлено нарушение прикуса, отсутствие зубов, короткая уздечка языка и др.
  3. Логопедическое исследование, направленное на изучение фонетики, грамматики и сформированного лексикона.
  4. При подозрении на органическую патологию нервной системы проводят консультацию с неврологом и диагностические мероприятия: компьютерную, магнитно-резонансную томографию.

Интерпретировать получаемые результаты должен только врач. Попытки самостоятельного лечения могут привести к прогрессированию речевого дефекта на фоне органических изменений в полости рта или нервной системе.

Подходы к лечению

Специалисты знают, как избавиться от шепелявости. Для этого рекомендуется пройти комплексную коррекцию под контролем логопеда. Цели лечения следующие:

  • научить больного правильно произносить звуки;
  • обеспечить формирование двигательных стереотипов языком для предупреждения прогрессирования речевых расстройств.

С этой целью в терапии используют: логопедические упражнения, дыхательную гимнастику и массаж языка. Важно отметить, что после начала лечения у логопеда, больной должен самостоятельно заниматься в домашних условиях.

Если расстройство выявлено в детском возрасте, то ребенок может избавиться от него к 7-8 годам. В этом случае, шепелявость не приводит к каким-либо негативным последствиям для социализации или обучения детей. При возникновении нарушений речи во взрослом возрасте, требуются длительные мероприятия по коррекции.

Внимание! К шепелявости приводят различные факторы. Перед лечением требуется выявить возможные органические причины для их коррекции с помощью медикаментозных методов.

Лечение в медицине

Шепелявость может быть связана с различными органическими причинами, которые требуют совместного лечения с врачом. При возникновении речевого дефекта у детей, частой причиной являются хронические воспалительные заболевания носовой полости и аденоиды, нарушающие дыхание. Проведение хирургического вмешательства по удалению разрастаний ткани миндалин и медикаментозная терапия позволяют устранить проблемы со звукопроизношением.

Одна из частых причин шепелявости − неправильный прикус зубов. Его устраняют с помощью ношения брекетов или ретейнеров, позволяющих сформировать нормальное строение ротовой полости. Если у человека отсутствуют зубы, то проводится их протезирование. Своевременная коррекция проблем в полости рта в лечебных учреждениях позволяет избавиться от речевых дефектов и предупредить изменения в артикуляционном аппарате.

Артикуляционная гимнастика

Частая причина развития шепелявости − неправильное положение языка во время произношения звуков «с» и «ш». Человек может исправить подобное расстройство с помощью логопедических тренировок. Они основываются на регулярном проведении артикуляционной гимнастики. Логопеды при работе с пациентом дают методические указания по ее выполнению.

Перед тем, как начинать занятия, необходимо расслабить язык. Для этого нужно несколько раз провести им по верхней губе, стараясь не напрягать во время движений. Если чувство напряжения остается, то задание необходимо повторить. Практикуют следующие движения:

  • Упражнение «чашечка» − человек приоткрывает рот и поднимает переднюю и боковые отделы языка, формируя в его центре небольшое углубление. Нижняя челюсть при этом должна быть неподвижной, а язык не должен выходить за пределы ротовой полости кнаружи. В конце задания следует постараться произнести звук «з». Изначально, фонема может быть глухой и похожа на «ж», однако, при регулярном выполнении гимнастики данную проблему удается устранить.

  • Пациент с полуоткрытым ртом высовывает язык и кладет его на нижнюю губу. Произнося «ля-ля», он совершает движения его кончиком от одного уголка рта к другому. Для правильного выполнения упражнения необходимо сохранять одно положение нижней губы и не напрягать мышцы языка.
  • Задание «блинчик» − язык при полуоткрытом рте слегка выдвигают вперед и максимально его распластывают. После этого, по нему необходимо слегка постукивать верхними губами, сохраняя расслабленность мышц. Делать задание следует до появления чувства легкости выполнения движений.

  • Для улучшения артикуляции речевого аппарата советуют регулярно читать книгу либо газету, держа между губами зажатую пробку или ручку. Это способствует формированию правильных двигательных стереотипов и нормализации речи.

  • Пациент во время разговора закрывает рот, держа губы сомкнутыми, однако верхний и нижний ряд зубов не контактируют друг с другом. В таком положении необходимо читать вслух или рассказывать что-либо другому человеку. Важно стараться говорить так, чтобы речь было слышно. Оптимальное время разговора или чтения − 10-30 минут с постепенным его увеличением.
  • Каждому человеку с шепелявостью необходимо как можно раньше начинать устанавливать произношение звука «ш». Для этого, необходимо вытянуть губы, сжать зубы и поднять язык к небу, но не касаться его. При этом пациент начинает произносить звук «ш», имитируя шипение змеи. Лучший эффект наблюдается при одновременном надавливании пальцами на обе щеки. Постепенно подросток или взрослый человек усваивает правильную фонему при регулярных занятиях.

В первые недели коррекции речевую гимнастику следует выполнять под контролем логопеда. Такой специалист существует в дошкольных и школьных учреждениях, а также занимается лечением речевых дефектов в поликлиниках. После того как человек осваивает технику выполнения упражнений, он может продолжать выполнять их дома, периодически посещая логопеда.

Дыхательная гимнастика

Плохое и неглубокое дыхание, нарушения которого возникают во время разговора, приводят к различным речевым дефектам, в том числе к шепелявости. Для устранения причины необходимо выполнять упражнения на развитие речевого дыхания:

  • «Шипение гусей» − человек ставит стопы на ширине плеч, а руками упирается в бедра. Постепенно он наклоняется вперед, вытягивая шею и произнося во время длинного выдоха звук «ш».  Упражнение выполняют медленно − от 3 до 10 секунд. Количество повторений 5-6.
  • Улучшение артикуляции речи наблюдается при выполнении гимнастики «косарь». Исходное положение ног аналогично предыдущему упражнению. Руки при этом следует согнуть в локтях и выдвинуть их вперед. Пальцы сжимаются в кулак. При повороте корпуса влево-вправо человек имитирует движения с косой, широко размахивая руками и говоря «жух-жух!». Не следует делать движения быстро, их скорость должна быть комфортной. Необходимое количество повторений 5-7 раз.
  • Для упражнения «пиление дров» необходим второй человек. Следует стать напротив него лицом к лицу. Ноги должны быть на ширине плеч, однако, левая нога немного выдвинута вперед. Оба участника берутся руками друг за друга и поочередно сгибают-разгибают их, имитируя движения при распиливании дров. Во время упражнения необходимо проговаривать звук «ж». Темп должен быть умеренным. Задание продолжается 30-60 секунд.
  • Упражнение «паровоз» может выполняться в любом возрасте. Человек ходит мелкими шажками по комнате или на месте. Руки при этом согнуты и двигаются взад-вперед. Во время движений человек проговаривает «чух-чух», имитируя звук поезда. Продолжительность задания до 1 минуты.

Дыхательную гимнастику выполняют каждый день на протяжении 3-4 недель. Убирать упражнения следует после коррекции речи и консультации с логопедом.

Если шепелявость связана с неправильным прикусом или другими изменениями в ротовой полости, то логопедические упражнения и дыхательная гимнастика имеют ограниченную эффективность.

Использование скороговорок

Проговаривание скороговорок − эффективный метод устранения шепелявости. Логопеды выделяют ряд заданий для отработки звука «ч», «ш» и «щ». Первоначально человек может испытывать трудности с их проговариванием, однако переставать выполнять упражнения не стоит.

Задания для коррекции «ш» и «щ»

Скороговорка «кукушка кукушонку купила капюшон» позволяет сформировать правильное произношение звука «ш». Для этого, требуется вытягивать губы вперед и поднимать кончик языка к твердому небу и зубам, не касаясь их. Язык должен быть широким, а не узким. Его края касаются обоих рядов зубов, блокируя выход воздуха по сторонам ротовой полости. Воздух должен двигаться только вперед, формируя правильный звук «ш».

Скороговорка для улучшения произношения звука «щ» следующая: «хищник в роще рыщет − хищник пищу ищет». Произносить ее следует быстро, но, сохраняя правильность фонетики. Постепенно скорость увеличивают, что позволяет человеку нормализовать разговорную речь.

Работа над звуком «ч»

Фонема «ч» относится логопедами к сложным. Для ее произнесения требуются достаточно сложные артикуляционные движения: губы выдвигаются вперед и округляются, зубы сомкнуты, но между ними имеется небольшая щель. Расплющенный кончик языка поднимается к небу и располагается около верхних зубов. В момент выдоха небольшая щель между зубами и формирует звук «ч».

Скороговорки для улучшения произношения фонемы следующие: «у нас в печурочке золотые чурочки», «чудак под диванчик прячет чемоданчик». Во время тренировок человек постепенно ускоряет их произнесение, добиваясь сохранения правильного звучания.

Шепелявость − распространенный речевой дефект, который может встречаться у детей и взрослых людей. Нарушение речи не сопровождается нарушениями грамматики и снижением словарного запаса, в связи с чем не приводит к негативным последствиям для человека. При своевременном обращении за помощью логопед проводит необходимое обследование и консультируется с врачом. Подобранные мероприятия по логопедической коррекции, а также медицинские подходы к лечению, позволяют нормализовать произношение отдельных фонем и избавиться от шепелявости.

 

Читайте также:  Скороговорки, благодаря которым вы избавитесь от картавости
Оцените статью
Популярный образовательный портал по сочинениям, развитию и постановке речи