В 1886 году была опубликована повесть Короленко под названием Слепой музыкант, что полюбилась читателю и по настоящее время изучается в школах. В этой повести раскрывается тема любви, смысла жизни, тема воспитания и искусства. Давайте остановимся на работе В.Г. Короленко Слепой музыкант кратко для читательского дневника.
Короленко: Слепой музыкант кратко по главам
Глава 1
Слепой музыкант под авторством Короленко в пересказе начинается известием о рождении ребенка. Этот мальчик родился в богатой семье. Он был первенцем, однако радость затмило подозрение женщины. Это подозрение было подтверждено докторским диагнозом. Его вердикт: мальчик слепой. Семья была немногочисленной. Проживало лишь четыре человека, муж с женой, брат жены дядя Максим и новорожденный. Брат был сподвижником, часто участвовал в дуэлях. На одной из них он был ранен, рука так и осталась бездейственной. А в одном из боев он потерял ногу.
Хозяин поместья редко бывал дома. Он возводил мельницу и этот процесс сильно его увлек. Однако о жене не забывал и старался все ее желания выполнять. Мать слишком оберегала малыша, пока брат ей не сказал оставить ребенка в покое. Мальчик стал очень хорошо ориентироваться на полу, ползая по дому. Когда мальчик научился говорить, свои ощущения он стал объяснять словами.
А однажды они пошли с мамой к реке. От переизбытка новых звуков, новых ароматов, ребенок впал в обморочное состояние. Дядю Максима обеспокоила такая реакция ребенка и он стал интересоваться психологией детей. Теперь с новым малыша знакомят постепенно. Изучив литературу, дядя приходит к выводам, что его племянник рожден слепымне просто так. Он пришел в мир, чтобы реализовать свои необыкновенные способности. Правда, еще нужно понять, что это за дар.
Глава 2
Продолжая работу над произведением Короленко Слепой музыкант, мы видим мальчика, которому исполнилось пять лет. За это время он хорошо ходит по дому, будто видит все предметы перед собой. На улице гуляет с палкой. Как-то мальчик услышал звучание дудки. Эти звуки очень понравились ему и своими ощущениями ребенок делится с мамой. Как-то придя в комнату Пети, чтобы пожелать ему спокойной ночи, мама не видит там сына. Он заворожено слушал, как играет конюх. Теперь сложно выгнать оттуда ребенка, ведь он все свое время проводил там. Мать Попельская даже стала ревновать, а так как у нее за плечами музыкальное образование, она просит мужа купить пианино.
И вот пианино в доме. Но, беда. Сын не оценил игру матери и звучание пианино. Это расстроило женщину, но она не теряла надежду и продолжала играть. Поняв, что через музыку нужно передавать эмоции, она заиграла по-другому и ребенок это оценил, его заинтересовало и пианино. Теперь ему хочется получить навыки игры не только на дудке, но и на пианино. Дядя понимает, в племяннике кроется талант музыканта. Его и нужно развивать. Максим планирует научить мальчика и петь. Для этого он повел ребенка к конюху, которого попросил спеть народную песню. Все заслушались, представляя свои картины, что рисовала песня.
Глава 3
В шесть лет Петя был полностью самостоятельным. Сам убирал в комнате, застилал постель, занимался с дядей физическими упражнениями. Чтобы мальчик развивался всесторонне, дядя учил его истории, а также приглашал дворовых ребят. Правда, те боялись незрячего, да и Пете их общение было не интересно. В деревне рядом с участком родителей Пети селятся приезжие Якульские, у которых была дочь Эвелина ровесница Пети. Впервые дети встретились на речке. Это знакомство было неудачным и мальчик прогоняет соседку. Когда Эвелина вновь решилась на встречу, дети разговорились, но желание Пети исследовать лицо девочки показалось собеседнице странным. Это напомнило мальчику о его врожденном недуге и он рассказывает все Эвелине. Расскажет и о своих специальных книгах, и о дяде, который с ним занимается. Соседка стала часто наведываться в дом к мальчику, который учил ее наукам. Теперь они лучшие друзья, как и их родители.
Глава 4
Дядя видит, что теперь мальчик общается не только с ним. Много времени тот уделяет соседской девочке, с которой они подружились. Паренек был в восторге от Эвелины и его разговоры были только о ней, да и во сне она к нему приходила. Пете очень захотелось видеть, различать цвета, но увы. Как-то конюх подарил мальчику аиста и тот стал утверждать, что видит контуры. Однако дядя этому не поверил. С возрастом Петя стал меняться. Менялось и его мировозрение. Чаще он был замкнутым и безрадостным, впадал в грусть и печаль. Только Эвелине удавалось вывести его из такого состояния. Чувства у него стали еще более острыми, поэтому он даже пролетающий метеор смог услышать.
Глава 5
Далее Короленко в своем произведении переносит нас на пять лет вперед. Теперь Петя молодой парень, к которому стали приглашать новых знакомых по решению дяди, который захотел разнообразить жизнь племянника. В поместье приглашен и старый друг Максима с его сыновьями студентами из музыкальных учреждений. Все общаются за столом. Парни рассказывают о смысле жизни, о планах. Эвелина делится и своим видением взрослой жизни, где уверена, что у каждого своя дорога. Такие застолья были утомительными для Петра, но в то же время ему было интересно, поэтому знакомство решили продолжить в следующий раз.
За очередной беседой, один из студентов стал проявлять интерес к Эвелине. Петру это не понравилось и он выскочил из-за стола. Девушка тут же бросилась за ним. Нашла его у мельницы. Там герои объясняются в любви и решают жениться. Когда счастливые дети вернулись обратно, Пете захотелось сыграть на пианино. Его игра была удивительной и завораживающей. Студенты советуют парню заняться серьезно своим талантом, пророча ему великое будущее.
Глава 6
Теперь Попельские поехали в гости к знакомому дяди. Там Петя получил много новых эмоций, в том числе побывав у могилы разбойника и его верного бандуриста. Также он побывал в монастыре, где познакомился со звонарем, таким же слепцом от рождения. В разговоре с Петей звонарь показался злым. Впоследствии он и себя стал считать таким. О случае в монастыре Эвелина рассказала дяде Максиму.
С приходом зимы Петя становился мрачнее, его стали посещать мысли о сути жизни, он не понимал, зачем таким, как он, жить. Он все чаще досадовал о своей судьбе, желая видеть. Ради этого он готов даже с нищим поменяться местами. Как-то Максим с Петей направились в церковь к чудотворной иконе. Там при входе в церковь сидели нищие и пели песню. Такая встреча еще больше подкосила психологическое состояние парня.
Ближе к лету Максим решает везти Петра в Киев, где бы парень начал обучение игре на пианино. Однако по дороге им встретились слепцы, что странствовали и держали путь в Почаев. Петя примыкает к ним, а Максим едет в Киев один. Путешествие, во время которого Петр смог пообщаться со слепыми музыкантами, обогатило его духовный мир и подарило новые впечатления. Несмотря на то, что в Почаеве парень не прозрел, он получил душевное исцеление.
Вернулся домой Петя к осени.
Глава 7
Осенью Эвелина заявила родителям о намерении выйти замуж за Петю. Они дали согласие. Была сыграна свадьба. Спустя время Эвелина была уже в положении. Петр очень переживал, и только после рождения ребенка, когда доктор сказал, что ребенок зрячий, он успокоился. Мало того, когда доктор делал свое заключение, будто молния пронзила парня и как ему показалось, смог он увидеть и мать, и дядю, и жену. Потом герой потерял сознание.
Заключение
Спустя три года, Петр на большой сцене. Это его дебют. Поддержать Петра приехали дядя и его жена. О нем заговорили, его музыкой восхищались, а дядя стал слышать уже не горестные ноты его музыки, которые всегда он чувствовал в песне слепцов, а услышал счастье от жизни. Максим понял, наконец-то племянник прозрел и будет наполнять песни о несчастных счастливыми нотами. Все старания Максима прошли не напрасно и свою жизнь он прожил достойно.
Слепой музыкант: герои
Изучив пересказ книги Слепой музыкант, можно выделить главных героев. Это Петя слепой парень, у которого раскрылся талант музыканта. Эвелина соседская девочка, с которой подружился Петя. Дядя Максим, который приложил немалые усилия для того, чтобы племянник стал уверенным и не чувствовал себя инвалидом.
Здесь же имеются и второстепенные герои. Это родители Пера Попельские, студенты братья Ставрученко, звонарь и слепцы.
Главная мысль
Останавливаясь на главной мысли произведения Слепой музыкант, мы можем отметить желание писателя передать любовь к жизни вопреки всему. Стремление человека найти себя и свой талант. Своим произведением автор показал, как вопреки сложностям, можно всегда стать достойным человеком и истинным гражданином.